346 subscribers

Анализ работы Сальвадора Дали "Атомная Леда". Сюрреализм.

156 full reads
295 story viewsUnique page visitors
156 read the story to the endThat's 53% of the total page views
4 minutes — average reading time

Я решила сделать анализ этой работы, потому что она одна из самых моих любимых у Сальвадора Дали. Она отразила в с себе весь 20 век с его мощью и ужасом. Она наглядно показывает, что такое сюрреализм.

Сюрреализм ( от французского сверхреализм) – направление сформировавшиеся к началу 1920 годов во Франции. Само слово сюрреализм было использовано еще в 1917 году Г. Аполлинером в своей статье. В 1924 году идеолог движения Андре Бретон выпустил первый Манифест сюрреализма.

В основе сюрреализма были идеи Фрейда, открывшего бессознательное существование. Следуя его взглядам, сюрреалисты провозглашали, что иррациональное и бессознательное начало – это высшая истина, которая играет главную роль в понимание реальности.

Другими слова сюрреалисты считали, что образы, приходящие во сне, в мечтах и фантазиях, гораздо более реальны, чем те, что ограничены нашим сознанием. Только эти образы необходимо научится вытаскивать из своего подсознания.

Именно поэтому Сальвадор Дали предпочитал творить сразу после пробуждения, когда разум еще не успевал осмыслить увиденное во сне.

фото из открытых источников. Фрагмент картины Сальвадора Дали "Атомная Леда".
фото из открытых источников. Фрагмент картины Сальвадора Дали "Атомная Леда".
фото из открытых источников. Фрагмент картины Сальвадора Дали "Атомная Леда".

Некоторые сюрреалисты даже писали в состоянии гипноза, алкогольного и наркотического опьянения. Этот метод творчества они называли автоматизмом. Главное для сюрреалистов это освобождение любой ценой бессознательного от оков разума.

Сюрреалисты оказались очень близки Сальвадору Дали, и он примкнул к кружку Бретона. В том же 1929 году художник знакомится с Еленой Дьяконовой, уроженкой Казани, которой суждено было стать путеводной звездой знаменитого художника.

Мистицизм, то есть глубокое, интуитивное понимание сути предметов, реальности, желание найти духовную сущность всякой субстанции – становится главной чертой художника.

Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года для художника было потрясением. Атом захватил ум художника. Он хотел постичь природу вещей, их скрытых сил и законов, которыми они управляются, для того чтобы подчинить их себе и властвовать над ними.

Сальвадор Дали решил, что посредством своей живописи он сможет проникнуть в самое «средоточие реальности».

Художника заинтересовала физическая и мистическая природа атома, частицы которого не соприкасаются друг с другом. Для Сальвадора Дали, который тоже старался не соприкасаться ни с кем, кроме любимой Галы, это было открытием. Он обнаружил сходство своих ощущений и строения атома.

Фото из открытых источников.  Сальвадор Дали. "Атомная Леда".
Фото из открытых источников. Сальвадор Дали. "Атомная Леда".
Фото из открытых источников. Сальвадор Дали. "Атомная Леда".

Сальвадор Дали использует этот принцип для построения композиции «Атомная Леда», где все элементы картины не касаются друг друга. Картина написана в 1949 году и находится в Фонде Гала - Сальвадор Дали, в Фигерасе.

Леда – это супруга спартанского царя Тиндарея. Громовержец Зевс, пораженный ее красотой, предстал перед ней в образе прекрасного лебедя на реке Еврот и овладел ее. После этого Леда родила героев-близнецов и дочь Елену Прекрасную. Этот мифологический сюжет использовался часто в работах мастеров Возрождения.

В образе спартанской царицы художник пишет свою Галу. Реальная и женщина изображается как богиня. Ее поза полна величия. Она равная Зевсу. Даже ее недостатки воспринимаются как совершенство. Художник пишет мифологический образ с современной женщины. Он сознательно подчеркивает это деталями: прической, маникюром.

Гала здесь как объект поклонения художника, парящий над пьедесталом, достойным статуи античного божества.

Она в картине «Атомная Леда» - смысловой и композиционный центр, все мироздание подчинятся исключительно ей. Она здесь мать, возлюбленная, сестра и центр вселенной. Себя художник изобразил в виде лебедя, который не касается Леды. Это намек на высокую духовную любовь. Лебедь имеет божественное начало, на это указывает то, что у него нет тени.

Все в картине висит в пространстве, не соприкасаясь друг с другом, по принципу строения атома. Даже море не касается земли. Художник пишет его так, что чувствуется пространство между водой и землей. Это как проекция воображения на плоскость реальности.

В этой работе Дали соединяет божественное и животное начало. Он взял мифологический сюжет и решил с накалом современных реальностей. Художник создал новое Возрождение. Возрождение пропущенное сквозь подсознание.

Художник мастерски играет на разнице фактур: обнаженное тело, объемные перья лебедя, четкая геометрия постамента, разложенного на части, скалы на горизонте. Каждая деталь или фрагмент картины не случаен.

На картине мы видим скорлупу. Яйца всегда были символами жизни. По легенде дети Леды появились из яиц. Художник развивает сюжет за счет деталей. Книга напоминает Библию, и она подчеркивает мистичное, божественное настроение в картине.

Угольник и линейка, присутствующая в виде тени, это рабочие инструменты плотника и ученого, атрибут одного из семи свободных искусств. Здесь угольник и линейка указывают на математический расчет всей композиции картины. Женщина и лебедь вписаны в пентаграмму, соотношение линий которой соответствует золотому сечению. Эти идеальные пропорции создают гармонию картины «Атомная Леда». Эта гармония напоминает нам эпоху Ренессанса, где активно использовали в композициях принцип золотого сечения.

Скалы на горизонте - пейзаж каталонского побережья, где родился и вырос Дали. Он тосковал по своей родине и изображал знакомые мотивы на всех своих картинах.

Зритель буквально погружается в картину, пытаясь понять глубинный смысл, что заложил художник. В работе есть что-то пугающее, как сам атом, который несет разрушение всему живому. Есть и нечто, что понятное только автору, ведь оно вытащено из его подсознания.

Сочетание теплых желтоватых оттенков со свинцовыми черными отливами делают небо мрачным. Ему вторит цвет воды, похожий на ртуть.

Только улыбка на лице Леды, ее взгляд, остановившийся на лебеде, смягчает напряжение картины. Недосказанность, загадка, возможность разной трактовки образов и смыслов работы – характерно для всего творчества Сальвадора Дали.

Его воображаемый и подсознательный мир не был совсем оторван от действительности. Она преломилась и углубилась в его картинах, захватив зону подсознания, ощущений и догадок.

Картину «Атомная Леда» можно признать одной из самых ярких работ Сальвадора Дали, где принципы сюрреализма проявились наиболее полно и эффектно.

Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.