МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛИН ПО-БАКИНСКИ

6 May
<100 full reads
153 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 56% of the total page views
4 minutes — average reading time

Власти Азербайджана самым циничным образом пытаются вовлечь в свою антиармянскую пропаганду православных русских, проживающих в республике.

Высокопоставленные бакинские пропагандисты пытаются выдать армянский храм Св. Ованнеса Крестителя 1847 гола (она же церковь Канач Жам)в Шуши за разрушенный ещё в 1960-е годы азербайджанцами греко-православный храм во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия, - якобы вовсе и не разрушенный Азербайджаном, а «присвоенный армянами».

Русский храм до его разрушения азербайджанцами
Русский храм до его разрушения азербайджанцами
Русский храм до его разрушения азербайджанцами

Когда руководство АзССР в начале 1960-х приняло решение о сносе армянской части Шуши, русская церковь была разобрана, а на её фундаменте было построено здание Дома культуры. А в прошлом месяце был разрушен шатёр на армянском храме Св. Иоанна Крестителя: это было сделано в целях дальнейшей фальсификации исторического облика храма в попытке выдать его за разрушенный азербайджанцами русских храм Великомученика и Победоносца Георгия.

Армянский храм Святого Иоанна Крестителя в Шуши до его осквернения азербайджанцами.
Армянский храм Святого Иоанна Крестителя в Шуши до его осквернения азербайджанцами.
Армянский храм Святого Иоанна Крестителя в Шуши до его осквернения азербайджанцами.

Эта фальсификация настолько лжива, что легко развенчивается сравнением внешнего вида и расположения этих двух христианских шушинских храмов, о чём имеется масса фото, архивных материалов, печатных публикаций и т. п.

Ранее азербайджанский телеканал AZTV сделал большой репортаж о якобы «разрушенной армянами» церкви в «Ходжавендском районе» Арцаха. Лживые комментарии бакинских журналистов были подкреплены одиозными речами священника, настоятеля православной церкви в Гяндже, уроженца этого города Дениса Сотникова, который попытался представить армян чуть ли не как нехристей и вандалов.

Между тем, указанная церковь в местечке Геворкаван была закрыта и разграблена ещё большевиками, и с 30-х годов прошлого века к ней не проявлялся интерес. Изначально это был полковая церковь казачьего полка, заставы которого были расположены в тех степных местах, - где активно действовали бандитские шайки кавказских татар, в том числе и набегавшие из-за персидской границы, нападавшие на таможенные пункты и фактории. Полк после революции был выведен, церковь опустела, а вскоре после большевизации и политики «тюркизации», проводившейся националистическими властями АзССР, «растворились», исчезли и несколько русских деревень, расположенных на расстоянии полутора-двух десятков километров от храма, - Куропаткино, Скобелево и ряд хуторов. Их заселили переселенцы из числа кавказских татар-«азербайджанцев».

В последние 30 лет даже сами карабахские русские не поднимали вопрос её восстановления, ибо она находилась на самой границе, в непосредственной близости от азербайджанских позиций. Если бы храм даже попытались восстановить, то всё равно прихожан просто не было бы, туда, в фактически военную зону, вряд ли стал кто-либо приезжать.

Между тем, бакинская пропаганда всеми силами пытаться вбить клин между единоверцами: армянами и русскими, стремясь поставить под сомнение нашу христианскую связь. Вот почему со скоростью света бакинскими пропагандистами создаётся надуманная «албанская Православная церковь».

Надуманная потому, что известно, что удины и другие христиане «Кавказской Албании» были прихожанами Армянской Апостольской церкви, церковный язык их был армянским, а на стенах внутри и снаружи храмов в тех же христианских и удинских и лезгинских селах надписи также были на армянском. При этом до недавних пор у удин (а их в Азербайджане осталось всего лишь около 3 тысяч человек против 15 тысяч в начале 1990-х), имена и фамилии были также армянскими, и лишь после начала карабахских событий они стали массово их менять.

По замыслу алиевского режима, «албанская Православная церковь» должна присвоить все армянские храмы Арцаха и будет сближаться с РПЦ, тем самым вбивая клин в отношения армян с русским обществом и Православной церковью.

В качестве одного из пропагандистских трюков можно привести высказывания пресс-секретаря Бакинской и Азербайджанской епархии РПЦ протоиерея Константина Поминова:

«Христианские храмы на территории Нагорного Карабаха, за которые так беспокоятся армяне, в действительности им не принадлежат. Они являются наследием древней православной Церкви Кавказской Албании и ныне существующей удинской общины страны». По словам Поминова, «азербайджанский народ не страдает ксенофобией, он очень добросердечный и милосердный». «Ненависть и разрушения – это не в нашем менталитете. Наоборот, азербайджанский народ – это народ-созидатель». (https://erevangala500.com/news/506.html )

Сегодня, когда в Интернете размещены многочисленные свидетельства разрушения и осквернения азербайджанскими оккупантами армянских храмов Арцаха, слова Поминова девальвировались с уровня протоирея до наёмного клоуна.

Священник РПЦ в Армении, благочинный Патриарших приходов в Армении, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии протоиерей Арсений Григорьянц в интервью ИА «Красная весна» отметил:

«Слышу эти речи давно. Пытался понять их позицию, точнее мотивацию. Вроде мы священники одной Церкви, собратья. Вроде одни и те же книги читали. Ну, или должны были читать. И вдруг слышишь такое. Думаешь: понятно, что бред, и человек, скорее всего, осознает, что несет околесицу, но почему он это говорит? Нашел только два аргумента.

Первый. Азербайджан — тоталитарное государство с жестким авторитарным лидером. Видимо, оказывают давление на духовенство, люди в страхе.

Второй. Азербайджан везде говорит: «Мы защищаем исторические памятники, восстанавливаем их, на это выделяются бюджетные средства». Известно, что, в частности, выделяются деньги на восстановление православных храмов и община Русской Православной Церкви в стране находится в финансовой зависимости от властей.

Всё это вызывает некоторое чувство стыда: всё-таки эти люди представляют Русскую Православную Церковь и лучше не выносить сор из избы, чтобы ищущие повода не уличали духовенство в невежестве.

Но сегодня они сами вынесли сор своего невежества из избы, публично делая на каждом углу заявления, граничащие с параноидальным бредом. И теперь то, что раньше вызывало улыбку, как неуклюжая попытка угодить властям, сегодня становится идеологическим инструментом, используемым для захвата древних памятников армянской культуры (https://rossaprimavera.ru/article/dcac026a).

Александр АНДРЕАСЯН

Подписывайтесь на наш канал!