Разработки российского авиапрома - транспортные

36k full reads
47k story viewsUnique page visitors
36k read the story to the endThat's 78% of the total page views
3 minutes — average reading time

Итак, в Воронеже 2019 году взлетел Ил-112, небольшой транспортный самолёт. Но практически сразу он был отправлен на доработку. Вес был превышен по сравнению с техническим заданием на 2,5 тонны, очень много для такого маленького самолёта.

Ил-112. Из открытых источников
Ил-112. Из открытых источников

Почему так получилось? Главный конструктор Николай Таликов в интервью назвал главные причины - изменения в техническом задании и молодость конструкторов и текучка кадров. Да, военные заказчики много раз меняли ТЗ, вплоть до требования перевозить броневик Тигр - с соответствующим усилением конструкции. Да, молодые конструкторы тоже напортачили, иногда принимая вроде бы красивые и прогрессивные, но в результате неудачные решения. Но мне кажется, есть ещё одна причина. По сути, единственный рамповый самолёт КБ Ильюшина - Ил-76, который проектировался в конце 60-х, причём, говорят, с немалым участием антоновских специалистов. В остальном же рамповые грузовые самолёты были темой КБ Антонова.

И вот теперь понадобилось делать такую конструкцию, а это совсем другие проблемы, чем при проектировании обычного фюзеляжа. Самолёт всё-таки взлетел, и, после годичной доработки, вес таки приведён к заданному в ТЗ. Заложены самолёты уже нового облика, часть доработок реализована на первом экземпляре. Конструкторы, прошедшие эту школу теперь могут взяться за новую задачу, более крупный транспортник - Ил-276.

Тем более, задел для него есть большой - перенос сборки Ил-76 из Ташкета в Ульяновск. Конструкцию Ил-76 при этом кардинально переработали, изменили конструкцию крыла, увеличили длину фюзеляжа по сравнению с базовой версией, убрали стрелковую кабину в хвосте, установили двигатели ПС-90, обновили авионику. Запущена роботизированная линия сборки.

Сборка фюзеляжа Ил-76 на роботизированной линии в Ульяновске. Фото из открытых источников
Сборка фюзеляжа Ил-76 на роботизированной линии в Ульяновске. Фото из открытых источников

Тестируются версии заправщика Ил-78, радара А-100.

Средний транспортный самолёт долго разрабатывался на деньги индусов в рамках программы МТС. Однако представление о том, каким он должен быть сильно разошлись. В результате индусы вышли из программы. Россия начала разрабатывать собственный самолёт Ил-276. Был взят укороченный фюзеляж Ил-76. Рампу перепроектируют на основе опыта, накопленного при разработке Ил-112. Вначале будут установлены два двигателя ПС-90, потом предполагается их замена на ПД-14.

Ил-76. Фото из открытых источников
Ил-76. Фото из открытых источников

Однако если для среднего самолёта размеры грузовой кабины Ил-76 приемлемы, то для тяжёлого они уже недостаточны. Современные танки и системы ПВО туда не влезают.

Какой выход? Есть Ан-124, но во-первых украинцы прекратили его сопровождение, причём главная проблема в двигателях. Моторов такой мощности в России не выпускают. Кроме того Ан-124 великоват для многих задач.

В СССР для решения этой задачи начали разрабатывать Ил-106.

Ил-106. С Авиафорум.ру
Ил-106. С Авиафорум.ру

Некоторое время назад появились слухи, что разрабатывается семейство тяжёлых транспортных самолётов с использованием двигателей ПД-35 (встречалось название "Ермак" для этого семейства). Семейство включало двухдвигательный самолёт для перевозки 80 тонн груза, четырёхдвигательный на 120 тонн, для замены Руслана и шестидвигательная "российская Мрия".

Однако затем речь пошла о том, что на новом самолёте будет использованы 4 двигателя тягой 23 тонны "на основе технологий ПД-35". Непонятная ситуация - зачем разрабатывать двигатель на 35 тонн, а затем урезать до 23? Урезать тягу можно уменьшив размеры (и тем самым степень двухконтурности). Но это приведёт к повышению удельного расхода топлива, хотя и уменьшит массу двигателя.

Могу предположить, что всё таки новый тяжёлый самолет (или семейство самолётов, по крайней мере двух- и четырёхдвигательные) будут таки разрабатываться на основе полноценного 35-и тонного ПД-35, а урезанный двигатель будут устанавливать на Ан-124, что позволит ещё долго использовать его парк.

Возможность использовать новые двигатели, ПД-14 и ПД-35 на транспортных самолётах во многом обеспечена тем, что эти двигатели разрабатываются с учётом их применения на пассажирских узкофюзеляжных и широкофюзеляжных магистральных самолётах.

Смотрите статьи о других разработках российского авиапрома: