373 subscribers

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится на новом материале, на картине «На Руси (Душа народа)» (1914 - 1916).

Логика такова: «так со стороны» (Там же) изобразил Нестеров крестный ход, что критикуемых православной церковью Владимира Соловьёва и Льва Толстого включил в этот ход, что невозможно.

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

Да и неискоренимо социалистический, хоть и на религиозный лад, Достоевский,

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

весьма последовательно за «розовое христианство… всеобщего примирения» (https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-spora-f-dostoevskiy-i-k-leontiev-o-suschnosti-hristianstva) критикуемый Константином Леонтьевым, напоминавшим об Апокалипсисе и конце света, тоже вызывает сомнение за включённость в религиозное мероприятие.

Очень сомнительно и включение всадника внутрь крестного хода.

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

Надо ж быть в глубине души отчуждённым от православия, чтоб так поступить!

Нестеров. На Руси (Душа народа). 1914 - 1916.
Нестеров. На Руси (Душа народа). 1914 - 1916.

Подозрительно и то, что не попали в поле видимости хоругви, как это обычно бывает.

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

Не пики ли там несут?

Нет, одна хоругвь видна.

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

Но не издевательство ли это над нею?

Картина написана во время Первой мировой войны. Разгром армии Самсонова и отступление армии Рененкампфа в 1914. Наши войска к концу 1915 года покинули Галицию, Польшу, Прибалтику, Белоруссию и часть Украины. В 1916 Брусиловский прорыв так и не достиг главной цели (разбить армию Австро-Венгрии).

Вся суть истории России, казалось, сводилась к тому, как теперь ругают либералы вечный тупиковый путь страны словом "недостижительность". Что живописно выражалось чахлостью берёзки.

Что Нестеров – ницшеанец, многих оскорбит…

Личная жизнь Нестерова была тоже ужасна.

Совершенно естественно предположить, что художник поддался общему поветрию времени, оппозиционного надвигающейся революции - ницшеанству. Не осознанно - подсознательно. Что косвенно признал Флоренский, написав об этой картине:

"…не имея пред собою идеи его в собственном смысле слова. Такова, например, «Душа народа» М.В. Нестерова" (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm#_fl78).

Он это написал, не сумев выразить словами, что именно заставило художника написать, то, в чём "нет непосредственной связи между отдельными действующими лицами, ни сюжетно, ни живописно: все-таки пространство картины распадается на ряд отдельных областей, очень некрепко связанных друг с другом, хотя по замыслу картины этого распадения не должно было быть" (Там же).

Жаль, Флоренский не конкретизировал, в чём она, сюжетная и живописная некрепкая связанность.

Плюс юродивый остановил шествие.

Похоже, что сознание художника боролось (темой, названием) с подсознанием, но проигрывало. И выразилось в итоге, что всё настолько плохо на Этом свете вместе с этим христианством, что… хоть в иномирие беги, иное, чем тот свет, благой для всех в сверхбудущем.

6 августа 2020 г.