Найти в Дзене

Сказы рода Лыковых. Ликвидация Лыковской заимки (часть 19)

В предыдущей статье я рассказала о бедах, свалившихся на отшельников Лыковской заимки на Каирсу. Многим из оставшихся в живых все, произошедшее с ними, казалось знаком, предвещающим новые несчастья. Спасение кержаки видели в молении - за упокой усопших и во здравие выживших. В этот момент и пришли на заимку новые официальные представители Советской власти.

Но, прежде чем говорить о цели их посещения, я хочу рассказать о том, какие перемены произошли за пределами хутора, спрятанного глубоко в Саянской тайге. За те пять лет, на которые было разорвано сообщение с Тишами, в поселке произошло много событий. С подачи Самойловых, Чепкасовых и Золотаевых, управлявших теперь делами Тишинской общины, была организована рыболовная артель. Начальник был пришлый, из Таштыпа, некто по фамилии Кукольников, но он часто приезжал в артель проверить работу.

Дела вроде бы шли, добытый улов меняли, как и раньше, на крупы, бакалею и прочие нужные товары. А весной 1932 года на месте нынешней Республики Алтай и Хакассии был организован Алтайский заповедник, в территорию которого попали и верховья Большого Абакана. С этим известием осенью следующего года и пришли на Лыковскую заимку лесники и начальник охраны заповедника. Насколько я поняла, они методично обходили все потаенные хутора, которых, я думаю, в то время в тайге было очень много.

-2

Собрав всех, они объявили о запрете на проживание на территории заповедника, на ловлю рыбы и охоту, а так же на сбор грибов и ягод. Старообрядцы могли пойти на работу в заповедник (люди, знающие тайгу, как свою пять пальцев, в заповеднике были нужны). В этом случае им нужно было переселяться в поселок Яйлю на Телецком озере. Кто не хотел работать в заповеднике, мог вернуться в Тиши. В любом случае заимка на Каирсу должна была прекратить свое существование. Срок на раздумье был дан до следующего лета.

В одном из лесников Лыковы с удивлением узнали своего знакомого, тоже старообрядца Данилу Молокова. Он и рассказал отшельникам, что работа в заповеднике никак не вредит их вере. Начальство от Яйлю далеко, в поселке планируют строить жилье для работников, а также школу для детей. За работу платят зарплату и дают паек, кроме того, можно скрытно поохотиться в тайге. Ушли лесники, оставив кержаков решать самый важный вопрос: как жить дальше.

Неожиданно мнения разделились, да еще как. Отец Ефросин предложил уйти еще дальше - на Малый Абакан, где, по слухам, уже жило несколько отшельников. Вот только климат там был намного суровее, чем на Каирсу. Евдокима же, напротив, заинтересовало предложение поступить на службу в заповедник. Карп и Исай отнеслись к словам Молокова более настороженно. И только в одном вопросе все сошлись единогласно: никто не хотел возвращаться в Тиши. Бабушка Раиса, Зиновия (вдова Степана) и Анна Саночкина вообще не хотели никуда уходить от могил мужей. Исай Назарович запугивал Евдокима, что без документов на работу не возьмут (напомню, что документы у кержаков были под запретом), что детей, когда подрастут, заберут в интернат. Карп соглашался с Исаем, но не знал, куда уходить.

Так, в тяжелых раздумьях и яростных спорах шло время. Что в итоге решили отшельники и как поступили, читайте в следующих статьях, подписавшись на мой канал.

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты