Давайте рассмотрим эту историческую фотографию Луи Дагера. На ней мы видим Парижский бульвар в 1839 году. Она нам что-то напоминает, правда? День, одна из центральных улиц столицы Европы и никого на улице. Неужели объявлен карантин и все улицы пустынны, как центр нашей столицы в мае 2020 года? Но, приглядевшись повнимательнее, мы видим две полуразмытые фигурки. Это чистильщик обуви и его клиент. Они почти не двигаются и поэтому отобразились на пластине, подобно другим статичным предметам - деревьям, зданиям. Как мы уже знаем из предыдущих статей (ссылка в конце статьи), для съемки на дагерротип было необходимо выдерживать открытый объектив несколько минут. Таким образом, движущиеся предметы просто размылись и исчезли в общем мареве залитого солнцем городского пейзажа.
Теперь представьте себе качели или весы с гирьками. На одной чаше весов - время, затраченное на съемку - выдержка, на другой - значение диафрагмы (светопускания) фотоаппарата. Их равновесие обеспечивает качественный кадр. Четкий и светлый. Но есть еще дополнительные "гирьки", которые могут нам помочь. Это светосила объектива, стабилизатор, светочувствительность самого фотоаппарата (ISO), съемка со штатива, и, самое главное, сам СВЕТ, искусственный или естественный. Эти факторы позволяют вмешаться в процесс и подкорректировать взаимоотношение диафрагмы и выдержки.
С тех пор, как Джордж Истмен, основатель компании Kodak, положил в основу своей компании стремление сделать процесс фотографирования доступным простому обывателю, прошло много лет. Его девиз был "Вы нажимаете на кнопку - мы делаем все остальное".
Сейчас абсолютно все современные фотоаппараты обладают автоматическими и полуавтоматическими функциями, облегчающими процесс. Особенно это касается выбора правильного соотношения показателей выдержки и диафрагмы. Но если вы хотите снимать по-настоящему художественные кадры, вам все же, необходимо освоить ручной режим настройки.
Например, кадр очень украшает использование контрового света, это когда один из источников света (если мы используем вспышки) или единственный источник (если это солнце), находятся сзади снимаемого предмета. Это просто необходимо для прозрачных предметов или для предметов с полупрозрачным краем, например дерево с листвой, капли росы, или волоски. В случае автоматического режима наша камера настроится на самую светлую точку и сделает передний план с главным персонажем кадра темным, не проработанным. Также, если вы снимаете со студийным импульсным (не постоянным) светом, то здесь также необходимо владеть ручным режимом настройки. Как? Об этом в моей следующей статье.
Спасибо за внимание, ваша Елизавета Яхно.
Продолжение следует...
Про дагеротипы можно почитать здесь