Как УЗГА становится авиазаводом

37k full reads
47k story viewsUnique page visitors
37k read the story to the endThat's 80% of the total page views
4 minutes — average reading time

Тут многие высказались по поводу этого ролика:

Мол, и стыдно - собирают чешские самолёты, и вообще, сборка - позор для авиационной державы.

Слов в этот раз будет немного, в основном картинки.

Начнём с того, что УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) вообще не авиационное, а авиаремонтное предприятие. Завод специализируется на ремонте авиадвигателей - где ремонт двигателей, где строительство новых самолётов!

Но они решили создавать самолётостроительное подразделение.

1993 год началась сборка сверхлегких самолетов «Авиатика-890» - маленького бипланчика, сконструированного в КБ МАИ.

Было собрано несколько сот самолётов, в вариантах тренировочном, учебном (двухместный), сельскохозяйственный и т.д.

Авиатика-890. Фото из Википедии
Авиатика-890. Фото из Википедии
Авиатика-890. Фото из Википедии

В 2004 год была попытка повторить успех - начать сборку легкого самолета МАИ-223.

МАИ-223. Фото из Википедии
МАИ-223. Фото из Википедии
МАИ-223. Фото из Википедии

Но этот самолёт не пользовался такой популярностью, как Авиатика.

Следующим шагом стало освоение лицензионной сборки. Первым опытом стала сборка в 2010 израильских БПЛА IAI Searcher Mk II (с российским названием «Форпост») и мини-БПЛА IAI Bird Eye 400 (российское название «Застава»).

Сборка на УЗГА Форпостов из израильских комплектующих. Фото Дениса Федутиновв, взято на https://bmpd.livejournal.com/658798.html
Сборка на УЗГА Форпостов из израильских комплектующих. Фото Дениса Федутиновв, взято на https://bmpd.livejournal.com/658798.html
Сборка на УЗГА Форпостов из израильских комплектующих. Фото Дениса Федутиновв, взято на https://bmpd.livejournal.com/658798.html

Забегая вперёд - к 2019 году был разработан «Форпост-Р» – «русифицированная» модификация БПЛА «Форпост».В новом «Форпосте» от предыдущей модификации остались только внешние обводы, а вся электронная компонентная база, аппаратура связи, программное обеспечение и двигатели заменены на российские аналоги. Впрочем, и планер целиком делают на УЗГА.

Дальше осваивали лицензионную сборку пилотируемых самолётов. В 2013 год - легких австрийских композитных самолетов DA40 NG.

DA40 NG. Взято из Википедии
DA40 NG. Взято из Википедии
DA40 NG. Взято из Википедии

2014 год - освоен серийный выпуск легких самолетов DA 42 NG. Сборка этой модели стала достаточно масштабной

 DA42 NG. Взято из Википедии
DA42 NG. Взято из Википедии
DA42 NG. Взято из Википедии

Самолёт поставляется как учебный в училища транспортной и дальней авиации, в гражданские лётные училища.

DA42 NG с антеннами. Взято на topwar
DA42 NG с антеннами. Взято на topwar
DA42 NG с антеннами. Взято на topwar

Два самолёта в специальном варианте у УЗГА закупило ФСБ для пограничников. Количество всевозможных антенн и камер впечатляет.

Сборка DA42 NG на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка DA42 NG на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка DA42 NG на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html

В 2016 году началось освоение сборки самолетов Л-410.

Сборка и Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка и Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка и Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html

Части планера доставляют по отдельности из Чехии. В Екатеринбурге собирают в целое фюзеляж, крыло, оперение, шасси, моторы.

Сборка Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html

Монтируют авионику. Значительная часть заказа идёт силовикам. На этих самолётах ставят российскую авионику. Возможно, её же ставят на самолёты для коммерческих авиакомпаний - странно было бы закупать для одного типа разное оборудование.

Сборка Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html
Сборка Л-410 на УЗГА. Взято на https://bmpd.livejournal.com/3661548.html

Монтируют салон.

Делают специальные версии - гидросамолёт (обратите внимание на маленькие вертикальные поверхности на концах стабилизатора - видимо, поплавки приводят к путевой неустойчивости, и эту проблему вылечили).

Гидросамолёт Л-410
Гидросамолёт Л-410
Гидросамолёт Л-410

На УЗГА разработали лыжную версию, грузовую (с усиленным полом), вездеходную версию на больших пневматиках (они сделаны неубирающимися). Конструкторская и технологическая школа получила возможность решать реальные задачи.

Локализация самолёта, с учётом сборки, тестирования, отечественного оборудования значительная. Когда на самолёт будет устанавливаться отечественный ВК-800С, локализация составит 70%.

Но завод не собирается останавливаться на сборке, даже с такой локализацией.

УЗГА выиграл конкурс на замену Ан-2 - самолёт ЛМС-901.

ЛМС-901. Источник aviation21.ru
ЛМС-901. Источник aviation21.ru
ЛМС-901. Источник aviation21.ru

С ним будет унифицирован самолёт на 14 пассажиров с двумя дизельными двигателями по 500 л.с..

С двумя же дизельными двигателями (видимо с теми же) УЗГА будет выпускать тяжёлый ударный беспилотник Альтиус.

БПЛА Альтиус. Аргументы недели
БПЛА Альтиус. Аргументы недели
БПЛА Альтиус. Аргументы недели

Наконец, УЗГА собрался самостоятельно строить 40-местный пассажирский самолёт на базе Л-610, разрабатываемого в Чехии в начале 90-х.

L-610. Из открытых источников
L-610. Из открытых источников
L-610. Из открытых источников

Получится ли у уральцев с этим проектом? Не знаю. Но до сих пор у них проекты получались.

Постепенно из авиаремонтного завода появляется вполне действующий авиазавод.

PS В комментариях напомнили, что у УЗГА есть ещё один проект - крупноузловая сборка американского вертолёта Bell 407. Время от времени их собирают и поставляют российским заказчикам.

Bell 407
Bell 407
Bell 407