«Либерти». Пароходы войны и мира

209 full reads
243 story viewsUnique page visitors
209 read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
«Либерти». Пароходы войны и мира

Суда типа «Liberty» строились в США во время Второй мировой войны для перевозки военных грузов и компенсации потерь торгового флота от подводных лодок гитлеровской Германии.

ПХ тип "Либерти". Фото из сети

Характеристики судна типа "Либерти":

Тип : сухогруз

Назначение: перевозка генеральных грузов
Конструктивный тип: двухпалубное, со средним расп. МО и надстройки
Район плавания: неограниченный
Дальность плавания: 13200 миль
Экипаж: 37 (запасных мест — 12), без военных
Валовая вместимость: 7247 рег.т
Дедвейт: 10666 т
Длина: 134,57 м
Ширина: 17,37 м
Высота борта: 11,41 м
Осадка: 8,46 м
ГД: паровая машина, 2 котла, 2360 л.с.

Движитель:1 винт 2,9 м, 4 лопасти
Скорость: 10,2/11,2 уз.
5 гр.трюмов: 13184 куб.м (киповая), 14539 куб.м (насыпью)
10 грузовых стрел гп 5,0 т
2 грузовые стрелы гп 50,0 т и 15,0 т

Вооружение: 127-мм (или 102-мм) на корме , 76-мм на баке, 8х20-мм АЗП «Эрликон»

«Верфи Кайзера», Ричмонд. Фото из сети

Главная цель проекта «Liberty» (США) - создать максимально дешевое судно для массового производства. Предполагался поточный монтаж при секционной сборке корпусов. Секции готовились в сборочных цехах и в готовом виде подавались на сборку. Впервые в мире США перешли к цельносварным корпусам, отказавшись от заклепок. Так снижалась трудоемкость сборки (~ на 30%) + экономия стали в 600 тонн на каждом корпусе (!). Автоэлектросварка корпусов «Либерти» заменяла квалифицированный ручной труд и ускоряла сборку. Отказались от деревянного палубного настила, повсюду заменив его на мастику и линолеум. В итоге стоимость производства одного судна снизилась с 1,2 миллиона до 700 тысяч долларов (на 41,6% !!!). На постройке «Либерти» было занято 18 верфей, не считая субподрядчиков. В 1943 году США строили по три корабля в день(!!!).На постройку одного судна уходило 40-70 дней (абсолютный рекорд - 4 дня и 15,5 часов).

Строительство ПХ «Либерти», верфи США. Фото из сети

Спешка в условиях военного времени не прошла бесследно. 19 «Либерти» ранней постройки развались в море по причине некачественной сварки и недоотработанных технологий. Но 19 шт < 1% от числа построенных транспортов. Недостатки старались устранить, но проблемы с прочностью корпуса сохранялись до конца использования судов. Основная масса «Либерти» пережила Вторую мировую войну и использовалась многими странами еще десятилетиями. Поэтому миф о том, что «Либерти» были «разовыми» лишен основания.

Суда типа "Либерти" переданные по Ленд-лизу СССР

«Либерти». Пароходы войны и мира

Всего с 1941 по 1945 гг было построено 2710 судов. Погибло 253 транспорта. 41 ПХ (38 транспортов и 3 танкера) были переданы СССР; всего под советским флагом ходило 54 «Либерти» - 13 судов закуплены после Второй мировой войны. Активная эксплуатация данных транспортов продолжалась до 1970-х годов. Сегодня в США сохраняется два восстановленных ПХ «Либерти»: SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O'Brien в Сан-Франциско.

Источники: fleetphoto.ru, Яндекс