О древнеславянской письменности

5,7k full reads
13k story viewsUnique page visitors
5,7k read the story to the endThat's 41% of the total page views
6 minutes — average reading time
Глаголица
Глаголица
Глаголица

Письменность материально основывается на особом типе носителя – папирусе, специально обожженной отформатированной глине, пергаменте, шелке, дереве, бумаге.... К письменности не относится нацарапывание символических или магических знаков на камнях, дощечках, монетах, оружии.

Отделение славянских языков друг от друга стало следствием исторического процесса расселения славянских племен, относящегося к VI-VII вв. н.э. Прокопий Кесарийский пишет о едином, варварском языке у славян. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 82].

К древнейшим славянским государствам принадлежит Болгарское царство, первые дорукописные свидетельства письменности (эпиграфика, нумизматика, сфрагистика) которого относятся к VIII-IX вв. За более чем полутора вековую историю археологических раскопок множества древних славянских городищ, памятников письменности относящихся к славянам, жившим на землях древней Руси до IX века, не найдено.

К настоящему времени славянских кириллических надписей до христианской эпохи известны всего четыре. На двух мечах X века обнаружены имена славянских кузнецов: «Людота коваль» и «Славомир». На «гнездовской корчаге» середины X века начертана славянская надпись: «Горух писал». В Новгороде в слоях X века найдена деревянная бирка сборщика меховой дани: «Мечничь мех в тех метах». [Прозоров Л.Р. Святослав Храбрый – Русский бог войны. – М., 2009, c. 21-24].

Летописец под 898 г. излагает христианскую апостольскую версию происхождения письменности у южных славян. Первым на придунайские земли прибыл апостол Павел, который обучил южных славян: «Словеньску языку учитель есть Павелъ» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 28]. Просветительское дело апостола Павла продолжил его наместник епископ Андроник. По летописцу, язык славян в то время был един и у них была своя грамота славянская. Но, славяне не знали святых христианских греческих и латинских книг. В.Н. Татищев пишет: «Героним восточной церкви великий учитель, живший по Христе от 329-го по 420-й год, родом славянин из Истрии, первые буквы славянам учинил, которые доднесь геронимовы имянуются. Оными Библию, пред двемя сты леты напечатанную на славянском языке, я сам в 1714-м году в библиотеке королевской в Берлине видел».[1]

Известен был и Кирилл Селунский «писавшим книги славянским языком против римского императора Юлиана Отступника». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1768, кн. I, ч. I, гл. 1, с. 4].

В Сказании о письменах Черноризца Храбра (около X века) пишется: «Прежде славяне не имели книг, но своими чертами и резами читали и общались как поганые; крестившись же обзавелись римскими и греческими письменами, не соответствующими устроению словенской речи». [Куйо М. Куев. Черноризец Храбър. - София, 1967, c. 451].

Данные археологии не подтверждают христианские домыслы о древнеславянских письменах. Действительно, черепки древнеславянской штриховой керамики покрыты орнаментом типа черт и рез, но это отнюдь не означает, что гончары тех лет знали арифметику, ведь многие из них тогда не имели понятия даже о гончарном круге и лепили вручную свои примитивные изделия.

«Кроме свидетельств черноризца Храбра о чертах и резах которыми читали и гадали Славяне язычники до принятия христианства, у нас сохранилось современное показание араба Эль-Недима о собственно русском языческом письме около 987 года; да и что это показание подтверждается Ибн-Фадланом о надписи на могиле Русина-язычника, виденной им на берегах Волги в 922 году». [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - Спб., 1876, c. 565]. Арабский писательЭль-Недим (около 977-8 г.) привел известие о письменах Русов: «Мнѣ разсказывалъ одинъ, на правдивость коего я полагаюсь, что одинъ изъ царей горы Кабкъ послалъ его к царю Русовъ; он утверждалъ, что они имѣютъ письмена, вырѣзаемые на деревѣ. Онъ же показалъ мнѣ кусокъ бѣлого дерева, на котором были изображе-нiя, не знаю были ли они слова, или отдѣльныя буквы, подобно этому». [Гаркави А.Я. Сказанiя мусульманских писателей о хазарах и русских. - Спб., 1870, c. 240].

О древнеславянской письменности

А.Я. Гаркави по поводу истинности сообщения Эль-Недима о русских письменах отмечает, что он сообщает о письменах различных народов не всегда верные сведения, в частности, утверждая, что Булгары употребляли китайское письмо. К тому же, в оригинале «Книги росписи» Эль-Недима, изображения различных письмен столь сходны между собой, что их можно считать или вымышленными или до крайности искаженными [Там же, c. 242 - 243].

С.А. Гедеонов счел возможным, для расшифровки русской надписи Эль-Недима, попытаться прочесть ее по глаголице: перед нами возникает имя варяго-славянского владетеля Руссов – Святослава: «По всей вероятности Недимова дощечка была русским паспортом времен Святослава». [Там же, ч. II, пр. 291, СVII].

О древнеславянской письменности

Ибн-Фадлан, путешественник и писатель, пишет, о Руссах дохристианских, что они на столбе намогильном писали всегда имя знатного покойника. [Книга Ахмада Ибн-Фадлана посла Аль-Муктадира к царю славян. - М-Л., , 1939, c. 83].

Нарезание знаков на дерево у норманнов-русов восходит к традициям их древних предков германцев. В конце I в.н.э. римский историк Корнелий Тацит писал о германцах: «Срубленное плодовое дерево они нарезают плашками, нанеся на них особые знаки». [Древняя Русь в свете зарубеж-ных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 414]. Предполагают, что эти знаки были буквами особого германского письма, которое возникло в I-II вв. н.э. Такое письмо было названо руническим от слова «руна» - буква германского алфавита: «Рунические письмена (подражание греческим или латинским буквам) были известны лишь как тайнопись и служили только для религиозно-магических целей». [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Второе издание. – М., 1955-1981, т. 21, с. 141].

Древнеисландское слово run переводится как cкрытное, секретное знание, тайна. Содержание надписей древнейших рун ограничивается личным именем или магической формулой (заклинанием). Надписи рунами на деревянных стержнях составляли неотъемлемый элемент скандинавской культуры. Камней с руническими надписями только в одной Швеции около 3000. Как правило, это мемориальные стелы, посвященные знати, реже - отдельным событиям, надписи бытового характера. Рунические камни не были связаны с захоронениями.

О древнеславянской письменности

Цель, с которой заказывались рунические памятники, - сохранить память о погибшем члене рода и, возможно, подтвердить, права его родственников на наследование имущества. Рунические надписи являются ценнейшим историческим источником. Они современны упоминаемым в них событиям. В мемориальных надписях было невозможно сознательное искажение фактов: неверное изложение событий могло оскорбить дух умершего и навлечь его гнев на живых.

Основная масса памятников с руническими надписями, содержащих сведения о Восточной Европе и Византии, относится к XI веку, лишь 5 из них можно датировать X веком. Рунические надписи содержат обширный топонимический материал, ряд надписей содержат сведения о целях пребывания скандинавов на Руси и Византии: в основном это наемничество и торговля. В скандинавских сагах славян Винетов называют образованными людьми.

Предметом многовековой дискуссии стал вопрос о возможности славянской рунической письменности. В. Н. Татищев отметил, что по шведскому писателю Лакцению, славяне около 550 г. из Вандалии пришли на земли северной Руси и, несомненно, имели знакомство с древне-германскими рунами. [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская - М., 1768, кн. I, ч. I, гл.1, с. 5-6]. В скандинавских источниках они называются «Venda Runir», т. е. «вендскими рунами».

Есть ряд свидетельств древних скандинавских писателей о руссах на берегах Прибалтики: «благодаря чему руссы могли иметь готическое письмо». [Там же, кн. I, ч. I, гл.1, с. 5]. «Скандинавы в IX веке знали употребление рунических букв, однако же мы не имеем никаких основательных причин думать, чтобы они сообщили его и россиянам. Руны, как мы выше заметили, недостаточны [2] для выражения многих звуков языка славянского». [Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. X, с. 86].

Группой предметов, имеющих рунические надписи, являются культовые статуэтки, особенно частые в области поморских славян. Надписи сделаны так называемыми «северно-вендскими» рунами. Найдена бронзовая статуэтка с изображением льва и надписью рунами: «чернебог»; на бронзовом ноже стоит надпись: «свантевит». Краковский медальон несет надпись: «белбог». [Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. - М., 2005, c. 208]. В.Н. Татищев считал, что остатки рунических письмен можно найти на северо-западе, в районе Новгорода и Изборска, [Там же, 1768, кн. I, ч. I, гл.1, с. 5-6], что подтверждается находкой Е. Лазарева на ладожском острове Валаам.

Название Валаам в коренном финском – Валамо. Этот же корень входит в скандинавское слово валгалла – обитель богов и павших в битве героев. На финском языке "вало" - означает свет, клятва.

На острове Дивном, к югу от Валаама, сохранились остатки языческого святилища – площадки с огромным кругом из камней, заросших вокруг дремучим, колдовским лесом.

В октябре 1989 года на Валааме, по дороге из монастыря во Всехсвятский скит, краевед Е. Лазарев обратил внимание на полустершиеся знаки на огромном валуне близ дороги.

Первый отделенный знак – явно не руна, его можно идентифицировать как знак княжьего двузубца властвования ранних Рюриковичей времени до середины X века. Остальные знаки подобны младшим рунам шведско-норвежского типа, по которым можно примерно прочитать надпись как: «Незабвенно таинство Божества твердыни (сей)». [Лазарев Е. Валам, Россия в миниатюре. Наука и религия. №9 - М., 1991, c. 6].

О древнеславянской письменности

Появление надписи на Валаамском валуне, как «знаменном камне», в северо-западном ареале пути из варяг в греки вполне объяснимо: «в Скандинавии употребление рунических письмен было известно до времен христианства» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. X, с. 84].

Если говорить о вероятных видах древнеславянской письменности, то есть мнение, [Барашков А. Узелковое письмо древних славян. Наука ирелигия. №4-5. - М., 1992, c. 28-32], что она, в частности, могла иметь оригинальный символический характер письма узелкового типа.

Узелковая письменность – одна из древнейших в мире, известна в индейской цивилизации инков, у древних китайцев, как предшественник иероглифического письма. Узелковое письмо было и у древних карелов и финнов, будучи упомянуто в карело-финском эпосе «Калевала».

Узелковая письменность, по форме пиктографического типа, прежде всего, касалась деятельности языческого жречества. Возможно, узелковым письмом славянские волхвы сохраняли и передавали друг другу важные заклинательные символы и обрядность культа языческих божеств.

В длительный переходный период «двоеверия», вязаные символы язычества были перенесены на стены христианских храмов и стали украшениями христианских рукописных книг.

Заставка из рукописи XII века
Заставка из рукописи XII века
Заставка из рукописи XII века

Память о древнейшем славянском узелковом письме сохранилась в русском языковом фольклоре, часто можно слышать: «завязать узелок на память», «связать мысли», «путаная речь», «хитросплетение сюжета», «узел проблем» и т. п.

В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы-Яги. Разматывая этот древний своеобразный путеводитель, он, возможно, читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до места. Узелковые мотивы» явно прослеживают-ся в орнаментах и украшениях, древних книжных заставках и художественной лепке на храмах.

Сложность длительного хранения вязаных клубков узелковой письменности, подвигла языческих жрецов перенести, путем высекания черт и рез, важнейшие символы веры на деревянные стены культовых святилищ и обрядные магические камни, этим положив основания «вязаной» славянской рунической письменности.

Приводя мнение Диодора Сицилийского, В.Н. Татищев полагал, что славяне, жившие в Сирии и Финикии, по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо могли от них иметь, а, находясь в близости и сообществе с греками и итальянцами, могли знать и их письменность и язык. [Там же, 1768, кн. I, ч. I, гл.1, с. 2].

Однако при этом, нужно иметь в виду, что речь идет не о славянах вообще, а о лицах славянского происхождения, как правило, светской или духовной знати, купечества. Римские и византийские императоры-славяне были грамотны. Великий Князь Русский Святослав Игоревич свободно обратился по гречески к императору Византии Иоанну Цимисхию.

Известна находка клада серебряных арабских монет в Старом Петергофе в 1940 году. Клад попал в землю в IX в., на одной из монет нацарапано имя ее обладателя на греческом языке – его звали Захариас.

Исторически у славян были две формы письменности – глаголица и кириллица. Глаголица почти полностью совпадает с кириллицей по составу, расположению и звуковому значению букв. Зато резко отличается формой букв.

Название глаголица проистекает от славянского глаголить – говорить. Судя по всему, глаголица («речевица») использовалась вначале готскими, а затем и славянскими жрецами, в том числе для тайнописи.

От готской глаголицы родилась особая форма готического и руничеcкого славянского шрифта. Долгое время церковники считали глаголицу шифрованным алфавитом еретиков, и лишь в 1248 г. папа Иннокентий II признал глаголицу «изобретением святого Иеронима».

Древнейшими из сохранившихся памятников, написанных глаголицей являются Иверская грамота, Киевские листки, Зографское Евангелие и др., датируемые концом X в. По мнению И.И. Срезневского, несомненно следы глаголицы в списках обязательной грамоты «Русскаго князя Святослава императору Iоаниу Цимисхiю».[3]

Замена славянской глаголицы кириллицей, по сути, стало культурной катастрофой для восточных славян. Исчезла исконная славянская азбука, вместе с ней язык и весь огромный культурный мир языческого славянства: «Освоившись со многими терминами южнославянского болгарского языка, наша книжная речь забыла значение соответствующих слов чисто русского происхождения. Лексика, заимствованная из книжного церковного языка, которым писала Древняя Русь, вытеснила из оборота огромный запас туземного (языческого – Авт.) русского языка, и этот запас не был принят в состав литературной речи». [Ключевский В.О. Сочинения в 9-и тт. – М., 1989, т. VII, с. 11].

Введение кириллицы связывают с именами святых равноапостольных греческих просветителей братьев Кирилла /827-869/ и Мефодия /†885/. «Кирилл нашел в Херсоне перевод Евангелия и псалтыря писанные славянскими рунами. Житие называет их русскими, потому что они обретены у Русина, который также отличал их этим именем…. По возвращению в Константинополь, Кириллу пришлось составлять свою новую славянскую азбуку. Он положил в ее основу греческое письмо». [Там же, т. VII, прим. 292, СXI].

Кириллический алфавит взял за основу греческий унциальный шрифт с использованием некоторых дополнительных букв для передачи звуков, которых нет в греческом зыке. Лингвистической основой славянского языка в церковных трудах Кирилла и Мефодия стал македонский диалект.

Из древнеславянских образцов письменности наибольший интерес представляет, до сих пор не расшифрованная, так называемая алекановская надпись, нанесенная на глиняном сосуде X-XI веков, открытая в 1897 году В.А. Городцовым во время раскопок у села Алеканово под Рязанью.

Алекановская надпись
Алекановская надпись
Алекановская надпись

Что касается получивших в наше время известность, якобы памятников древнеславянской письменности типа «Боянова гимна», «Опыта древней и новой летописи Валаамского монастыря», «Оповеди», каталога «Книгорек», опубликованных в первой половине XIX века А. И. Сулакадзевым; «деревянных дощечек Изенбека» о «Влесовой (Велесовой) книге», открытых в середине XX века Ю. П. Миролюбовым, то факт их фальсификации не вызывает сомнения. [Что думают ученые о «Велесовой книге. – Спб., 2004, c. 314-326].

Если говорить о так называемых славянских рунах, то по мнению чешского историка письма Ч. Лоукотки: «Славяне, позднее выступившие на европейском культурном поприще, научились писать лишь в IX веке. Так называемые славянские руны, на которые часто ссылались, оказались при подробном исследовании фальсификацией». [Додонов И.Ю. Истоки славянской письменности. - М., 2008, c. 140].

[1] Татищев В.Н. «История Российская»» первая редакция II части, гл. 4,
«Древность письма в Руси от крещения и союзов з другими народы»,
Электронная библиотека ИДДК, 2005.

[2] Скандинавский рунический алфавит к IX веку состоял из 16 букв.

[3] Срезневский И.И. Древнiе глаголическiе памятники сравнительно с
памятниками кириллицы. СПБ, 1866, с. VI.

---------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.