Вышла пара неовестернов с крутыми актерами и похожим началом: переживший потерю пожилой мужчина отправляется в дальний путь, чтобы забрать у неблагонадежной мамаши ее сына, и сталкивается с проблемами. Оба фильма по-своему хороши, в одном сыграл Кевин Костнер, в другом – Клинт Иствуд. И оба отчасти показывают не таких уж крутых героев, которые не хотели лишних проблем.
«Мужские слезы»: быть мачо глупо
Фильм Клинта Иствуда Cry Macho – история звезды родео Майка Майло (снова Клинт Иствуд). Потеряв семью, Майк впал в уныние. Да еще его уволил работодатель. Который однажды просит забрать своего 13-летнего сына Рафо у живущей в Мексике бывшей жены.
Майк соглашается, хотя история довольно мутная. Парень оказывается не против поехать к отцу. Против его мать, она какая-то бандитка. Юному и пожилому напарникам будет непросто выбраться из Мексики.
Несмотря на некоторые опасности, экшна тут почти нет. Приятели надолго зависают в приграничном поселке, где 90-летний Иствуд кокетничает с барменшей (слегка перебор, актрисе Наталии Травен всего 52 года), а парень учится ездить верхом, чтобы в приехать в Техас как ковбой.
Прямо идиллия. И ближе к финалу становятся понятнее слова Майка из начала фильма: «И почему они отсюда уезжают?» В общем, Мексика не такая уж опасная, люди вокруг неплохие, и главные антагонисты не вызывают опасения, им можно даже посочувствовать. Мораль в том, что жизнь лучше тратить на более продуктивные вещи.
Иствуд рассуждает о преклонных годах и желании ощущать ход жизни, а также иронично наводит ревизию в теме мужественности, которую сам всю жизнь с успехом культивировал. На этот раз его герой не устраивает жестких разборок, предпочитая договариваться и даже уступать. И с иронией рассуждает о крутости ковбоев, всю жизнь скачущих на быке вместо получения образования. Не сказать, что дедушка совсем уж превращается в бабушку, но и в одинокие мстители не стремится.
Мачо зовут бойцового петуха, принадлежащего юному Рафо. С ним связаны забавные диалоги, вроде таких.
– Его зовут не цыпа. Он Мачо.
– Да будь он хоть полковник Сандерс, он мне всю машину обгадит! Нечего ему тут скакать!
----
– Раньше ты был мачо, а сейчас никто.
– Быть мачо слишком глупо. Для петуха годится, но не для людей.
Если отбросить философию вокруг мачизма, то получаем душевный приятельский фильм и некий вестерн на минималках, в котором все опасности близки к средне-житейскому уровню.
Фильм, на мой взгляд, подпорчен романом героя Иствуда с относительно молодой барменшей. Довольно банальное высказывание о порохе в пороховницах, от которого, вопреки озвученным героям тезисам, разит все тем же мачизмом. Вряд ли такое поведение намного умнее и адекватнее, чем полжизни скакать на быке. И это редкий случай, когда герой Иствуда не выглядит круто.
«Кровные узы»: крутой Костнер
Тот случай, когда оригинальное название (путь даже как в книге) Let Him Go совершенно не тему. Кого и куда отпустить? Фильм вообще не об этом.
Неовестерн, где экс-шериф Джордж (Кевин Костнер, 67 лет) и Маргарет (Дайан Лэйн, 57 лет) потеряли сына, а затем рискуют потерять внука, так как новый муж бывшей невестки / снохи Лорны ведет себя неподобающе, а недавно совсем увез жену и Джимми к родне по фамилии Уибой.
Супруги двигаются туда. По дороге собирают информацию о семейке Уибой, которая годится для саспенса. В итоге находят какую-то дыру в Северной Дакоте и приезжают на ранчо семейного клана. Чем дальше, тем мрачнее. Кажется, скоро начнется история с бензопилой.
Семейкой заправляет деспотичная Бланш Уибой (Лесли Мэнвилл), у нее есть брат и трое сыновей. «А нас тут больше, чем вас!» – намекает герою Костнера один из них. И это не пустые слова.
Костнер мог и сам такое снять, но режиссер у фильма Томас Безуча, он же сценарист и сопродюсер. Фильм сделали по одноименному роману Ларри Уотсона 2013 года. Наверно, хорошая книжка.
И эта книжка в хорошем смысле заметна. Есть глубина даже в немногословных диалогах, есть характеры, запоминающаяся побочная история о жизни индейца Питера, которого в юности забрали из семьи и учили не быть индейцем.
Это фильм с Костнером, и он очень крут. Но еще тут важен конфликт трех матерей: протагонистка, антагонистка и запутавшаяся Лорна.
Джордж – не воинствующий поборник справедливости, не одинокий мститель или герой боевика. Он просто решает дела семьи, поступая так, как хочет жена, доверяя ее чутью, зову крови, инстинкту. И это самый правильный инстинкт, пусть даже он ведет на серьезный риск.
Фильм порой обвиняют в том, что мужчины в нем оказываются исполнителями воли женщин. Пусть так, женщины тут действительно формируют идеологию семьи, которой следуют мужчины.
Две такие идеологии сталкиваются, одна позволяет мужчине морально опускаться, другая наполняет его решимостью для благородных дел. Это нестандартный ракурс на мужественность в вестерне. И во многом он делает фильм одним из лучших представителей жанра за последние годы.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!