Размещение торговых объектов на придомовой территории МКД. Законно или нет?

20 April
Раздел юриста ЖКХ
Раздел юриста ЖКХ

Здравствуй читатель!

Мне часто задают вопрос о законности размещения торговых объектов (ларьков) на придомовой территории многоквартирного дома. Это связано в первую очередь с развитием предпринимательства в нашей стране в последние годы и отсутствием конкретной законодательной базы, в которой данное понятие было бы четко зафиксировано. Причем многие законодательный акты очень часто противоречат друг другу и не дают полный ответ на данный запрос. Думаю, что приведенная ниже информация будет полезна в качестве разъяснения позиции Конституционного Суда РФ в отношении размещения на придомовой территории многоквартирного дома нестационарных торговых объектов.

Так вот, Конституционный Суд РФ разрешил размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома. Позиция Конституционного Суда РФ изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2021 № 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других". С текстом Постановления можно подробно ознакомиться перейдя по приведенной ссылке на сайте жкхпортал.рф.

Кратко можно отметить следующие основные положения:

Конституционный Суд РФ признал пункт 2 статьи 209 ГК РФ, часть 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзац двадцать второй части 1 статьи 2, пункт 25 части 1 статьи 16 и пункт 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему смыслу они предполагают, что при установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома будут выполнятся следующие положения:

1. Размещение не исключает возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ;

2. Допускается воспроизводить в правилах благоустройства положения обязательных требований, предусмотренных законодательством РФ, сохраняющих свою юридическую силу, при условии, что это не ведет к установлению запретов и ограничений сверх предусмотренных данными обязательными требованиями;

3. Могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства и техническим, конструктивным особенностям нестационарных торговых объектов и другие подобные требования;

4. Не должны устанавливаться требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу указанного Постановления Конституционного Суда РФ и в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Постановления органы местного самоуправления муниципальных образований, установившие в правилах благоустройства территории муниципального образования указанные ограничения должны привести это правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в настоящем Постановлении.

До истечения указанного срока допускается применение правил благоустройства в действующей редакции в части, не противоречащей иным положениям законодательства. Если необходимые изменения не будут внесены в указанный срок, следует исходить из того, что по его истечении запрет на размещение нестационарных торговых объектов на таких земельных участках, установленный правилами благоустройства территории муниципального образования, более не подлежит применению.

На этом все.

Желаю всем хорошего дня!

Подписываемся на канал, пишем комментарии, читаем предыдущие статьи из рубрики юридической информации:

Подключились к центральным системам водоснабжения, системам сточных вод? Штрафы увеличиваются.

Цифровой рубль РФ - что это? Концепция ЦБ РФ.

Единоличное пользование общим имуществом в МКД. Правовые основы.

РСО и штрафы. Проект Федерального закона.