Работаете ли вы на себя или являетесь наемным работником, когда-нибудь вам захочется получать больше денег за свой труд. Рассмотрим, что для этого нужно и обучимся некоторым лайфхакам.
Внутренние навыки против технических
В одном своем интервью рекрутер Microsoft Никита Казаков поделился, что их компания в своих кандидатах больше всего ценит не Hard Skills: технические навыки, которые связаны с профессиональной квалификацией (языки программирования, например), а как ни странно — Soft Skills.
То есть те навыки, которые не связанны с должностными обязанностями, например: умение адаптироваться, умение принимать решения, лидерские качества, критичность мышления. Также уверенность в себе, креативность, организованность и так далее.
И я думаю, что это глобальная тенденция. Хард скиллз — это твоя основа, но софт скиллз важнее.
То есть если у заказчика или у эйчара будут два кандидата — у одного лучше Хард, а у другого Софт, — то возьмут «Софта». И этот человек будет уже в процессе работы добирать Хард — ведь все навыки у него для этого имеются.
Ещё для Microsoft гораздо более ценно не то, сколько лет кандидат занимается одним и тем же, а именно переходы и смены деятельности!
Казалось бы странно. Таких людей обычно называют джоб-хопперы. И несколько лет назад эйчары говорили, что не любят нанимать таких прыгунов. Но сейчас мышление у людей, даже у корпораций, поменялось.
То есть корпорации — самые консервативные представители рынка — считают, что когда человек меняет род деятельности (и не просто компанию, а даже индустрию), это его обогащает и развивает профессионально намного сильнее, чем если бы он делал одно и то же на протяжении последних нескольких лет. Также это спасает от профдеформации и закостенения.
И еще одну тенденцию я заметила на рынке труда. Востребованные специалисты (опять, неважно — работают ли они на себя или на кого-то) — это многостаночники. Для них есть даже специальный термин — «Т-сотрудники». Кто это такие?
Поколение «Т»
Т-сотрудник смотрит шире своей должности, своих обязанностей. Его навыки и знания выходят за рамки требуемых для его должности и профессии. Например, это бухгалтер-юрист, или редактор-маркетолог, или эйчар-юрист. То есть, человек отлично разбирается ещё в какой-то смежной сфере.
Вертикальная линия буквы «Т» означает основную профессию специалиста — глубокие знания своей отрасли, а горизонтальная – знания и навыки в смежных областях/профессиях.
Например, лично у меня в первом случае будет лингвистика — знание трех языков и то, как эти языки работают. А во втором смм, драматургия, сценарии и написание книг.
Я вам тоже советую нарисовать такую схему и подумать, что у вас в вертикали, а что в горизонтали — в чем вы разбираетесь или какие знания вы прокачиваете.
Т-сотрудник постоянно учится и получает новые дополнительные знания и навыки из смежных профессий. А сейчас без постоянного обучения, ты просто не выплывешь. Таким образом, Т-сотрудник более востребован на рынке труда и ценен для компаний.
То, что раньше, лет 5-10 назад считалось для карьеры хорошо, сейчас это же самое идет во вред. И наоборот. Работать на одном месте работы, в одной и той же компании 10 лет и более, выполнять одно и то же — сегодня это провальный карьерный путь.
Такой подход не стимулирует к профессиональному развитию и получению новых знаний и навыков. Если человек на одном месте работы более 10 лет, или 10 лет как эксперт делает одно и то же, то он уже очень засиделся и тем самым снижает свою стоимость на рынке труда.
Даже если мы говорим о собственниках компаний, о предпринимателях — здесь тоже можно предположить, что компания в течение 10 лет не развивается и находится в состоянии анабиоза.
НО! Молодым экспертам и предпринимателям не стоит приписывать себе лишний опыт работы и лишние годы. Можно попасть впросак. Сейчас люди, которые платят деньги и покупают услуги, очень критично относятся к экспертам — они изучают, кому можно доверять. И большой опыт работы не всегда выглядит естественно.
Эксперты, которые уходят в кардинально другую сферу, начинают получать гораздо больше заказов, клиентов, у них больше чек. Потому что они предыдущий опыт работы переносят в новую сферу — и этим отстраиваются от конкурентов, становятся уникальны.
А чем больше в нас уникальности — тем мы дороже как эксперты.
Поэтому, чтобы повысить свою стоимость на рынке труда, можно и нужно менять сферы, индустрии, развиваться в нескольких направлениях, постоянно и непрерывно обучаться.
Учиться и учиться
Но, несмотря на то, что мы изучаем сразу несколько сфер, одну конечно хорошо бы изучить глубоко. Поэтому и называется «Т-сотрудники» — должна быть вертикаль.
И диплом о высшем образовании — это всего лишь отправная точка пути эксперта. Чтобы нам повышать свою стоимость, надо учиться каждый день. И, разумеется, очень важно полученные знания применять.
Когда вы узнаете что-то новое, это одно дело. Когда вы это новое применяете, используете, вы повышаете свою ценность как специалиста. Вначале я говорила про софт скиллз, которые надо развивать. Так вот, способность учиться, обучаться — это очень важный реальный навык. Причем чем больше вы учитесь, тем быстрее вы схватываете новую информацию. Поэтому пробуйте новое, учитесь — и повышайте стоимость на свои услуги.
Эмоциональный интеллект
Ещё один Софт Скилл, который вам пригодится, чтобы повысить свою стоимость как эксперта, это эмоциональный интеллект. Это способность воспринимать свои эмоции, управлять ими, а также умение проявлять эмпатию — то есть уметь сопереживать чувствам других людей.
Когда мы говорим о письменной и устной речи для бизнеса, в ее основе — сопереживание.
Основа того же сторителлинга — это сопереживание. Когда вы придумываете историю, она должна откликаться у вашей ЦА, то есть люди должны вашему тексту, вашей речи, вашим героям сопереживать, иначе ваш сторителлинг будет никому не нужен.
Поэтому навык эмоционального интеллекта очень важен для понимания потребностей других людей, особенно тех, которые будут у вас что-то покупать. Вы сразу поймете, что им нужно.
Как определить, есть ли у вас навык эмоционального интеллекта? Если вы за собой замечаете, что можете что-нибудь «ляпнуть» — что-то сказали невпопад, человек обиделся — то значит, вам не хватает навыков эмоционального интеллекта. Когда вы будете понимать, что и кому нельзя говорить, вы быстро научитесь определять чужие личные границы. Будете гибким в общении.
Аргументированность и антихрупкость
Еще один очень важный навык — умение договариваться. Это умение вести переговоры, задавать правильные вопросы, находить компромиссы, аргументировать и защищать свою цену.
А также навык, который называется когнитивная гибкость. Это способность быстро адаптироваться к изменениям, не бояться постоянно быть новичком. Это улучшенный вариант стрессоустойчивости. Когда вы устойчивы к стрессу — вы стабильны. Когда вы этот стресс обращаете себе на пользу — вы проявляете когнитивную гибкость. Как бы сказал американский писатель и риск-менеджер Нассим Талеб, «антихрупкость».
Как еще повысить свою стоимость как эксперта
Несмотря на то, что мышление в мире меняется, всё же еще живут стереотипы. Поэтому цельтесь на крупные компании. Постарайтесь получить какой-то проект в них. Вам это пригодится для вашего имиджа. И пусть иногда проекты будут оплачиваться не так хорошо, как бы вам хотелось, — это будет новый опыт, новая строчка на сайте или в резюме. Постарайтесь взять несколько крупных проектов — это добавит штрих к вашему портрету эксперта.
Поддерживайте связи в профессиональных сообществах. Это очень важно. Посещайте целевые форумы, семинары, следите за профильными новостями. Еще лучше, если вы принимаете участие в дискуссиях и оставляете комментарии. Вас видно, и если вы будете часто проявлять такую активность, вас будут узнавать. Делайте себя узнаваемым!
Социальные сети и публикации в интернете тоже делают вас узнаваемым. Их смотрят эйчары и клиенты. Если, кстати, вы захотите издать книгу — издатели также будут их изучать. Так что не ленитесь. Ведите свой блог, инстаграм, пишите, снимайте, формируйте свой личный бренд.
Учите иностранные языки. Сегодня знать английский нужно всем, кто хочет достойно зарабатывать. Так вы сможете делать проекты не только для русскоязычных людей. А это гораздо дороже оплачивается!
Как понять, что вы НЕ повысили свою стоимость
Есть несколько отличительных характеристик, по которым можно сразу понять, что человек никак не может повысить свою стоимость как эксперта. И это видно на переговорах. И люди — ваши заказчики, ваши клиенты — они это чувствуют.
Признаки «дешёвого» эксперта, которому мало платят:
1. Начинает беседу с обсуждения цены
Постоянно обсуждает деньги, и только потом переходит к сути. Но поверьте мне, ваш заказчик не дурак и если он к вам обратился, зная, что у него маленький бюджет, он сам этот бюджет сразу назовет. Он скажет, к примеру, у меня есть 5000 рублей. Что вы можете на эту сумму сделать? Если заказчик руками и ногами за качество, то эксперт сначала аргументирует свою позицию — почему нужны вот эти детали, эти нюансы, а в конце называет цену.
Это такое негласное правило. Не спешите называть цену. Сто раз подумайте, за какие деньги вы сделаете «супер». Если вы не собираетесь делать «супер», то и не стоит браться за эту работу.
2. Говорит не о собеседнике, а о себе
Любую ситуацию он рассматривает исключительно через призму выгоды для самого себя. Не акцентирует внимание на том, чем он может быть сам полезен. Может быть, считает, что все ему уже давным-давно должны. Но это еще и проявляется так, когда человек в разговоре себя хвалит, забывая о клиенте, о собеседнике.
У меня был случай — я один раз попала на, скажем так, недокоуча. Потратила на него 2 часа. И вот большую часть этого времени этот коуч рассказывал, какой он крутой и классный. Не совершайте такую ошибку. Говорите о клиенте, о его выгодах, как вы собираетесь его задачи решать. Это и есть клиентоориентированность.
3. Боится сделать или дать что-то бесплатно
Когда эксперт говорит, что за каждый писк ему надо платить, скорее всего, никто ему не платит, либо это инфоцыган. Высокооплачиваемые специалисты не боятся давать бесплатные консультации, давать ценные советы — все равно их целевая аудитория к ним придет и заплатит (даже выше рынка), потому что будет знать, что этот человек разбирается в своем деле. И что никто так хорошо, как он не сделает.
Не бойтесь давать действительно полезную информацию для ваших заказчиков — никто у вас ее не украдет.
И давайте информацию действительно ориентированную на заказчиков. Иногда эксперты пишут полезные посты, которые пригодятся лишь таким же экспертам. Переупакуйте свои знания так, чтобы они пригодились именно вашим клиентам.
4. Проявляет недоверчивость
Эксперту постоянно кажется, что его где-то кинут, что-то не доплатят. Поверить на слово для него — немыслимое дело; он просто уверен, что слово ничего не стоит. Да, для мошенников слово ничего не стоит. Но слепо доверять и доверять разумно — это разные вещи.
Вообще склонность к доверию — отличительный признак удачливого человека. Обычно люди видят в других самих себя, и открытый смелый человек, который уверен в себе и своих знаниях, и сам выглядит более честным в глазах других людей. Клиенты видят, что он уложится в срок, предоставит качественную работу.
Когда вы показываете свое недоверие, то заказчик понимает, что, например, его проект слишком дорогой для вас, вы к таким не привыкли. Это конечно не значит, что надо работать без договора. Но не показывайте недоверие.
5. Раздражителен и неуверен
Спокойный и уверенный настрой тоже очень важен.
Если вы постоянно раздражены, или в унынии, или у вас вечное недовольство — всё это заметно. Здесь помочь себе сможете только вы сами. Вам нужно поверить, что вы молодец, что вы этих денег достойны. Но и на самом деле быть их достойны. Если вы получаете высокую оплату труда, то выложитесь на максимум. Если не собираетесь выкладываться, хотите все делать спустя рукава — лучше и не беритесь за работу.
6. Неубедителен и косноязычен
Ну и конечно, грамотная и логичная речь — это ваш друг, если вы хотите получать больше денег за свою работу. Когда у вас в речи нет слов-паразитов, если вы говорите на языке, понятном для клиента, без канцеляризмов. Отрепетируйте вашу речь, когда вы знаете, что сейчас будут переговоры, когда вам будут предлагать какой-то проект, а вам нужно назвать свою цену. Продумайте ответы на все возможные вопросы. И продумайте аргументы в защиту вашего ценника. Которые для каждого клиента будут разные.
…
Итак, чтобы повысить вашу стоимость как эксперта:
Не бойтесь менять сферу. Учитесь. Прокачивайте софт скиллз. Прокачивайте личный бренд. И будьте в себе уверены.
МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
Искусство самопрезентации. Как показать себя с лучшей стороны