Разработки российского авиапрома - турбопропы

17k full reads
22k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 78% of the total page views
3 minutes — average reading time

В предыдущем обзоре был упомянут самолёт L-610, разработанный в Чехословакии с участием советских специалистов (мой начальник сектора тогда не раз ездил в Куновице) в конце 80-х и оставшийся в опытном экземпляре после развала СЭВ. В отличие от L-410 производство L-610 чехи наладить не успели, он был у них как чемодан без ручки. Поэтому они, судя по всему, легко согласились передать результаты разработки УЗГА, при условии того, что часть работ при выпуске будут выполнять сами.

L-610. Из открытых источников
L-610. Из открытых источников
L-610. Из открытых источников

Однако исходный L-610 с точки зрения его выпуска в России имел ряд недостатков:

  • устаревшая авионика, многие образцы которой не выпускаются;
  • низкий проход салона;
  • американские двигатели.

Проблемы УЗГА предполагает решить следующим образом - носовая часть фюзеляжа с кабиной и всем оборудованием заменяется на носовую часть Ан-140. Этот самолёт до украинского майдана года выпускался в Самаре, технология выпуска отлажена, оборудование российское и относительно современное. Остальные системы самолёта, включая вспомогательную силовую установку, шасси и т.д. - тоже российского производства. Крыло поднимается над фюзеляжем с выполнением зализа, в результате чего высота прохода увеличивается до приемлемого. Устанавливаются российские двигатели ТВ7-117.

Фактически будет выпускаться новый самолёт, сейчас он условно называется ТВРС (турбовинтовой региональный самолёт). Заказы на него уже есть от местных авиакомпаний, видимо будут и от военных, которые раньше закупали Ан-140 такой же размерности.

ТВ7-117 были разработаны КБ Климова в конце 80-х, но их надёжность не была доведена до приемлемого уровня. В результате Ил-114 ташкентской сборки оснащались американскими двигателями и американской авионикой. В рамках подготовки повторного выпуска Ил-114 надёжность двигателей была достаточно повышена.

Для ТВРС мощность исходного ТВ7-117 получается излишней, но её сократят, тем самым дополнительно повысив надёжность двигателя.

Кроме ТВРС ТВ7-117 устанавливается на Ил-114-300, первый полёт которого ожидается в сентябре этого года. На новом самолёте будет ряд изменений, о которых я расскажу после первого полёта.

Выкатка Ил-114. Публикация ОАО Ил.
Выкатка Ил-114. Публикация ОАО Ил.
Выкатка Ил-114. Публикация ОАО Ил.

Добавлю видео - Ил-114-300 готовится к полёту (опубликовано ОАК). Помимо прочего - постройка второго экземпляра в Луховицах.

Используется ТВ7-117 и на вертолёте Ми-38, серийное производство которых началось на Казанском вертолётном заводе.

Военный и гражданский Ми-38. Источник - твиттер Саид Аминов
Военный и гражданский Ми-38. Источник - твиттер Саид Аминов
Военный и гражданский Ми-38. Источник - твиттер Саид Аминов

ТВ7-117 будет установлен на перспективный морской вертолёт Минога, размеры которого будут существенно больше чем размеры нынешних российских морских вертолётов.

Попавшая в открытые источники фотография макета вертолёта Минога (серого цвета на заднем плане). Взята в Живом журнале bmpd .
Попавшая в открытые источники фотография макета вертолёта Минога (серого цвета на заднем плане). Взята в Живом журнале bmpd .
Попавшая в открытые источники фотография макета вертолёта Минога (серого цвета на заднем плане). Взята в Живом журнале bmpd .

Наконец, ТВ7-117 стоит на лёгком транспортном самолёте Ил-112, впервые взлетевшем в прошлом году. О проблемах этого самолёта я расскажу в следующей статье.

Первый полёт Ил-112. Из открытых источников
Первый полёт Ил-112. Из открытых источников
Первый полёт Ил-112. Из открытых источников

Пока же несколько слов о двигателе, на замену которого идёт ТВ7-117.

ТВ3-117 разработки ОКБ Климова выпускался в Запорожье на заводе Мотор Сич. Выпуск и кооперация с российскими предприятиями были отлажены, но новая власть Украины приняла решение запретить поставки в Россию, несмотря на бедственное положение предприятия.

Между тем этим двигателем снабжалась большая часть выпускаемых в России вертолётов - Ми8/17, Ми-24, Ми-35, Ми-28, Ка-29, Ка-32.

Началось освоение выпуска двигателей в России. За 5 лет выпуск нарастили с нуля до 230 двигателей. Последним узким местом оставались стенды для испытаний изготовленных двигателей. Запуск этого оборудования позволяет в текущем году повысить выпуск на 30%, доведя его до 300 двигателей в год. Этого достаточно для того, чтобы все новые вертолёты рассматриваемого класса были обеспечены российскими двигателями.

Смотрите статьи о других разработках российского авиапрома: