Нужны деньги на провал - чтобы не сильно проваливался

28k full reads
45k story viewsUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 64% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Форбс опубликовал статью под заголовком "ВВС США только что признали, что истребитель-невидимка F-35 потерпел неудачу"

Самолет F-35, приписанный к 356-й истребительной эскадрилье, вылетает для участия в маневренном бою. U.S. Air Force photo by Senior Airman Duncan C. Bevan. Взято из публикации Форбс.
Самолет F-35, приписанный к 356-й истребительной эскадрилье, вылетает для участия в маневренном бою. U.S. Air Force photo by Senior Airman Duncan C. Bevan. Взято из публикации Форбс.

Краткое содержание: высшее руководство ВВС США считает, что есть острая необходимость заказать новый многоцелевой боевой самолет, который заменит в настоящее время большинство эксплуатируемых Lockheed Martin F-16C/D Fighting Falcon.

Начальник штаба ВВС генерал Дж. Чарльз Браун-младший заявил, что требуется разработать "доступный, легкий истребитель, который заменит сотни старых F-16 времен Холодной войны и дополнит небольшой флот сложных, но дорогостоящих и ненадежных истребителей-невидимок". В результате, по словам Брауна должна получится смесь дорогих самолетов “пятого поколения” F-22 и F-35 и недорогих самолетов “пятого поколения минус” (ну, как без маркетинга обойтись? Главное же в маркетинге - придумать новый термин).

F-35 - это Ferrari, сказал Браун журналистам в прошлую среду. - "Ты не ездишь на своем Феррари на работу каждый день, ты ездишь на нем только по воскресеньям. Это наш боец высшего уровня, высококлассный самолёт, и мы не хотим использовать все это для борьбы там, где эти свойства излишни."

Тут нужно напомнить, что разработка "дорогостоящих и ненадёжных" F-35 начиналась под лозунгом "дадим родине тысячи тысячи дешёвых лёгких истребителей", причём эти истребители должны были заменить и F-16, и F-18, и А-10 и вертикально взлетающие Харриеры. В общем, не должно было остаться ничего, кроме телевидения F-35. И их должно было быть выпущено не меньше 3,5 тысяч, только при этом условии удалось бы раскидать затраты на разработку, чтобы самолёт не получился бы чудовищно дорогим.

Но что-то пошло не так. Разработка оказалась существенно дороже планируемой. Обслуживание тоже. Проблемы, выявленные в ходе разработки лечению не поддавались, но производство решили всё таки начать, в надежде исправить ситуацию в процессе. Надежда не оправдалась, и не зря Браун говорит об их "ненадёжности".

Но теперь, если речь идёт о "небольшом флоте" самолётов пятого поколения - значит расходы на разработку будут распределятся на этот небольшой флот. Значит, и цена каждого самолёта будет соответствующей, пожалуй, побольше, чему F-22, производство которого прекратили из-за дороговизны.

А на что же в итоге предполагается заменить F-16, что за "поколение пять минус"? Ну, поскольку им предполагается дополнить флот истребителей-невидимок, очевидно, что они невидимками не будут. Но что это за самолёты будут конкретно?

В начале года в США начали появляться предположения, что Пентагон заинтересован в покупке F-16C/D Block 70/72 новой постройки.

Так, в последнем интервью перед тем, как покинуть свой пост в январе, Уилл Ропер, главный чиновник по закупкам ВВС, высказал идею новых заказов на F-16. Но Браун отверг это предложение - у F-16 в его прежнем слишком много недостатков. У него мало топлива, и реально воевать он может либо с подвесными баками (а это снижает характеристики и уменьшает боевую нагрузку), либо с дозаправкой (что усложняет логистику). У него слабенький двигатель, а значит нет возможности обеспечить энергией мощный радар.

Первый недостаток попытались, например, исправить, переделав F-16 для индийского тендера в F-22. Одно из видимых отличий от прототипа - накладные топливные баки на фюзеляже. Разумеется, такие накладки повысят и сопротивление и вес, да и вообще делают самолёт уродливым. Но раз на это идут - проблема есть, и её пытаются решить хотя бы таким методом.

F-21. Взято на warfiles.ru
F-21. Взято на warfiles.ru

Но в целом недостатки F-16 слишком велики, чтобы на его основе построить истребитель, который должен, не устарев кардинально, служить ещё где-то полвека.

Значит, нужно делать новый самолёт. А дальше - цитата из Блумберг:

"ВВС могли бы прекратить производство F-35, выпустив дополнительно всего несколько сотен образцов и перенаправить десятки миллиардов долларов на новую истребительную программу.

Но остается открытым вопрос, удастся ли ВВС когда-нибудь создать легкий и дешевый истребитель. Новый бюджетный реактивный самолет может постигнуть та же участь, что и предыдущий бюджетный реактивный самолет-F-35 - он будет неуклонно набирать вес, сложность и стоимость, пока он не станет, ну, высококлассным реактивным самолетом.

Если это произойдет, как это уже случалось раньше, то какой-нибудь будущий начальник штаба ВВС может сказать журналистам—скажем, в 2041 году-что новый F-36 -это Ferrari, и вы не ездите на своем Ferrari на работу каждый день.

Чтобы окончательно заменить свои 60-летние F-16, этот будущий генерал мог бы сказать, что ВВС должны разработать доступный, легкий истребитель."

И это если самолёт удастся создать. В США восстановлено производство F-15, хотя его тоже планировалось заменить самолётами пятого поколения. В воздух поднялся F-15EX, и у него есть интересная особенность.

Первый полёт F-15EX. Фото Boing
Первый полёт F-15EX. Фото Boing

Самолёт двухместный, но при этом ВВС намерены применять F-15EX только с одним пилотом. Т.е. второе место вообще не нужно, его наличие только ухудшает лётно-технических характеристики истребителя. А зачем тогда его делают? Потому что производство одноместного восстановить не могут. Последние F-15, которые выпускались - двухместные для Саудовской Аравии.

Уже даже и одноместный F-15 - артефакт ушедшей цивилизации...

Про ту ушедшую цивилизацию, похоже нужно написать отдельный пост.

PS Добавлю. Со мной согласен и председатель комитета по вооруженным силам Палаты представителей США Адам Смит.

В пятницу председатель комитета по вооруженным силам Палаты представителей выразил недовольство дорогостоящим истребителем F-35 Joint Strike Fighter, заявив, что он хочет «прекратить тратить деньги на эту конкретную чёрную дыру».

«Что я собираюсь сделать, так это выяснить, как мы можем получить смесь истребителей и штурмовиков, которая будет наиболее рентабельной. И прямо сейчас я говорю вам, что большая часть этого - поиск чего-то, что не заставляет нас полагаться на F-35 в течение следующих 35 лет », - сказал он.

« Провал, который мы терпим, - это провал в огромных долбаных масштабах. Подумайте о F-35 ».