РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПРОМИСС «ВЕРЫ» И СУЕТЫ

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПРОМИСС «ВЕРЫ» И СУЕТЫ
РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПРОМИСС «ВЕРЫ» И СУЕТЫ

Не могу не коснуться одной характерной черты для современного общественного сознания. Обычные люди, верующие или неверующие, находящиеся в водоворотах современности, имеют часто одни и те же тяготы, страхи, надежды, одни и те же представления о путях развития общества. Они где-то понимают, что любовь и доброта, разумеющиеся во всём том, что исходит от Бога, может сыграть в общественных устремлениях к миру, безопасности, комфорту и в воспитании детей совсем не последнюю роль. Общественные мыслители считают веру в Бога конструктивным элементом в социальном развитии и одним из его средств. Религии на этом основании превратились в общественно-политический инструмент, вписавшийся в прагматичный процесс развития общества. Представляя себе бесконечный прогресс человечества, его будущие плоды и блага мы втискиваем в эту картину Бога, как одно из обстоятельств, которое считаем позитивным, либо просто нейтральным в отношении наших собственных усилий построить светлое будущее своими руками. И верим в Бога как-то отдельно от своей конструктивно-продуктивной, так сказать, жизни, предполагая, что то колесо истории и человеческого развития, так как оно движется, ни кто, ни когда уже не сможет остановить… А Бог так не считает.

Жизнь со временем меняется, декорации уже другие. Новые формы правления и социальные доктрины вселяют надежду. Кажется, что злой когда-то мир приобретает «человеческое» лицо. Но при более внимательном подходе становится понятно, что концентрация зла на планете не снижается. Как и много веков назад царят все те же враги человечества: насилие, ложь, убийство, эксплуатация человека человеком, болезни, голод, смерть. Это было всегда, так же как всегда в человеческих обществах присутствовал тот фон внешнего благополучия, который и сейчас многих сбивает с толку. Не смотря на большие надежды, возлагаемые на научный и социально-политический прогресс, собственные усилия людей сделать общество добрее, победить зло, похожи на ловлю воздуха руками. Зло не исчезает, а переходит в другие, «цивилизованные» формы. Тогда понимающие это люди, думают приблизительно так: да зло всегда было и всегда будет, это одно из условий развития человечества, а противостояние добра и зла это закон развития человечества и даже стимул этого развития… А Бог так не считает.

Другие «просвещенные» верующие в принципе не видят в земном зле проблемы, так как думают, что эта жизнь на земле для них временная и после смерти они все улетят на небо, где зла нет. Библия и здесь вносит свою поправку. Она говорит, именно земля была создана для жизни людей и что Бог не взирает безучастно на человеческие проблемы. Он в назначенное Им время Сам придет на землю. Он придет для того, что бы уничтожить зло и несправедливость на земле и устранить смерть навечно. Верующий человек, доверяющий этим обещаниям, понимает бессмысленность усилий по усовершенствованию общества. Пустой надеждой при этом является и то, что Бог, якобы, одобряет и благословляет эти тщетные усилия…

«И тогда Сидящий на престоле сказал: „Смотри! Я сотворяю всё заново!" И сказал Он: „Запиши это, ибо слова эти истинны и правдивы".» /Откровение 21:5/

В. Никитин