Скафандр "Стриж" для корабля «Буран» - катапультирование на скорости 4 мах.

9 November 2020
11k full reads
12k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 91% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Данная статья является логическим продолжением моей публикации о катапультном крсле К-36РБ, предназначенном для многоразовой космической системы «Буран». Ознакомиться с которой можно перейдя по ссылке.

Общий вид скафандра "Стриж" и катапультного кресла К-36РБ
Общий вид скафандра "Стриж" и катапультного кресла К-36РБ
Общий вид скафандра "Стриж" и катапультного кресла К-36РБ

Скафандр для космического корабля «Буран» был разработан на АО "НПП "Звезда". В качестве прототипа для изделия "Стриж" послужил космический спасательный скафандр «Сокол», адаптированный под сочетаемость с катапультным креслом К-36РБ.

Скафандру для КК "Буран" было присвоено название «Стриж».

В отличии от СК "Сокол", СК "Стриж" имел внешнюю силовую оболочку, со встроенной в нее подвесной системой парашюта.

Вентиляция скафандра была выполнена по той же схеме, что и вентиляция СК "Орлан". За основу внутренней вентиляции, была принята система СК «Орлан», а во внутрескафандровом пространстве размещено устройство для питья.

Привязная система интегрирована с защитной оболочкой являясь единым целым.
Привязная система интегрирована с защитной оболочкой являясь единым целым.
Привязная система интегрирована с защитной оболочкой являясь единым целым.

Для достижения сочетаемости с катапультным креслом и его заголовником, большим изменениям подверглась задняя часть шлема.

Дополнительная термозащитная оболочка
Дополнительная термозащитная оболочка
Дополнительная термозащитная оболочка

В случае разгерметизации, рабочий режим давления в скафандре составлял общепринятые для российской космонавтике 0,4 кгс/см2.

Но главной изюминкой скафандра «Стриж» было требование обеспечения безопасности членов экипажа при катапультировании на этапе выведения на орбиту при скоростях М=3-4 мах и высотах 30-40км. Одной из главных проблем было обеспечение защиты от перегрева скафандра: оболочка СК изготавливалась из термостойкой ткани СВМ (сверхвысокомодульное волокно). Кроме того, поверх скафандра надевался дополнительный жаропрочный костюм из кожи и металлизированной ткани, а внутри оболочки СК установили дополнительные теплозащитные панели. Остекление шлема имело дополнительное остекление. Говоря о двойном остеклении хочу отметить, что остекление СК «Сокол» тоже имеет второе защитное стекло, однако оно установлено не герметично в отличии СК «Стриж».

Оплавившееся остекление после катапультирования
Оплавившееся остекление после катапультирования
Оплавившееся остекление после катапультирования

На этапе испытаний было проведено пять натурных экспериментов, во время которых были произведены катапультирования СК «Стриж» с катапультным креслом К-36РБ (по некоторым данным К-36МЭСО) из экспериментального сбрасываемого отсека (ЭСО) на скоростях 3,2-4,1 мах и высотах 35-40 кмво время плановых не пилотируемых полетов.бщий вид скафандра "Стриж" в сочетании с катапультным креслом К-36РБ

Данная статья является логическим продолжением моей публикации о катапультном кресле К-36РБ, предназначенном для многоразовой космической станции «Буран» т.к. оба этих изделия сложно рассматривать в отдельности друг от друга. Ознакомиться с публикацией о кресле К-36 РБ и получить более целостное представление о системе спасения МКС «Буран» можно перейдя по этой ссылке.

*При написании статьи использованы материалы из книги "Космические Скафандры России" И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий и изделия хранящиеся на АО "НПП "Зввезда"