Как с помощью «слуховых ям» в войну обнаруживали вражеские самолеты

252 full reads
562 story viewsUnique page visitors
252 read the story to the endThat's 45% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Все важные стратегические объекты, даже находящиеся в тылу, в годы Великой Отечественной войны должны были охраняться силами ПВО состоящими из зенитной (пулеметной) артиллерии и специально выделенных для этого эскадрилий истребителей.

Но этого ,в то время, было недостаточно. Средства активной противовоздушной обороны должны были успеть  подготовиться и встретить врага до того, как он успеет нанести удар. Еще до войны, и была создана ВНОС — служба воздушного наблюдения, оповещения и связи. Ее целью было как можно раньше заметить врага, определить его курс и сообщить об этом силам ПВО. Иначе зенитная артиллерия могла попросту не успеть открыть заградительный огонь, а истребители подняться с аэродрома и набрать необходимую высоту для атаки. Кроме того, особенно в ночное время, была вероятность того, что наши зенитки ненароком по ошибке собьют нашего «сокола», приняв его за врага.

Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.

Для решения поставленной задачи подразделения ВНОС оснащались самым различным оборудованием. Информации по ним в интернете имеется предостаточно.

Меня же больше заинтересовало, что такое «слуховые ямы» и как они работают? Думаю, и Вам будет интересно это узнать.

В общедоступных источниках «всемогущей» социальной паутины мне ничего вразумительного не попалось. Вскользь «слуховые ямы» упоминались в воспоминаниях ветеранов зенитчиков, но совершенно без каких-либо подробностей. Я уже было забыл про это дело, как неожиданно «натолкнулся» на такую интересную статью в журнале «Знание-сила» датированным апрелем 1941 года.

До войны (Отечественной) оставалось каких-то пара месяцев. Она называется «Служба ВНОС.  Во-время обнаружить врага.» Автор статьи В.Сытин. Не буду ее пересказывать, сразу перейду к главному.

Иллюстрация к статье из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунков В. Константинов.
Иллюстрация к статье из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунков В. Константинов.
Иллюстрация к статье из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунков В. Константинов.

Но, очень хотелось вначале обратить внимание на один момент.

Время тогда было такое, что за разговоры о возможной войне могли запросто дать реальный уголовный срок. А тут прямо в журнале, именно в этой статье дословно говориться — “В Советской стране к ответственной работе на постах ВНОС в военное время также будут широко привлекаться граждане-добровольцы. Могут и должны участвовать в этом деле и пионеры».

В журнале подробно и доходчиво рассказывается, как самостоятельно организовать пионерский пост ВНОС.

Вот ключевые моменты.

1. Место для поста ВНОС выбирается так, чтобы вокруг было хорошо видно небо. К примеру, на небольшом холме, покрытым кустарником. Кустарник или шалаш нужны для того, чтобы замаскировать местонахождение поста.

Под площадку для наблюдения выбирается ровный участок 30x30 м. В центре его забивается колышек. После чего с помощью веревки длиной 15 м вокруг него устанавливаются курсовые указатели. Для этого берут фанерные дощечки двух размеров 25x22 см и 20x16 см укрепленные на колышках высотой в 70-80 см. На восьми больших дощечках красной или черной краской крупно указывают следующие цифры: 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315. Эти цифры показывают величину углов, как на циферблате компаса. На маленьких дощечках, которых вдвое больше,  проставляют промежуточные цифры: 15, 30, 60, 75, 105, 120, 150, 165, 195, 210, 240, 255, 285, 300, 330, 345. Установка курсовых указателей производится по компасу. Для этого компас кладут на колышек в центре площадки, и первая дощечка с цифрой «0» укрепляется в 15 м от колышка — точно по северному направлению. Затем по окружности, при помощи веревки, укрепляют и другие дощечки-курсоуказатели. Получаем, в конечном итоге, рабочую площадку для дальнейших наблюдений.

Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка  В. Константинов.
Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.
Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.

2. Подготавливаем воронку для подслушивания.

Почему именно воронку? Все потому, что самый зоркий человек своим человеческим зрением редко увидит самолет дальше чем за 5-8 км. А услышать моторы летящего самолета можно легко за 12-15 км. Но на открытой местности этому мешают шумы земные. И вот для этого на посту ВНОС и роют воронку для подслушивания. Все дело в том, что до наблюдателя, стоящего в центре воронки, земные звуки доходят приглушенно так как они отражаются отвалом выброшенной из воронки земли. Благодаря чему звуки, идущие сверху, слышатся более отчетливо.

Сразу хочу сказать, что в городах во время войны подразделения ВНОС не использовали данную технологию. Они поступали проще. По воспоминаниям ветеранов для наблюдения использовались самые высотные здания города. Чаще всего это были колокольни храмов. Там и звуки с земли не мешают, и наблюдателю с биноклем открывается прекрасный обзор. Да и курсовые указатели можно легко разместить на кирпичных стенках колокольни. К тому же, в случае дождя, не надо искать место для укрытия и покидать из-за этого боевой пост. А вот в сельской местности или даже в поле «слуховая воронка» была самым подходящим вариантом. Конечно же, пост должен быть оборудован телефоном или радиостанцией (чтобы иметь постоянную связь с силами ПВО) и окопом для самообороны на случай, если противник выбросит десант.

3. Как определяется курс и дальность самолета.

Для того, чтобы пост работал в полную силу необходимо не менее двух-трех человек. Один из них становится слухачом и занимает место наблюдателя в воронке.

Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка  В. Константинов.
Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.
Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.

Другой, желательно с биноклем располагается в центре площадки. У него же карта, часы и журнал наблюдений. Третий занимает дежурство в пункте связи. Как только наблюдатель уловил еле слышный рокот мотора, он определяет по сторонам света, откуда доносится шум и сообщает об этом наблюдателю. И тот незамедлительно начинает искать самолет в данном направлении. Через минуту-две (в зависимости от скорости объекта поиска), наблюдатель уже может заметить в небе крошечную черточку. Теперь он должен определить курс (направление) самолета, установить тип машины и ее высоту. Курс определяется следующим образом.

Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка  В. Константинов.
Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.
Из журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.

Наблюдатель становится лицом к северу или югу (курсоуказатели «0» или «180») и вытягивает руки в стороны горизонтально на уровне плеч. Затем он медленно поворачивается, не сгибая туловища, так чтобы линия рук стала параллельной линии полета самолета. И после этого, повернув голову в ту сторону, куда направляется самолет, читает на табличке курсоуказателя курс. Например, если объект пролетел через площадку или мимо нее точно с запада на восток, то курс его будет «90».

И еще немного отступлю от темы. Читал очень много вахтенных журналов ОЗАДН ПВО (Отдельный Зенитный Артиллерийский Дивизион). Зенитчики на постах наблюдения практически никогда не утруждали себя точным значением курсоуказателей. Брали исключительно основные величины (0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315), промежуточные значения совершенно не использовали.

Наблюдатель был обязан зафиксировать и время полета.

Время засекается по часам. И записывается в журнал именно тот момент, когда самолет пересекает воображаемый перпендикуляр к линии его курса от точки наблюдения. Например, если объект летит с запада на восток, отмечается время, когда он находится в точке севера.

Определяет наблюдатель наклонную дальность и высоту самолета. Лучше всего это сделать при помощи полевого бинокля с сеткой «тысячных», либо с помощью лиры-дальномера. Если бинокля нет — можно воспользоваться и лирой-дальномером. з журнала "Знание-сила" №4 1941 год. Автор рисунка В. Константинов.

Принцип данного устройства основан на том, что каждый предмет кажется нам тем меньше, чем дальше находится от нас. Не думаю, что таким пользовались вносовцы в войну. Думаю, для такой важной службы биноклей хватало. Это скорее рассчитано на посты наблюдения помощников ВНОС, тех же пионеров. Но вещь довольно забавная и интересная. Предлагаю и Вам ознакомиться с принципом ее работы. Чтобы пользоваться  подобным дальномером, надо знать истинную величину определяемого предмета. Расстояние до него определяется шириной прорези лиры. При этом лиру нужно всегда держать на одном и том же расстоянии от глаза наблюдателя, на расстоянии вытянутой руки (60 см). Для использования ее сначала нужно проградуировать. Для этого нужно высчитать, каковы будут кажущиеся размера самолета того или иного типа, если он находится на разных расстояниях, а прорезь лиры удалена от глаза на 60 см. Для этого существует следующая формула:

П (ширина прорези) равна Р (размер предмета) умноженная на 60 (расстояние от прорези лиры до глаза) и поделенная на Д (расстояние).

К примеру, размер объекта 10 метров (длина фюзеляжа разведывательного самолета). А расстояние до него 1 км. Для начала нужно обязательно перевести все величины в сантиметры.

Тогда у нас получается (10 м X100 X 60) : (1000 м X100) = 0,6 см.

Это и будет ширина прорези в которой будет умещаться разведывательный самолет на расстоянии 1000 метров. Ширину прорези надо  рассчитать и для других дальностей от 500 до 3-4 тыс метров и с интервалом 250 метров между двумя делениями.

Далее изготавливается из фанеры само устройство. Отдельно рассчитываются величины на тот случай, когда мы смотрим на самолет не сбоку, а в лоб. Для разведывательного самолета размах крыльев будет составлять примерно 15 метров. Получается лира-дальномер для отдельного типа самолета.

Для использования на практике, мы берем дальномер в правую руку и, вытянув ее, должны «поймать» самолет в широкую часть прорези. И подвести силуэт самолета в узкую часть прорези так, чтобы он занял ее до обреза. Тогда нам остается только прочитать цифру дальности. Проблема в том, что лира-дальномер не подходит для других типов самолетов. И для каждого нужен свой шаблон.

Так ,что бинокль в этом деле просто необходим. Считаю, работать с такими шаблонами сможет разве что виртуоз.

4. Как грамотно составить донесение и доложить силам ПВО.

Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.

Донесение должно быть четким и кратким. Например: “12.00 курсом 90 прошли три учебных, дальность 2000, строй клином». Кроме того в журнал заносятся некоторые подробности движения объекта (объектов) наблюдения (над облаками или под облаками они шли, разделились ли они, свернули ли в сторону и в какую приблизительно и так далее).

И опять же, в конце статьи делается акцент на близость войны:

- «Работа на посту ВНОС приучает к внимательности, вырабатывает глазомер и быстроту действий — важнейшее качества, необходимые бойцу и командиру любого рода оружия Красной Армии. А те специальные навыки, которые приобретаются на этой работе, могут весьма и весьма пригодиться в военное время».

Надеюсь, я Вас не очень утомил? Но информация, на мой взгляд, довольно интересная. Лично я до этого не знал. Если Вы интересуетесь военной историей, теперь при прочтении ЖБД (журналов боевых действий) ОЗАДН ПВО Вам будет предельно понятно, о чем там идет речь.

Дорогие подписчики и читатели моего канала,всем здоровья и добра. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

С Уважением, Ваш Алекс Путешественник!