576 подписчиков

История цветной линогравюры. От воспомогательного ремесла к искусству.

171 прочитал

Гравюра на дереве, или ксилография, как родоначальник линогравюры, возникла давно. Она была известна еще в средние века. Широко распространенным видом искусства в Западной Европе она стала в 15- 16 веке, особенно с развитием книгопечатания.

Фото из свободного доступа. В.Д. Фалилеев. "В саду".
Фото из свободного доступа. В.Д. Фалилеев. "В саду".

В России гравюра на дереве, которая относится к высокой печати, появилась во второй половине 16 века. Она применялась исключительно для иллюстрирования книг религиозного содержания.

Первые цветные гравюры относятся к началу 16 столетия. Итальянский художник Уго да Карпи стал применять технику печати в несколько красок, при которой изображение получается в результате наложения всех досок, а черная или самая темная краска не передает всего контура, а лишь усиливает глубокие тени.

Фото из свободного доступа. В.Д. Фалилеев "На Неве".
Фото из свободного доступа. В.Д. Фалилеев "На Неве".

Эта гравюра, скорее многотонная, чем многоцветная, так как печаталась она главным образом в гамме сближенных цветов, получила название «къяроскуро»( «светотень»).

Использовалась она в основном для воспроизведений живописных оригиналов и рисунков выдающихся художников. Этой же цели служила цветная гравюра на Западе и в !7- !8 веках ( Вичентино, Андреани, Дзанетии – в Италии. Джексон – в Англии.

Широкое распространение получила цветная гравюра в Японии. Особенного расцвета достигла японская гравюра в 18- 19 веке в творчестве Утамаро, Хокусаи, Хиросете. Она отличалась изяществом и ритмичностью рисунка, декоративностью, богатством цветовых отношений, высоким техническим мастерством.

Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева. "Зимний Петербург".
Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева. "Зимний Петербург".

В конце 18 и особенно в 19 веке на Западе и в России стала широко применяться торцовая гравюра, которая позволяла достигать очень тонкой резьбы. Этот вид гравюры стал использоваться главным образом для книжной иллюстрации и воспроизведения в журналах живописных картин и портретов.

Но при самом высоком уровне исполнения гравюра на дереве стала, по существу, вспомогательной техникой. Ее роль почти целиком сводилась к репродуцированию.

Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева "Нева".
Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева "Нева".

В конце 19 века в связи с развитием репродукционной фотомеханической техники значение тональной гравюры сильно упало. Обновление гравюры начинается в работах некоторых западноевропейских художников (О. Лепера и особенно Ф.Валлотона во Франции, У. Никольсона в Англии и т. д.). Меняется и техника самой гравюры, она начинает выполняться на линолеуме, вместо дерева.

Русское искусство начала 20 века дало миру много и интересных и своеобразных художников, выразивших свое представление о человеке, о жизни, о природе и оказавших большое влияние на развитие художественной культуры.

Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева. "Виды Петербурга".
Фото из свободных источников. А.П. Остроумова- Лебедева. "Виды Петербурга".

Среди них были и художники, работающие в технике цветной линогравюры. А.П. Остроумова- Лебедева и В.Д. Фалилеев начали работать именно в этой технике. Их произведения проникнуты искренним восхищением русской природой, ее красотой и поэзией. Именно благодаря этим художникам гравюра в нашей стране в начале 20 столетия родилась как самостоятельное большое искусство.

Формирование В.Д. Фалилеева как художника происходило в первое десятилетие нашего века. Это был очень сложный период в русской истории – время обострения социальных противоречий, классовых битв и революций. Это конечно отразилось и на творчестве художников. Это сказалось в яркости, декоративности, звучности работ.

Цветная гравюра более ограничена, а по своей природе и более условна, чем живопись. Она плоскостная, и здесь художник не ставит задачу создания иллюзии реального пространства. Наоборот, он должен передать визуальные образы при помощи линий и цветовых пятен. Весь колорит окружающего мира свести к сочетанию условных цветовых отношений.

Поэтому роль средств выразительности приобретает первостепенное значение. Линия, силуэт, ритм и цветовые пятна звучат как основной изобразительный язык. Образ мира решается в концентрированной, лаконичной форме. И в этом заложено основное преимущество линогравюры.

В 20 веке линогравюра стала активно развиваться как отдельный вид искусства. Появилось много талантливых мастеров, в том числе и в Советском искусстве, кто создал целую галерею работ в этой технике. Эта тема очень обширна, можно сказать бескрайняя, и я посвящу ей отдельную статью.