Как была устроена индивидуальная СОЖ на корабле «Буран»

21 April
4,7k full reads
6k story viewUnique page visitors
4,7k read the story to the endThat's 79% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Над созданием многоразовой космической системы «Энергия-Буран» трудилось большое количество организаций, среди которых было научно-производственное предприятие «Звезда» (АО «НПП «Звезда»), разработавшее для многоразовой космической системы (МКС) аварийно-спасательный скафандр «Стриж» (см. ссылку на статью о скафандре «Стриж» для МКС «Буран») и катапультное кресло К-36РБ (см. ссылку на статью о катапультном кресле К-36РБ для МКС «Буран). Катапультное кресло К-36РБ в сочетании с СК «Стриж» обеспечивали возможность катапультирования членов экипажа на высотах до 40 км при скорости до М=4. Однако «сердцем» скафандра являлась индивидуальная система жизнеобеспечения (ИСОЖ), способная обеспечивать безопасные для оператора параметры газовой среды и давления внутри скафандра как во время штатного полета, так и в случае аварийной ситуации.

Устройство бортовой части ИСОЖ

Бортовая часть ИСОЖ, обеспечивающая жизнедеятельность членов экипажа МКС при нахождении их в скафандрах состоит из нескольких блоков, в которых скомпонованы основные агрегаты системы: блок питания БП-1 и блок регулирования давления БРД-1 обеспечивают подачу кислорода в скафандры от основного и резервного запаса и снижение его давления до 0,45 МПа; блок БРС-1М содержит агрегаты, образующие вместе с блоком очистки БО-1М (БО-2М) и холодильно-сушильным агрегатом АХСГ контур вентиляции, замкнутый на 2 скафандра; блок ДУ-2 обеспечивает дистанционное ручное управление системой.

Для 4-х местного варианта корабля планировалась установка 2-х одинаковых контуров, включающих БРС-1М, блоки очистки, ДУ-2 и АХСГ. Первые полеты с использованием катапультных кресел, планировалось осуществлять в 2-х местном варианте. ИСОЖ могла работать как в вентиляционном режиме, так и в регенерационном, в зависимости от того замкнут или разомкнут вентиляционный контур.

При работе по разомкнутому контуру жизнедеятельность члена экипажа в скафандре обеспечивалась за счет вентиляции его газом, засасываемым из кабины. При открытом шлеме этот газ возвращался в кабину через шлем, при закрытом через регуляторы давления, размещенные на скафандре и на БРС-1М.

При работе по замкнутому контуру газ, циркулирующий в системе, проходит сначала через вентиляционные коммуникации скафандра, унося выделяемые человеком влагу, тепло, углекислый газ и вредные примеси. Далее газ поступает в блок очистки (от СО2 и вредных примесей), затем в холодильно-сушильный агрегат, охлаждающий газ и удаляющий из него влагу, и далее в блок БРС-1М, где происходит его обогащение кислородом, после чего газ снова поступает в скафандр. Падение давления в скафандре за счет утечек и потребления кислорода человеком компенсируется в блоке БРС-1М соответствующей подачей кислорода в замкнутый контур.

Переход системы на работу по замкнутому контуру осуществляется автоматически при разгерметизации кабины (при падении давления в ней до величины ~600 гПа) или вручную по желанию экипажа.

При разгерметизации кабины автоматически включается и продувка скафандров (для снижения содержания азота в газовой среде скафандра). При включении ИСОЖ вручную продувка скафандра не производится. Основное рабочее давление в скафандре, поддерживаемое его регулятором, равно 440 гПа. С помощью этого же регулятора члены экипажа могли установить в скафандрах пониженное давление величиной 270 гПа.

Терморегулирование космонавтов в скафандрах при работе по замкнутому контуру обеспечивалось с помощью АХСГ, являвшейся частью бортовой СОЖ, разрабатываемой предприятием Наука. Блоки БРС-1М обеспечивали также вентиляцию скафандров ОРЛАН в шлюзовой камере при подготовке к выходу в космос (по замкнутому контуру), и их сушку после проведения ВКД.

Ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере». Научный сотрудник АО «НПП «Звезда» С.М. Дворников