Русский архитектор об азербайджанской политике культурного геноцида

24 February

Публичные заявления председателя Союза архитекторов Азербайджана Эльбая Гасымзаде, сделанные им в интервью интернет-порталу «Trend Life» (http://www.trend.az/life/socium/3335557.html), являют собой ложь и клевету на историю и культуру Армении и армянского народа. Поскольку, этот господин принадлежит к одному со мной профессиональному цеху, я считаю, что такого рода выступление не должно остаться безответным.

Председатель Союза архитекторов Азербайджана возмущенно восклицает: - «Почему молчит ЮНЕСКО, штаб-квартира которой находится в Париже? Почему против Азербайджана опять используются двойные стандарты? К сожалению, весь мир молчит, когда открыто и грубо расхищается наше национальное наследие».

Ох, зря Вы так, господин Гасымзаде! Ведь если ЮНЕСКО начнет разбираться всерьез и беспристрастно, то Азербайджану мало не покажется… Не знаю, о каких двойных стандартах Вы говорите. Не вижу, какое такое ваше бесценное наследие грубо расхищается. Но прекрасно знаю, что творили и продолжают творить азербайджанские власти с историко-культурным наследием армянского народа.

Нахичеванская область, с 1921 года – Нахичеванская АССР под протекторатом АзССР. Город Джульфа (Джуга). Вопреки международным протестам, в 2005 г. окончательно уничтожено крупнейшее в мире поле хачкаров (присущих только армянской культуре крест-камней), являвшееся объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО (один из сохранившихся хачкар из Джульфы находится в здании ООН в Нью-Йорке, еще несколько – в Республике Армения).

Хачкары в Джульфе, Нахичевань
Хачкары в Джульфе, Нахичевань
Русский архитектор об азербайджанской политике культурного геноцида
Хачкары в Джульфе, НахичеваньРусский архитектор об азербайджанской политике культурного геноцида

Там же
Там же

Там же, к 2006-му году полностью стерт с лица земли бульдозерами средневековый армянский город, ныне село, Агулис (один из основных центров армянского книгописания) с кафедральным собором, тремя храмами 4 века, с богатой исторической застройкой, древними кладбищами и мощным археологическим пластом…

Агулис, рначало 20 века
Агулис, рначало 20 века

Там же, в конце 1990-х годов полностью уничтожен древний армянский монастырь в селе Оцоп (современное название Бадамлы). Точная дата его строительства неизвестна. Но 1611 г. он упоминается в связи с его реконструкцией, когда внешние стены его храма поновлялись гладко тесаным камнем.

храм Сурб Ованес
храм Сурб Ованес

Там же, в селе Чарух (ныне Джагри) 1990-е годы полностью уничтожен храм Сурб Ованес (Иоанна Крестителя) 12-13 вв.

Храм Сурб ованес
Храм Сурб ованес

Снимок с космоса места разрушения храма
Снимок с космоса места разрушения храма

Список можно продолжать…

А вот данные утрат только по Северному Нагорному Карабаху!

В Кедабекском районе: в 1983 г. полностью разрушен купол церкви Хунисаванк (IХ век); стела с богатейшим орнаментом, вобравшим в себя христианскую символику, и множественными надписями на армянском языке (VI век) - исчезла в 1983 г.; церковь в селе Калакенд (IХ-ХI вв.) - превращена в отхожее место.

В Дашкесанском районе: церковь в 8 км южнее села Бананц (IХ-ХI вв.) - в 1987 г. срыта бульдозером и сброшена в ущелье; мост «Нерки Анди» (ХII век) - разрушен взрывом; церковь и кладбище в селе Хачбулах (ХVII-ХVIII вв.) - полностью разрушены в 1970 г.; церковь села Киранц (ХII век) - разрушена под предлогом установки столбов для электролинии; надгробные камни хачкары кладбища у села Амрвар (ХIII-ХV вв.) - в 1970 г. бульдозером сброшены в реку.

В Шамхорском районе: монастырь Дасно Кармир ехци в селе Гюламбар (VII век) - разрушен в 1937 г.; монастырь у села Барсум (Х век) - разрушен в 1982 году.

В Ханларском районе: церковь Мрцунис у села Геташен (ХVII век) - частично разрушена; церковь и кладбище у села Мурут (ХIII век) - полностью

разрушены в шестидесятых годах; монастырь Егнасар у села Геташен (ХVII век) - умышленно повреждены стены различных памятников комплекса…

В Гандзаке (Гянджа) из шести армянских церквей были полностью снесены две, одна переделана в клуб, две в музей и филармонию. В результате так называемых «реставрационных» работ были полностью уничтожены следы армянской архитектуры и надписи на армянском языке.

В настоящее время в занятом азербайджанской армией Шаумянском районе Нагорно-Карабахской Республики: полностью разрушены церковь Мандур и кладбище у села Хархапут (1252 год); разрушена до основания церковь у села Русские Борисы (ХII-ХIII вв.); церковь в селе Вериншен (ХVII век) также разрушена до основания.

И это вам не «мусульманские» памятники, каковых старше 18 века в регионе просто нет. Это практически все глубокая, и от того, бесценная История!

Но и этого мало. Село Чардахлу Шамхорского района Северного Нагорного Карабаха. Про него маршал Советского Союза Дмитрий Язов писал: «Не только в нашей бывшей Стране Советов, но и за ее пределами трудно найти село, подобное 16-вековому карабахскому Чардахлу». В годы Великой Отечественной войны 853 чардахлинца были награждены орденами и медалями, четверо из них стали Героями Советского Союза. А двое уроженцев этого села, Ованес Баграмян и Амазасп Бабаджанян, стали маршалами Советского Союза. Где еще такое встретишь!

И вот в 1988 г. азербайджанские власти депортировали из села все коренное армянское население. Могилы героев ВОВ осквернены, памятник маршалу Баграмяну взорван, музей двух маршалов превращен в чайхану, а их родные дома снесены бульдозерами. Подобные действия в странах Прибалтики, в Польше, Чехии и на Украине, были в России официально осуждены, но власти Азербайджана за это до сих пор не призваны за это к ответу. Похоже, и у нас на Руси встречаются двойные стандарты.

Выше приведенный печальный список можно продолжать и продолжать. По документально подтвержденным данным международного мониторинга, в Азербайджане уничтожено более 27 тыс. памятников армянского культурного наследия. Из них только в Нагорном Карабахе 167 церквей, 8 монастырей, 123 кладбища, 13 археологических комплексов. Иначе, как культурным геноцидом назвать такую государственную политику невозможно.

И его масштабы значительно превосходят все, что творили в наше время фанатики – талибы и изуверы Исламского государства, и что привело в содрогание весь цивилизованный мир.

И у меня, господин Гасымзаде, в свою очередь, тоже вопрос: почему молчит ЮНЕСКО?

Никита ШАНГИН

Почетный архитектор РФ. Профессор МАрхИ.

Лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» и Национальной архитектурной премии РФ «Хрустальный Дедал»

Подписывайтесь на наш канал!