Педагогический дизайн versus Пандемия

<100 full reads
160 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 60% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Беседа с Еленой Друговой, участницей программы «Глобальное образование», к.ф.н., директором научно-образовательного центра «Институт передовых технологий обучения» Томского государственного университета, научным сотрудником Института образования НИУ ВШЭ.

Фото из личного архива Елены Друговой
Фото из личного архива Елены Друговой
Фото из личного архива Елены Друговой

После обучения в Университете Монаша и возвращения из Австралии в Томский государственный университет мне была поставлена задача: способствовать внедрению передовых технологий обучения, цифровых сервисов, заниматься цифровизацией образовательного процесса. Потом в мире случилась пандемия, и она очень резко и в краткие сроки кого-то вынудила, а нам здорово помогла научиться перестраивать образовательный процесс, используя модели и методы педагогического дизайна.

Что такое педагогический дизайн?

Такого термина и словосочетания, как «педагогический дизайн», 10-15 лет назад в научных публикациях в России практически не было, встречался изредка «дидактический дизайн». Сам термин – это перевод английского словосочетания «instructional design» или «learning design». В России пока нет устоявшегося термина – это направление сейчас чаще всего называют «педагогический дизайн», а также «педагогическое проектирование», «образовательный дизайн», «дизайн учебного опыта». Кстати, это актуальная задача для российского образовательного сообщества – договориться и закрепить термины. С волной цифровой трансформации в образование пришло много новых неустоявшихся терминов, например, «смешанное обучение», «гибридное обучение».

Педагогический дизайн появляется в вузе, когда делается ставка на качество образования и ориентацию на образовательный опыт студента, когда возникает необходимость менять обучение в связи с появлением новых технологий, перехода в смешанное или онлайн обучение, когда проектируются новые образовательные программы. Педагогический дизайн, с одной стороны, это структурированная и четкая логика проектирования образовательного продукта, со своими правилами, этапами, теориями, с другой стороны – это творческий незастывший процесс, результаты которого могут быть очень разные.

Специалист, который занимается проектированием и трансформацией образовательных курсов, называется педагогический дизайнер. В ведущих университетах мира он часто выступает помощником преподавателя, помогает системно перестроить курс. Заниматься перестройкой курса нужно, в первую очередь, когда с ним есть какие-то проблемы: плохие оценки, жалобы, негативная обратная связь от студентов. Сам преподаватель, безусловно, тоже выступает дизайнером своего курса, но ему не всегда хватает компетенций, особенно молодому начинающему преподавателю.

Если педагогический дизайн – новое направление для России, означает ли это, что мы находимся в догоняющей позиции относительно мирового образования?

С одной стороны – да, с другой стороны – можно внедрять лучшие мировые практики с ориентацией на российские особенности. Фронтир педагогического дизайна находится в цифровизации, учебной аналитике, построении системы визуализации (например, дашбордов, англ. – dashboards, доски). Если нашим вузам двигаться в этих направлениях, то можно и во фронтир попасть со временем. Особенно в исследовательской части: выдвинули гипотезу, апробировали, описали, зафиксировали результаты.

А чем отличается методист от педагогического дизайнера? Не является ли «пед.дизайнер» новым словом для уже понятной и привычной функции «методист»?

Сейчас в российской вузовской системе, по формулировке одного известного университетского лидера, действует так называемый «деканатский дизайн», где есть методист, который отвечает за нормативную сторону вопроса, чтобы все бумаги были правильно оформлены в соответствии с ФГОС и прочими нормами. Но, к сожалению, такое оформление и нормирование имеет больше рамочный характер и слабо помогает реальному проектированию содержания и форматов обучения. Так сложилось, что функция методиста – это удерживание и контроль нормативной рамки. Возьмем, к примеру, рабочие программы дисциплины: часто преподаватель заполнил их и забыл, и они не являются его рабочим инструментом и «гидом» для непосредственного ведения курса. К сожалению, часто получается, что бумаги отдельно, реальный учебный процесс – отдельно. При этом роль методиста в вузе – существенная, особенно во время прохождения аккредитации.

В идеальном мире должна работать команда: преподаватель, педагогический дизайнер и технологический помощник (англ. – technologist). Преподаватель работает «вживую» со студентами, пед.дизайнер в паре с преподавателем проектирует курс, структурирует его содержание, наполняет курс современными форматами, заданиями, формами оценивания, а технологический консультант помогает подобрать и грамотно применить разные цифровые решения, консультирует, помогает с техническим размещением контента на образовательных платформах. Но чаще в жизни три эти роли лежат на одном человеке – преподавателе, и это довольно большая нагрузка.

Источник: Unsplash.com
Источник: Unsplash.com
Источник: Unsplash.com

Если педагогический дизайн – это командная работа, то кто несет ответственность за результат, какой получился курс?

Преподаватель никогда не будет делать то, что ему неблизко. Поэтому за результат все-таки отвечает преподаватель. Педагогический дизайнер – это вспомогательная методическая позиция, заинтересованная в повышении качества образовательного процесса.

Какой бэкграунд должен быть у педагогического дизайнера? Кто может им стать?

Опыт показывает, что пед.дизайнером может стать специалист, у которого не обязательно должен быть собственный большой опыт преподавания. В большей степени важна способность системно видеть дисциплину, взаимосвязь результатов и наполнения курса, способов оценивания, понимание устройства учебного процесса в целом. Сейчас вузы восполняют свои потребности в таких специалистах преимущественно изнутри, то есть за счет собственных сотрудников после обучения и переквалификации. Но возможность привлечения внешних специалистов с рынка тоже присутствует, хотя пока в меньшей степени. Сейчас это скорее точечная история, не массовая практика. При этом, возможно, у «внешнего» человека вера в возможность перемен сильнее, но зато действующий сотрудник знает все тонкости и хитросплетения вуза как сложной организации. На первом этапе апробации и внедрения наиболее эффективный способ, скорее, вовлечение собственного сотрудника или человека из вузовской среды, но когда такой дизайн станет массовым явлением и нормой в работе вуза, то эффективнее будет привлекать сторонних специалистов с рынка. В зарубежной практике вузы работают часто по второму сценарию.

Педагогический дизайнер – это скорее инфраструктурная общевузовская позиция, или лучше держать на факультете отдельного специалиста?

Возможно сочетание этих двух подходов. В Университете Монаша, например, дополнительно к общеуниверситетским специалистам есть отдельные пед. дизайнеры на факультетах. Это специалисты- «предметники», то есть им глубоко понятна сама предметная область и содержание, которое требуется упаковать, трансформировать. Но более распространенная практика – общевузовский сквозной подход.

В вузах «инфраструктурные» пед. дизайнеры могут базироваться в подразделениях, связанных с образовательными технологиями, инновациями, оценкой качества, teaching & learning. А если пед. дизайнер работает на конкретном факультете, то, как правило, речь идет о совмещении функций.

Педагогический дизайнер – это исключительно вузовская история? Где такой специалист может найти себя на рынке труда?

Педагогический дизайн нужен везде, где создаётся образовательный продукт: вуз, ДПО, онлайн-обучение, МООКи, и т.д. При этом образовательные продукты создают и не образовательные организации, например фонды, НКО, ведь некоммерческий сектор тоже ведет и развивает образовательную деятельность, у них есть потребность запускать обучающие программы, например, для грантополучателей. То есть запрос на компетентных пед. дизайнеров на рынке есть и растет.

Насколько распространена тема педагогического дизайна в российской вузовской среде?

В России еще пару лет назад инфраструктурная поддержка и функция педагогического дизайна в вузах практически отсутствовала; скорее, сначала появились технологические, цифровые помощники, ориентирующие в устройстве LMS, помогающие освоить новые цифровые инструменты, но без педагогического содержания. В то время как, например, в австралийских вузах – это уже давно устоявшаяся норма. Мировые лидеры – это Австралия, США, Великобритания, Нидерланды, Канада. Для понимания масштаба – в таком крупном вузе, как Университет Монаша, работает около 7 пед. дизайнеров и к ним очередь – на полгода вперед.

В российском академическом пространстве не так уж много публикаций по теме педагогического дизайна, первую публикацию я нашла в статье за 2010 год, а в последние годы поток публикаций экспоненциально растет. В российских крупных вузах (например, вузах Проекта 5-100) интерес к теме педагогического дизайна, безусловно, есть, и сейчас находится на уровне отдельных экспериментов. Развитию методической части способствует буйный рост российских компаний EdTech сектора. На рынке существует довольно много предложений по обучению методистов онлайн-обучения, ориентированных на создание и реализацию коммерческого продукта, но не педагогических дизайнеров для университетов. Этот рынок на уровне предложений пока только развивается, и разработанная нами программа повышения квалификации «Педагогический дизайн в смешанном обучении» пользуется большим спросом, мы обучили уже около 500 человек из разных университетов России.

А насколько педагогический дизайн все-таки нужен вузу? Ведь и без этого направления вузы раньше жили и даже развивались?

Я считаю, что педагогический дизайн критически важен для современного вуза. Система образования кардинально изменилась – эпоха дефицита знания сменилась эпохой его избыточности. Педагогический дизайнер в паре с преподавателем тщательно работает с учебным контентом и помогает его грамотно упаковать. Цифровые технологии дали нам новые возможности: можно не ходить на лекции, а вместо этого послушать их в записи в удобное время. Зато гораздо важнее становится коллаборативная групповая работа, востребованы иные компетенции. Педагогический дизайнер помогает выстроить ориентированную на студента среду обучения, запланировать образовательные активности, ведущие к нужным результатам. Перестройка образовательного процесса в цифровой среде требует больших усилий. Преподавателям очень сложно все это делать самим, в связи с цифровизацией происходит усложнение преподавательской позиции и расслоение функциональных ролей, и педагогический дизайн становится важной составляющей формирования качественного образовательного процесса.

Интервьюер: Анна Гетманская, руководитель программы «Глобальное образование»

#образование #университет #педагогический дизайн #ракурсsedec