Авиационный шлем ЗШ-5, «классика» под микроскопом.

20 July 2020
1,4k full reads
1 min.
1,6k story viewUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 86% of the total page views
1 minute — average reading time

Шлем ЗШ-5 разрабатывался для самолетов третьего поколения и замены шлема ЗШ-3.

В отличии от ЗШ-3, ЗШ-5 был выполнен в виде единого изделия для применения и используется вместе с кислородной маской КМ-34. В последующем, примененные на нем ригеля крепления кислородной маски и замки стали стандартом для последующих моделей, благодаря чему ЗШ-5 свободно (с некоторыми оговорками) может применяться и на современных типах ЛА, в т.ч. 5го поколения.

ЗШ-5 с нашлемной системой целеиндикацилем с опущенным светофильтром
ЗШ-5 с нашлемной системой целеиндикацилем с опущенным светофильтром

ЗШ-5 отличается от ЗШ-5А наличием устройства, автоматически опускающего светофильтр во время катапультирования. Шлем выпускался двух размеров, а в его комплект входил хлопчатобумажный и шерстяной подшлемник.

Шлем с опущенным светофильтром, обратите внимание на НСЦИ
Шлем с опущенным светофильтром, обратите внимание на НСЦИ

Не смотря на то, что на смену ЗШ-5 давно пришли новые модели (ЗШ-7 и новейший ЗШ-10), он остается основным авиационным шлемом некоторых стран третьего мира, закупавших ЛА и как следствие, авиационное снаряжение у советского союза. В настоящее время, ЗШ-5 приобрел большую популярность в частной авиации РФ благодаря большому количеству хорошо сохранившихся изделий.

Авиационный шлем ЗШ-5, «классика» под микроскопом.

Конструкция шлема и его основные элементы

Авиационный шлем ЗШ-5, «классика» под микроскопом.

1-каска;

2-светофильтр;

3-замок для регулировки и фиксации положения светофильтра;

4-наушники телефонов;

5-тесьма притяга телефонов для удобства надевания ЗШ-5;

6-замки фиксации ригилей ЗШ-5;

7-шланг компенсатора натяга;

8-шнур для подсоединения микрофона КМ-34;

9- шнур линии связи для подсоединения к ОРК;

10-побородочный ремень для фиксации ЗШ-5 на голове;

11-амортизатор лобный;

12-теменной амортизатор;

13-компенсатор натяга;

14-внутренний амортизирующий слой из пенопласта.

Не смотря на то, что он давно не используется в ВВС РФ, а если и используется, то во второстепенных случаях, его с уважением можно назвать «классикой советской авиации».

Также, вы можете ознакомиться с публикациями на тему других отечественных авиационных шлемов:

Авиационный защитный шлем ЗШ-3; защитный шлем ЗШ-7; новейшие защитные шлема ЗШ-10 и ЗШ-17.

Авиационный гермошлем ГШ-4; гермошлем ГШ-6