Доказательство существования мира идей Платона

210 full reads
588 story viewsUnique page visitors
210 read the story to the endThat's 36% of the total page views
2 minutes — average reading time

Платон, ученик Сократа и учитель Спевсиппа Афинского, Ксенократа Халкедонского, Аристотеля, Евдокса Книдского, Эраста и многих других известных личностей, вошел в мировую историю философии, в первую очередь, как основатель идеалистического направления.

Бытие в своей онтологии, по Платону, сформировано идеями. Эти идеи - не ментальные (умственные) понятия, формирующиеся в уме человека, а вполне самостоятельные сущности-объекты, которые существуют автономно и составляют подлинное бытие – мир идей.

Идеи из мира идей Платона сохраняют своё бытие безотносительно пространства и времени. Именно бытие мира идей составляет основу бытия мира вещей.

Мир идей состоит из множества конкретизированных идей-эйдосов для всех феноменов: материальных тел, вещей, математических и геометрических фигур и формул, моральных и эстетических норм и др. Умопостигаемый мир (мир идей) - вечный и внесубъективный. Чувственный мир существует в пространственно-временном измерении. Его характеризует постоянное вечное движение, приводящее к рождению и смерти объектов сущего мира.

В последней книге "Государства" Платон предельно понятно излагает свою теорию идей, или форм. По Платону, когда ряд феноменов относится к определенному классу и имеет общее название, то все элементы ряда имеют общую "идею", или "форму", как формальное обобщение множества однотипных феноменов. Например, в случае, когда рассматривается множество кроватей, существует "идея" одной единственной обобщенной кровати. Точно так же, как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не "реальным", так и разные отдельные кровати нереальны, а являются лишь копиями одной единственной "идеи", которая представляет собой одну единственную реальную кровать, созданную богом. Об этой одной единственной кровати, созданной богом, возможно знание, но в отношении многих других кроватей, сделанных плотниками, может быть лишь мнение. На основании таких рассуждений, Платон приходит к выводу, что формирование мнения о мире – прерогатива чувств, тогда как знание относится к сверхчувственному вечному миру.

В диалоге «Тимей» Платон говорит:

Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

Для пояснения своих взглядов Платон прибегает к аналогии с пещерой, где люди способны видеть только в одном направлении, поэтому они принимают тени на стене за реальные предметы и не имеют представления о самих предметах, которые порождают эти тени. Познание, по Платону, – это воспоминание (анамнез) той истины, которая всегда жила в душе и которая оживает в нас, когда мы осуществляем какой-либо конкретный опыт. Вступая в контакт с миром, душа извлекает из себя истину.

Проблема существования мира идей вне разума субъекта вызвала соответствующую критику. Например, мусор и грязь - это субъективные понятия, поэтому слишком странно было бы предположить, что для мусора или грязи существуют какие-то идеи в мире идей Платона (об этом пишет сам Платон в диалоге "Парменид").

Докажем, что мир идей Платона существует на самом деле. Для этого рассмотрим в определенном месте сущего мира, в котором существует человек, самый большой различимый объект и разложим его на составные части по пространственно уменьшающемуся материальному параметру. Например, галактика состоит из звездных систем; звездная система состоит из звезды и планет; звезда/планета состоит из атомов; атом состоит из нуклонов и электронов(?); нуклон состоит из элементарных частиц; элементарная частица состоит из элементарно-элементарных частиц............ И т.д. Получаем бесконечный ряд, стремящийся к нулю. Почему он стремится к нулю, а не заканчивается на какой-то супер-пупер элементарной частице? Если ряд разложения заканчивается материальной частицей, имеющей форму, то эта частица должна иметь и содержание. Но тогда получаем противоречие, поскольку содержание такой частицы будет иметь статус элементарности, а не сама частица. Перейдя к содержанию этой частицы и рассмотрев его, мы неизбежно придем к выводу, что содержание содержания является более элементарным. И этот процесс будет бесконечным: что-либо материальное, имеющее форму, ведет к холархической структуре, более известной, как куклы-матрешки, вложенные одна в другую.

Таким образом, материальная непрерывность мира, как и непрерывность движения в апориях Зенона, ведет к бесконечному сущностно-сущему ряду, имеющему предел.

Но предел бесконечного ряда не является элементом ряда, поэтому предел будет иметь совершенно иное качество, чем любой элемент ряда. Недостижимость элементами ряда своего предела хорошо иллюстрирует график для гиперболы и ее асимптоты:

Иллюстрация недостижимости предела
Иллюстрация недостижимости предела
Иллюстрация недостижимости предела

Мы бесконечный ряд строили по материальному параметру. Каким качеством должен обладать предел ряда, причем, отличным от материального качества? Как известно, противоположным материализму является идеализм. Качеством, противоположным материальному, будет идеальное качество. Предел ряда, разложенного по материальному параметру, в связи с этим, будет обладать идеальным качеством.

Итак, наш бесконечный ряд стремится к нулю. Это значит, что в пределе материальных объектов нет. Мы не уничтожали мир, а разлагали его на составные сущности. Дойдя до предела по разложению, этот мир нужно построить в обратном направлении. Предельная точка разложения мира не должна выпадать из такого процесса. Она не должна быть точкой разрыва - эдаким абсолютным "ничто", поскольку из абсолютного "ничто" ничего нельзя построить в обратном движении по элементам ряда. Отсутствие материи в предельной точке должно компенсироваться чем-то другим. Как в законе сохранения полной энергии отсутствие кинетической составляющей компенсируется максимальным значением потенциальной составляющей. Следовательно, в предельной точке разложения сущего мира на составные сущности должен присутствовать аналог потенциальной энергии для создания мира - идея. Это не только доказывает существование мира идей Платона, но и теологическую основу христианства:

Евангелие от Иоанна

1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово
было Бог.
1:2. Оно было в начале у Бога.

1:3. Все чрез Него начало быть

А также доказывает существование интеллектуального Оператора всего сущего мира, как вечного двигателя, функционирующего по периодическому закону (теория отскока).