Разработки российского авиапрома - местные линии

7,3k full reads
8,5k story viewUnique page visitors
7,3k read the story to the endThat's 86% of the total page views
2 minutes — average reading time

В предыдущем обзоре упоминалось о проекте учебно-тренировочного (а, возможно, и учебно-боевого) самолёта с турбовинтовым двигателем.

Между тем, двигатели малой мощности никогда не были сильной стороной нашей промышленности. В 90-х КБ Климова инициативном порядке за счёт компании начало разработку двигателя мощностью 800 л.с. для вертолётов лёгкого класса. Из-за отсутствия финансирования проект развивался очень медленно. Однако в некоторый момент потребность в таких двигателях заставила ускорить работы.

После распада СЭВ производитель самолётов L-410 Aircraft Industries в чешском Куновице оказался на грани банкротства и был за копейки куплен Уральской горно-металлургической компанией. УГМК вложили деньги в модернизацию производства и обеспечили поставки на российский рынок. При этом металлурги рассматривали возможность постепенного переноса части производства на российскую площадку. В качестве таковой был выбран Уральский завод гражданской авиации.

В настоящее время Куновице выпускает самолёты для Чехии и внешних рынков, а для заказы российских военных и авиакомпаний собирает части планера, которые затем доставляют в Екатеринбург.

Доставка фюзеляжа L-410 из Чехии на Урал. С Авиафорум.ру
Доставка фюзеляжа L-410 из Чехии на Урал. С Авиафорум.ру

На УЗГА самолёт собирают, включая установку собственной авионики.

Сборка L-410 на УЗГА. Источник - информационное агентство «Повестка дня»
Сборка L-410 на УЗГА. Источник - информационное агентство «Повестка дня»

Самолёты дорабатываются по требованию заказчиков. Уральские инженеры разработали поплавковый вариант, установку на лыжи, шасси высокой проходимости (не убирающиеся в полёте колёса большого диаметра), грузовой вариант с усиленным полом.

Но новый двигатель предназначен не только для этого самолёта. Минпром заказал самолёт на замену Ан-2. Им должен стать алюминиевый подкосный моноплан ЛМС с турбовинтовым двигателем ВК-800С.

ЛМС - лёгкий многоцелевой самолёт. Взято на Авиафорум.ру
ЛМС - лёгкий многоцелевой самолёт. Взято на Авиафорум.ру

Производство двигателей для самолётов позволит довести и вертолётный вариант. Он позволит заменить импортные двигатели на Ка-226 и Ансате.

Ка-226. Из открытых источников
Ка-226. Из открытых источников

Ка-226 - двухдвигательный модульный вертолёт, развитие универсальной концепции Ка-26.

В декабре 2015 года был подписан контракт на поставку 200 Ка-226Т для вооруженных сил Индии. Соглашение предусматривает создание в Индии совместного предприятия по сборке. Заказ может быть увеличен до 400 вертолётов.

Ансат. Из открытых источников
Ансат. Из открытых источников

Ансат - первый в мире вертолёт с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Один из вертолётов, поставленных в Южную Корею разбился (вина ЭДСУ в этом не доказана), но после этого случая поставки вертолёта осуществляются только с традиционной гидромеханической системой управления.

Хотя, возможно, на эти вертолёты будет устанавливаться не ВК-800В, а более слабый ВК-650.

Необходимость замены импортных двигателей на военных, а по возможности и на гражданских вариантах этих вертолётов очевидна.

Однако вернёмся к самолётам. Кроме L-410 на 19 пассажиров, чехи перед развалом СЭВ разработали 40-местный L-610. О возможной судьбе этой разработки - в следующей статье.

Смотрите статьи о других разработках российского авиапрома: