Образы героев в «Место встречи изменить нельзя». Странная Волокушина

63K прочитали

Продолжаю разбирать по винтикам и гаечкам любимый фильм, совместно с книгой «Эра милосердия», также ставшей одной из любимых.

Добрая половина женских образов «Места встречи…» у меня как у зрителя вызывает большие вопросы. Нет вопросов, например, к образам Вари и Соболевской – они шикарны. Очень бы хотелось увидеть Ларису Груздеву и просто понять для себя, кого Говорухин мог бы выбрать на эту роль. Из-за кого мог так вляпаться бедняга Груздев? И не вызывало ли бы это недоуменных вопросов, как, например, мое вечное, тянущееся с самого детства, недоумение по поводу исполнительницы роли Волокушиной - Екатерины Градовой.

В свое время был очень удивлен и даже опечален, что у, к сожалению, недавно покинувшей нас советской актрисы так мало ролей в кино. Я-то по наивности думал, что у настолько фактурной и по советски талантливой Екатерины Градовой их десятки. Но фактура актера порой подходит не для всех ролей, «универсальных» исполнителей, каким был, например, Юрий Богатырев, очень мало.

Продолжаю разбирать по винтикам и гаечкам любимый фильм, совместно с книгой «Эра милосердия», также ставшей одной из любимых.

Так выбор Екатерины Градовой на роль Волокушиной я находил странным еще в дикой юности – я просто не понимал, почему ее считают «красивой», а уж когда прочитал роман… стало понятно, откуда хотя бы, эта «всеобщая убежденность» персонажей взялась.

«Настоящим иностранцем выглядел Ручечник. Вот только его женщина была не похожа на сухоногих очкастых жен дипломатов - была она белая, ленивая, невероятно красивая, с огромной короной из темно-русых кос.

Она шла мне навстречу, высокая, шикарная, с развевающимися полами переливчато-блестящей коричневой шубы, голова ее была гордо закинута назад, она небрежно помахивала сумочкой на ремешке с таким видом, будто, мол, сто раз она видела такие балеты.»

Это все книжная Волокушина. Книжная, но никак не Екатерина Градова из фильма. Если допустить, что была необходимость работать в этом фильме с Екатериной Градовой или же Станислав Говорухин сам решил ее выбрать, то почему именно Волокушина? Почему не Надя, сестра Ларисы Груздевой, вот для меня эти два типажа из фильма и… равнозначны почти. Почему Волокушиной восхищаются в романе и франтоватый (по—видимому мастак по женской линии) Жеглов и уж тем более простоватый Шарапов – понятно. Но почему они сохраняют это восхищение в фильме – загадка. Жеглов-Высоцкий уже взрослый дядька (ага, писал бы он картины, конечно), а Шарапов-Конкин, хоть и также молод, но внешность-то совершенно иная – такие парни уже предъявляют претензии.

Продолжаю разбирать по винтикам и гаечкам любимый фильм, совместно с книгой «Эра милосердия», также ставшей одной из любимых.-2

Как-то раз я уже затрагивал эту тему в одной из своих статей, и в комментариях повторялось раз за разом – дескать, стандарты красоты, в то послевоенное время были другие. Угу. То есть следуя такой логике Варя Синичкина в фильме вообще никакая, раз Волокушина здесь бесподобно красивая. Странные стандарты, конечно. Как аргумент против моей точки зрения – а вы, взгляните-ка, на фото послевоенных лет! Там совсем другие девушки и женщины, не чета нынешним, они проще и не такие яркие. Посмотрим хотя бы вот это фото.

Продолжаю разбирать по винтикам и гаечкам любимый фильм, совместно с книгой «Эра милосердия», также ставшей одной из любимых.-3

Спокойные, серьезные девушки и как будто не все соответствуют нынешним стандартам красоты. Но в том, то и дело что здесь обычные девушки. Если бы подразумевалось, что и Волокушина «обычная» - стали бы Вайнеры так ее расписывать? Вся соль в том, что она как раз выделяется, следовательно, и актриса должна была выбиваться из общего ряда. И выглядеть, как допустим, вот эта «рисованная» девушка на обложке советского журнала тог же 45-го года.

Продолжаю разбирать по винтикам и гаечкам любимый фильм, совместно с книгой «Эра милосердия», также ставшей одной из любимых.-4

Ну, а как быть с возрастом?

«- Это снова Жеглов. Ну-ка, браток, запроси в адресном, установочные сведения на Волокушину Светлану Петровну, двадцать первого года рождения. А может быть, двадцать второго - я ее не крестил.»

Жеглов, 26-ти лет возрастом, на глаз определяет ее как… 23-24 лет. Но в том-то и дело, что Екатерина Градова выглядит даже старше своих 32-х лет на момент съемок. И с Ларисой Удовиченко похожая ситуация, только еще «ярче» – ее Маньке-Облигации меньше 30 лет никак не дашь.

Если у Шарапова «на лбу 10 классов написано», то у Волокушиной «на лбу» - двое, а то и трое детей, работа в советской конторе и муж, павший на фронте честной солдатской смертью. Да какие тут номерки с Ручечником, кто в это поверит? Получается, что все книжные разговоры Жеглова и Шарапова, о красивых женщинах, перекочевавшие в фильм – идут просто мимо. Ну, какие картины, какое там отвлечение внимания, право слово.

Продолжаю разбирать по винтикам и гаечкам любимый фильм, совместно с книгой «Эра милосердия», также ставшей одной из любимых.-5

«И все равно она была ужасно красивая, может быть, даже сейчас, несчастная и заплаканная, она была еще лучше.»

Наверное, все-таки нет, при всем уважении. Типаж Екатерины Градовой – это строго, фактура почтенной, спокойной матери семейства с не очень простой жизнью, перенесшей несколько тяжелых ударов судьбы при всех наших революциях и войнах. Но в компании с Ручечником, шубы… странно, очень странно. «Не уедет» далеко Ручечник с такой, не книжной помощницей.