Зачем Эйфель построил свою башню?

673 full reads

А, действительно, зачем? С точки зрения 1889 года (когда не было изобретено радио) достаточно бесполезная вещь. Между тем правительство оплатило только четверть стоимости башни (и передало в пользование Эйфеля землю под башней на 20 лет). А три четверти вложил сам Эйфель. Какой у него был бизнес-план?

Понятно, были билеты на вход, рестораны. Доход постоянный, но небольшой. Была метеостанция с разрезом измерений по высоте - это вообще копейки.

Очень повезло башне с изобретением радио - собственно, из-за военных радиостанций башню и не разобрали в 1910, когда договор с Эйфелем закончился.

Но существенный доход Эйфель предполагал получать от аэродинамических испытаний. Он понимал, что пришло время, когда многие будут пытаться построить дирижабли и аэропланы. Им потребуется оценка характеристик аппаратов, оптимизация их конструкции с учётом аэродинамики. А каким образом можно было получить эти данные в конце XIX века?

Самый ранний способ - сброс модели с высоты с измерением времени падения.

Начнём издалека. Первые попытки оценить аэродинамические характеристики тел были сделаны, изучая свободное падение, и замеряя время падения. Естественно, сколько либо точные данные таким грубым методом получить было невозможно.

В середине XVIII века была придумана коловраторная или ротативная машина. Грузик опускался, раскручивая цилиндр, стержень с моделью вращался, пружинные весы замеряли силы.

Ротативная машина
Ротативная машина

Но нужно было учесть центробежную силу, что не всегда получалось корректно. Модель проходила в возмущенном потоке - это тоже искажало результаты. Во всяком случае Кейли, проектируя в 1804 году планер, получил на ротативной машине результаты, совсем не совпадающие с наблюдавшимися впоследствии на летающей модели и на планере.

Попытки измерять силы, действующие на модель от ветра тоже мало что дали - ветер штука капризная.

Первые в мире аэродинамические трубы были построены 1871 году англичанином Фрэнсисом Гербертом Уэнхемом и русским военным инженером В. А. Пашкевичем. Труба Пашкевича предназначалась для определения аэродинамических характеристик артиллерийских снарядов. Эксперименты же Уэнхема показали такое расхождение с установленными фактами, что доверие к возможности использовать аэродинамические трубы для разработки летательных аппаратов.

Эйфель решил испытывать модели в падении с большой высоты, для чего ему и понадобилась башня. Прибор с закреплённой моделью падал, скользя по тросу. После достижения определенной скорости, она некоторое время поддерживалась постоянной, и этого времени было достаточно, чтобы провести достоверные измерения.

Башня, гигантский прибор, позволила Эйфелю получить выдающиеся результаты. Например, он установил, что аэродинамические силы примерно пропорциональны квадрату скорости (даже этот, казалось бы, очевидный факт до того был неизвестен).

Эйфель на башне у падающего прибора
Эйфель на башне у падающего прибора

Под башней на Марсовом поле Эйфель организовал аэродинамическую лабораторию, благо добираться до неё ему было недалеко - он устроил себе апартаменты на самом верху башни.

Французские разработчики дирижаблей и первых аэропланов активно использовали возможности лаборатории. На башне было проведено более 4000 аэродинамических испытаний.

Лишь в 1908 году, когда возможности аэродинамических труб были достаточно изучены, Эйфель, наряду с башней, стал использовать АДТ, которую соорудил там же, под башней (внеся в неё очень полезные усовершенствования).

Аэродинамическая труба в лаборатории Эйфеля под башней на Марсовом поле
Аэродинамическая труба в лаборатории Эйфеля под башней на Марсовом поле

В 1911 году срок аренды закончился и Эйфеля попросили на выход. Лабораторию перенесли на противоположный берег Сены, на улицу Буалон.

Аэродинамическая труба в лаборатории Эйфеля на улице Буалон
Аэродинамическая труба в лаборатории Эйфеля на улице Буалон

Впрочем, авиационная история башни на этом не закончилась.

Анри Дойч де ла Мерт («Нефтяной король Европы») спонсировал несколько конкурсов для ускорения развития авиации.

В 1900 году он объявил премию в 100 тыс. франков тому, кто бы смог на дирижабле или на аэроплане пролететь расстояние в 11 км от парка Сен-Клод до Эйфелевой башни и вернуться в исходную точку в менее чем за 30 минут.

В июле 1901 года Сантос-Дюмон (который привязывал свой дирижабль, как лошадь, к столбику, когда прилетал на нём пообедать в ресторан) вступил в борьбу за премию на своем дирижабле № 5. Аэростат поднялся в воздух, но, обогнув башню, остановился, так как заглох мотор, и был отнесен ветром в парк. Во время второй попытки в августе того же года на дирижабле произошла утечка водорода. Дирижабль стал резко снижаться и столкнулся с крышей гостиницы Трокадеро. Произошел мощнейший взрыв. Сантос-Дюмон повис на киле своего дирижабля и был снят пожарными. В тот же день, 8 августа, Сантос-Дюмон начал разрабатывать планы строительства дирижабля № 6.

19 октября 1901, после сигнала хронометра, дирижабль № 6 поднялся в воздух, достиг Эйфелевой башни, спустя 9 минут после начала полета обогнул ее и направился обратно.

Зачем Эйфель построил свою башню?

Сантос-Дюмон располагал только 20 минутами для того, чтобы совершить обратный путь против ветра с риском повредить мотор. До истечения установленного срока оставалось только 5 минут. Уже находясь над Буа, аппарат потерял высоту. В последние минуты дирижабль покачивался вблизи от финишной линии. Прошло 29 минут 30 секунд после старта. С усилием удалось выровнять его на высоте 120 метров и спускать до тех пор, пока механики не поймали управляющий канат. Хронометры показывали 30 минут 29 секунд. Сантос-Дюмон не успел. Но общественное мнение было на его стороне, и комиссия присудила ему приз 14 голосами против девяти.

С башни испытывали парашюты:

1912. Испытания парашюта М. Майу. Спуск парашюта, прикрепленного к 40-килограммовой балке. Вид из-под Эйфелевой башней. 20 октября
1912. Испытания парашюта М. Майу. Спуск парашюта, прикрепленного к 40-килограммовой балке. Вид из-под Эйфелевой башней. 20 октября

Не у всех получалось удачно. У кого-то парашют не раскрывался:

1928. Испытание нового парашюта на Эйфелевой башне. Марсель Гайо мертв
1928. Испытание нового парашюта на Эйфелевой башне. Марсель Гайо мертв

Зачем Эйфель построил свою башню?

В 1926 году лейтенант Леон Колле пролетел на своем самолете Breguet 19 между опорами Эйфелевой башни. Но на выходе запутался в электрических проводах и погиб.

Полёт Леона Колле
Полёт Леона Колле

Весной 1944 года в ходе воздушного боя Уильям Оверстритом на Мустанге P-51C зашёл в хвост Bf 109. Во время боя немецкий пилот попытался оторваться от погони. Он пролетел под Эйфелевой башней, но американский пилот пошёл за ним и сбил непосредственно под башней..

Оверстрит с трубкой в зубах стоит рядом со своим самолетом P-51 «Берлинский экспресс»
Оверстрит с трубкой в зубах стоит рядом со своим самолетом P-51 «Берлинский экспресс»

Канадцы Боб Бурман и Билл Брайант на Москито в сентябре 1944 пролетели под башней на слабо - после пьяного спора с фотографом.

Москито королевских ВВС Канады пролетает под Эйфелевой башней. 1944 год.
Москито королевских ВВС Канады пролетает под Эйфелевой башней. 1944 год.

PS Офтоп. Я собираюсь издавать книгу про ценообразованию. Тема важная, в новых условиях никто не понимает, как назначать цену. А между тем, я считаю, что правильно назначенные цены будут способствовать успеху и предприятий, и, в результате, всей экономики. В своё время я уже выпускал книгу по этой теме, но она была строго научной, с формулами и графиками.

Нужно быть ближе к народу. Новая книга собрана из анекдотов и забавных реальных историй. Формулы собраны в приложениях, графики выполнены в виде комиксов.

Зачем Эйфель построил свою башню?

Издание книги - дело не дешёвое. Если кто-то хочет - может пожертвовать на благое дело.

PSS Мне подсказали - башня, пожалуй, лет 60 была самым большим научным прибором, пока физики не начали строить свои синхрофазотроны и коллайдеры.

#история #авиация #эйфелева башня