Сколько зарабатывали известные русские художники? Не все были голодные

26 August 2020
Владимир Маковский "Дилетант"
Владимир Маковский "Дилетант"

Есть устойчивое клише, что настоящий художник должен быть голодным. Теория подкрепляется грустными историями знаменитых художников, почивших в нищете, как, например, Саврасов, Коровин. На их фоне обычно исключением смотрится Айвазовский, он же Айвазян, который был очень состоятельным человеком. Однако в реальности и другие художники зарабатывали неплохо, а беднели по разным причинам.

Для начала в двух словах об арт-бизнесе того времени. Зарабатывали художники несколькими путями. Самое массовое - написание портретов, услуга более чем востребованная. Речь шла и о парадных портретах, которые стоили реально больших денег, и о миниатюрах для обычных граждан. Если посмотреть известные картины, где видны интерьеры, почти везде на заднем плане на стене видно портреты или портретики. Особенно это было популярно до массового внедрения фотографии, но спрос был и позже. Даже в домах захудалых дворян или людей среднего достатка (крестьянам и работягам было не до портретов, но и без них желающих хватало). Разброс цен был большой, в зависимости от раскрученности автора и его аудитории. За маленький портретик, который художник мог нарисовать за пару дней, безвестный художник мог получить несколько рублей. За портрет графа Шереметьева Крамской получил 13000 рублей, огромные деньги по тем временам.

Вторая статья доходов - заказы с росписью интерьеров, а также церквей. Неизвестные художники рисовали вывески для магазинов и не только. Известно, что Репин по дороге с малой родины в Москву подрядился писать образа в провинциальной церкви и за каждый образ брал 5 рублей. Писал он их быстро. Расписать потолки в доме более или менее успешного купца - вообще отличное дело.

Еще одна статья доходов - преподавание. Многие художники давали частные уроки. Во многих благородных семействах (или с потугами на таковое) нанять для детей учителя рисования было просто маст хэв. Особенно барышне. Математика с синусами и косинусами или химия дореволюционной барышне были не нужны. А вот знать французский, сносно брынчать на пианино и петь, попадая в ноты, а на досуге заниматься рукоделием и рисовать - это да. Многие художники преподавали в художественных училищах. Прянишников, Репин, Перов, Саврасов, Коровин и многие другие. А успешные выпускники этих вузов в качестве поощрения получали оплачиваемые стажировки за границей, например, Перов. Да и многие сами, если почитать их биографии, путешествовали за границу, знакомились мировыми шедеврами. В то время это мог позволить себе не каждый. А еще были пожертвования Меценатов типа купца Мамонтова.

Ну и то, что пришло бы на ум раньше всего - продажа готовых картин. Некоторые покупали уже напрямую у художника, некоторые после успешных выставок. В последнем случае это было еще и рекламой. Художник мог продать картину, условно говоря, за 100 рублей, а пока она висит на выставке, им самим заинтересуются и другие возможные клиенты. А они размещали вышеперечисленные варианты заказов. А еще художники писали авторские копии известных полотен. Сколько копий грачей создал к концу жизни спивающийся Саврасов, не скажут даже эксперты.

Так почему же известные художники умирали в нищете? По разным причинам. Но довольно часто из-за богемного образа жизни, различных злоупотреблений, а еще банального неумении распоряжаться финансами и откровенного транжирства. Многие художники изначально были из бедных семей, поэтому не умели распоряжаться большими деньгами и спускали их сами не знали куда. Саврасов спился, в училище не стали держать преподавателя-алкоголика, и он стал бомжом (хотя ему много раз пытались помочь и друзья, и поклонники). Богатей Кипренский тоже спустил огромные гонорары непонятно куда. На это же жаловался и Коровин, ставший очень даже успешным и с большими гонорарами. В общем, примерно потому же, почему в долговой тюрьме сидел игроман Достоевский или гигантские долги наплодил Пушкин. У них кстати были очень большие гонорары.