Разработки российского авиапрома - учебные самолёты

20k full reads

Не раз встречал утверждение, что в российском гражданском аэропроме есть только Суперджет и ещё намечается МС-21 - и всё.

Решил описать проекты авиапрома по пассажирским, транспортным и учебным самолётам и вертолётам в их взаимосвязи. Посмотрим, как при малых, по мировым меркам средствах России удаётся вести широчайшую программу разработок.

Начнём с малого.

Планер учебного Як-152 был разработан в рамках китайского заказа - китайцам спроектировали самолёт L-7 с двигателем воздушного охлаждения.

L-7. Яндекс.Картинки
L-7. Яндекс.Картинки

Авионика Як-152 унифицирована с Як-130, что позволяет

Лирическое отступление. Продавать по несколько раз одни и те же разработки - добрая традиция яковлевской фирмы. Як-130 был продан два раза, не считая родное Министерство обороны. Когда его начали проектировать, денег не было ни у наших военных, ни у разработчиков. Работу оплатили итальянцы, в результате выпустившие на основе разработанного в КБ Яковлева планера УБС M-346.

M-346. Яндекс.Картинки
M-346. Яндекс.Картинки

Яковлевцы же сделали Як-130, разработав для него имитационную систему управления. Система позволяет воспроизводить поведение различных самолётов - Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale, Eurofighter Typhoon, и, согласно Вики, даже F-22 и F-35.

Потом на основе своей конструкции яковлевцы разработали китайцам сверхзвуковой УБС L-15.

L-15. Яндекс.Картинки
L-15. Яндекс.Картинки

Немного жаль , что конкурс на новый учебный самолёт США не смог выиграть M-346. В случае его победы почти все новые УТС в мире имели бы яковлевские корни - и в России, и в Европе, и в Китае, и в США, и почти во всех прочих странах, куда эти самолёты поставлялись бы.

Но и без того проект успешен. И яковлевцы пользуются этим успехом для дальнейшего продвижения своих разработок. Унификация авионики способствует тому, что покупатели Як-130 купят и Як-152.

Для желающих разрабатываются или уже разработаны модификации:

  • Легкий ударный самолёт с лазерным дальномером и возможностью применения управляемых боеприпасов;
Як-130 в ударном варианте. Взято на "Сделано у нас"
Як-130 в ударном варианте. Взято на "Сделано у нас"

  • Легкий истребитель с радаром и ракетами воздух-воздух средней дальности (ракеты ближнего действия может применять и универсальный УБС);
  • Корабельный вариант с гаком и складным крылом;
  • Беспилотник (точнее, семейство беспилотников) "Прорыв".

БПЛА семейства «Прорыв» Як-133БР имеет 3 модификации: разведчика, радиолокационного дозора и ударного самолета.

Як-133 Прорыв. Взято на "Сделано у нас"
Як-133 Прорыв. Взято на "Сделано у нас"

Этого набора может за глаза хватить для какой-нибудь банановой республики. Например, Украина строит планы закупки L-15 (видимо вместо Су-27) и Супер Тукано (наверное, на замену Су-24).

Однако вернёмся к Як-152. С планером и авионикой всё было понятно, но вот по двигателю были вопросы. Можно было, как китайцы поставить звездообразный двигатель воздушного охлаждения. Но такой двигатель нужно было либо покупать за границей, либо восстанавливать производство в России. При этом он требует авиационный бензин, а тот во-первых дорог, и, во вторых, его нужно специально завозить на аэродромы. Между тем на аэродромах, и военных, и гражданских керосина - как гуталина у кота Матроскина. С этой точки зрения лучше ставить дизель или турбовинтовой.

Исходя из этих соображений российский холдинг Финам заказал Владимиру Райхлину, уехавшему в 90-х из Казани в Германию, и основавшему там фирму по проектированию двигателей, авиационный дизель. Двигатель RED A03 мощностью 500 л.с. получился рекордно экономичным. Правда, есть проблема - поставки для наших военных подпадают под санкции, но в 2019 году фирма Руссо-Балт заявила о локализации производства двигателей в Казани.

Як-152  с двигателем RED A03. Яндекс.Картинки
Як-152 с двигателем RED A03. Яндекс.Картинки

Заявлено, что с 2021 года начнётся серийное производство Як-152. Военные и ДОСААФ заказали 250 машин.

Но раз уж у нас появился хороший авиационный двигатель, его нужно использовать и на других машинах. RED A03 уже установлен на тяжёлый БПЛА Альтаир.

Альтаир  с двигателем RED A03. Яндекс.Картинки
Альтаир с двигателем RED A03. Яндекс.Картинки

Есть ещё один претендент на двигатель - Diamond DA42, сборку которого ведут на Уральском заводе для училищ гражданской, дальней и транспортной авиации, для пограничников, для патрулирования трубопроводов и лесов. Для него возможно применения варианта двигателя с мощностью 300 л.с.

Сборка DA42  на УЗГА. Фото информационного агентства "Повестка дня"
Сборка DA42 на УЗГА. Фото информационного агентства "Повестка дня"

Более того, двигатель RED имеет и экспортные перспективы. На построенном в США опытном самолёте Celera 500L так же используется RED A03. Разработчики рассчитывают на рекордную экономичность, как за счёт двигателя, так и благодаря ламинарному обтеканию.

Самолёт Otto Celera 500L. Яндекс.Картинки
Самолёт Otto Celera 500L. Яндекс.Картинки

Наконец, не остаётся без внимания установка на учебный самолёт турбовинтового двигателя. В частности, на выставке Армия -2020 была показана модель УТС с двигателем ВК-800.

УТС-800 на выставке "Армия-2020". Взято на Авиафорум.ру.
УТС-800 на выставке "Армия-2020". Взято на Авиафорум.ру.

Избыточная мощность при этом может быть использована, например, для создания лёгкого штурмовика, "русского Тукано", с боевой нагрузкой и кевларовым бронированием от стрелкового оружия. Понятно, что для наших военных такой самолёт интереса не представляет, но в мире есть возможные покупатели.

На двигателе ВК-800 следует остановится особо, но я сделаю это уже в следующей публикации.

Смотрите статьи о других разработках российского авиапрома: