1,6K подписчиков

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

Не печаль, хоть там и есть следы «слёз» природы, дождя, на стекле окна.

Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло.
Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло.

Как нет печали и в картине, насмешливо названной «Два вождя после дождя» того же автора.

Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938. Холст, масло.
Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938. Холст, масло.

И не потому не печаль, что в 1938 году ещё не было «доноса» Герасимова (10.02.1949 – статьи со словами: «Не раз битый советской художественной общественностью, матерый идеалист и проповедник формализма Н. Пунин вещал, например, в 1946 году»), - в результате чего искусствоведа Пунина репрессировали, и он в лагере погиб (после смерти Сталина, из-за чего авторесса предположения о печали «Летнего дождя», натягивает, что дате 1950 верить не надо).

Нет печали и там, и там, потому что одна и та же радость жизни там написана. – Время после дождя как раз и свидетельствует об этой радости. Разве не знаем мы все, насколько свежее воздух после дождя? С какой радостью летом после него распахивают окна (что мы и видим на картине)…

А разве не любили все в 30-е годы столицу нашей родины Москву? Я, родившийся в том же 1938 году, воспитанный, например, на повести Гайдара «Чук и Гек» (1939)… Какой там конец после всех передряг?

«–Теперь садитесь,– взглянув на часы, сказал отец.– Сейчас начнется самое главное.

Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон.

Большие и маленькие колокола звонили так:

Тир-лиль-лили-дон!

Тир-лиль-лили-дон!

Чук с Геком переглянулись. Они гадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы.

И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.

И, конечно, задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой, слышал этот звон тоже.

И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».

У меня и сейчас слёзы на глазах выступают от этого чтения.

И любили мы и Сталина, и Ворошилова. Как-то лично, что ли. Я каким-то чудом помню, с каким благоговением говорили о наркоме путей сообщения Кагановиче удиравшие от фронта беженцы в 1941 году (нам удалось «благодаря ему» уехать из Белгорода в Среднюю Азию). А о репрессиях ни в моей семье ничего не знали, ни я что-то слышал о них вплоть до 1956 года.

Моя тётя, чуть было не попавшая под репрессии, плакала навзрыд, когда умер Сталин. (Она донесла – все тогда доносили – на начальника, что он ворюга, а нарвалась на его сообщников, которые собрались её арестовать, как врага народа, так она еле отбилась, соврав, что её лично знает Мехлис, и им будет несдобровать.)

Радость жизни выражал Герасимов, и ему совсем не нужно было притворяться, это почти «в лоб» рисуя, а его зрителям, маленьким тёмным людям, – это переживая.

У меня под это вычитана целая теория.

Искусство и человек родились синхронно. Мутантам (бесшёрстным, внушаемым и высоколобым) внушал шерстистый вожак отдать на съедение стаду ребёнка. – Стресс: не отдать нельзя (стадо важнее всего – коллективизм) и отдать нельзя (индивидуализм). Умер бы мутант от стресса, если б не высоколобость. В незанятую другими функциями лобную часть мозга противоположные эмоции разряжаются и рождают третье, в стаде не запрещённое. Например, каждая бесшёрстная самка царапает на мягком камне… прямую! – ххххх. Получается орнамент. Его показать внушателю – он в ступор впадёт. Можно ребёнка спасти. – Так и вторая сигнальная система родилась, и искусство. Синкретичное пока. И прикладное (спасён ребёнок), и неприкладное (выражающее подсознательное пока переживание: МЫ – люди), и среднее (выражающее радость жизни). Так прикладное и неприкладное, развиваясь и отделяясь друг от друга, стали историческими, а среднее так навсегда и осталось внеисторическим. На которое стали развившиеся люди не обращать внимание. Только отсталые – обращали. Большинство. Не духовная элита.

Сталин, Ворошилов и тёмные массы духовной элитой не были. Им Герасимов нравился.

А Пунину – нет.

Но и Пунин был достаточно косноязычен, чтоб не суметь тёмных, в том числе и художников, просветить. – Ну так кажется теперь мне, вооружённому следствием из теории художественности по Выготскому, что вдохновение творца неприкладного искусства есть подсознательный идеал автора. Эта теория была впервые опубликована в 1965 году. Через 19 лет после тех споров в 1946-м, из-за которых Пунин попал в лагерь.

Что говорил Пунин?

Как-то так в интернете устроено, что впрямую прочесть его нельзя, а «донос» Герасимова – можно. (Впрочем и теория Выготского, даже опубликованная, соответственно, никем из искусствоведов не применяется на практике, а художниками применятся стихийно, без осознавания, грубо говоря.)

Прнчём анекдот заключается в том, что и Герасимов и Пунин были – какое слово применить? – за импрессионистичность (слово применил один в диссертации).

Но отвлечёмся ещё раз на происхождение искусства.

Неприкладное искусство, рождённое в противоречии коллективизм-индивидуализм, и будучи рождаемо, скажем так, подсознательным идеалом, в ходе исторического развития меняло содержания этого идеала в узком пространстве от коллективизма до идеализма и обратно плавно и всегда в одном и том же порядке: коллективизм – гармония того и другого – индивидуализм – гармония того и другого и т.д., бесконечно повторяясь в веках. А так как всё время этот идеал оставался для художника подсознательным, то он был естественным.

Для прикладного же искусства идеал был всё время осознаваемым. То есть неестественным. И там нет такой узости номенклатуры идеалов (замыслов, лучше сказать), как с неприкладным.

Прикладное – понятное, неприкладное – недопонятное. Первое – сильно действующее, второе – тонко. И второе за то стало цениться больше среди элиты.

И тогда становится понятной фраза Пунина о «о задаче импрессионистов «быть искренними и быть современными»» (Википедия).

Достаточно слово «искренними» заменить словом «естественными», то есть вдохновлёнными подсознательным идеалом.

Французские импрессионисты принялись разрушать академизм как искусство довольства победителей (прикладное, от сознания рождённое) повышенной светоносностью.

А сами академисты свою меру светоносности взяли у Тициана. Так они-то брали это сознательно. А Тициан её достиг под влиянием подсознательного идеала. Тициан боролся с мол-религиозностью Контрреформации. Тициан боролся за торжество тела против аскетов. Чем? – «…света` – цвета` как бы “тлеют изнутри”» (http://www.kakprosto.ru/kak-860749-osobennosti-zhivopisi-ticiana).У Тициана это было естественно и искренне.

Пунин умолчал о всех этих тонкостях, что я привёл, и потерял убедительность.

Почему у импрессионистов повышенная светоносность оказалась признаком, названным Пуниным: «живописное напряжение» (Википедия), большее, чем у Тициана, и почему «Это есть то, мимо чего никто из современников пройти не может»?

Потому так, что повышенная светоностность-то связана у импрессионистов с повышенной аморальностью изображаемого.

Если понимать мораль обычно, по-мещански, то Тициан был тоже аморален (тогда капитализм делал свои первые шаги и в итоге даже потерпел поражение на век-другой). А во времена импрессионистов он раскрутился до степени империализма. Аморальность стала ого какой.

Речь Пунин вёл вокруг картины «Завтрак на траве» 1863 Мане.

Мане. «Завтрак на траве». 1863.
Мане. «Завтрак на траве». 1863.

Шутка сказать: препровождение времени молодых людей с голыми проститутками преподносится, как ни в чём не бывало. Тициан бесил зрителей, что с разного расстояния глядя разные оттенки виделись. Противоречие (признак подсознательности идеала телесности). А Мане бесит тоже противоречием (тоже признаком подсознательного идеала): светоносность… аморальности. И какой это идеал, если его, нецитируемого, осознать? – Хвала абы какой жизни.

Пунину б не противопоставлять Тициана и импрессионистов, а уравнять – в подсознательности их идеалов, в естественности их, в искренности. (Он в сущности намекал на неискренность советских художников, вынужденных славить… лжесоциализм.)

А что сделали советские художники в условиях, когда нельзя быть естественными и искренним? Некоторые…

Они ударились вообще во внеисторическое.

Они использовали импрессионистичность (светоносность, в частности, а ещё «мгновенность» – не успевшие высохнуть от дождя тротуар, стекло) для воспевания радости жизни. Не абы какой (страшненькой), как импрессионисты в виду их современности – большей аморальности империализма по сравнению с капитализмом. А радость просто жизни. – Воспевание того, что духовной элитой давно уже не ценится.

А чего ж эта Анна Толстова (из-за которой я стал статью писать) натягивает импрессионистическую ценность на «Летний день»?

Заметьте, противореча себе натягивает.

Её статья посвящена оптимизму русского импрессинизма, мол (название статьи: «Музей русского оптимизма. Анна Толстова о том, чем русский импрессионизм отличается от западного»). А вывела она у Герасимова печаль.

Запуталась вконец!

Как и Пунин.

А всё оттого, что не нашло применения в науке об искусстве такое теоретическое допущение как подсознательный идеал автора, следствие теории художественности по Выготскому.

6 декабря 2020 г.