346 subscribers

Завершаю летний пленэр. Периоды в жизни художника.

Работая много лет, я обратила внимание на то, что существуют разные этапы творчества художника. Они отличаются по настроению, по стилю. Иногда это происходит в глобальном масштабе. Например, художник реалист начинает работать в авангарде. Или авангардист пишет совершенно реалистичную пленэрную серию.

У меня тоже был такой момент в творчестве, когда я делала авангардные, близкие к символизму работы. Затем с новым воодушевлением вернулась к реализму. Возможно, что снова начну экспериментировать, ведь творческий процесс часто непредсказуем.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Сосны" .
Фото автора. Тяглова Н.В. "Сосны" .
Фото автора. Тяглова Н.В. "Сосны" .

За это лето у меня не было таких значительных перемен. Хотя смены натуры, определило и два периода пленэра: деревенский и морской. Это два совершенно разных мира, где колориты, цветовые отношения, замесы красок, сюжеты и атмосфера – все разное, почти противоположное.

Понятно, что пасмурный пейзаж с деревенскими домиками и яркий солнечный день на изумрудном море вызывают разные эмоции и пишутся иначе.

Это требовало разного подхода, настроя к пленэру. Теперь впереди золотая осень, и я хочу завершить летний пленэр, чтобы перейти к новому периоду. Завершить и в плане дописать все летние этюды, и настроится на новое.

Я знаю по себе, испытала опытным путем, что если во время пленэра с морскими пейзажами, возьмусь писать деревенский мотив, то он будет ярче по цвету, декоративнее и более широко написан. Скажется влияние того творческого потока, в котором находишься.

Фото автора. Тяглова Н.В. " Цветы весны".
Фото автора. Тяглова Н.В. " Цветы весны".
Фото автора. Тяглова Н.В. " Цветы весны".

Теперь я понимаю, что накопленный опыт почти ежедневных летних этюдов хочет перейти в другое качество живописи. И пока еще переход не состоялся важно дописать не дописанные работы, чтобы этюды остались органичными и не потерли свое настроение.

Сейчас я вплотную занимаюсь именно этим. Дописыванием всех летних работ. Тем более, что и погода способствует этому. Ураганные ветра, невыразительность пейзажа, где лето закончилось, а осень еще не наступила – и не дают работать на пленэре.

Фото автора. Тяглова Н.В. этюд " Виноград".
Фото автора. Тяглова Н.В. этюд " Виноград".
Фото автора. Тяглова Н.В. этюд " Виноград".

Самое главное я не только дописываю, а настраиваюсь на новый этап: осенний пленэр. Думаю о том, чтобы хотела написать, подбираю интересные мотивы и сюжеты. Делаю наброски и зарисовки. Готовлю холсты, грунтую картон, имприматуру.

Умение различать в своем творчестве периоды, пользоваться этим пригодится художнику. Помню, как наш учитель, Р.Н. Баранов никогда не смешивал этапы своего творчества.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Виноград", этюд после дописывания.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Виноград", этюд после дописывания.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Виноград", этюд после дописывания.

Он писал Волгу, и только ее. Пейзажи, порт, художника в порту, портрет на фоне Волге. Когда он чувствовал, что тема исчерпана, переходил на другую тему.

Переходил на горы и делал серию с горами. Или что-то совершенно иное, новое. Болгария, городской мотив. Это вполне естественно. Ведь одной работой тяжело раскрыть тему. Нужно несколько картин, этюдов. Нужен какой-то свой этап творчества на это.

Многие мастера изобразительного искусства работали периодами. Можно привести много примеров. Один из самых известных это Пикассо. Так творчество Пабло Пикассо делится на несколько периодов: ранний, «голубой», «розовый», кубизм, «классический», «африканский», сюрреализм, война.

Я думаю, что практически у всех художников есть этапы своего творчества. Важно и интересно осознавать это.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии.