Найти в Дзене
Белая Орхидея

Хотела написать о спичках, а поиски материала вывели меня на редкую жемчужину

Оглавление

Что творилось в Новом Свете после открытия Америки, никто толком не знает. Кто-то плыл в ту далёкую страну за призрачным счастьем, кто-то бежал от правосудия, кого-то туда ссылали насильно по приговору суда.

Всё перемешалось - народности, языки, нравы, ценности, вера.

И всё было враждебным - новая земля не особо принимала чужаков,
и потому те платили ей непомерной платой за урожаи и мирную жизнь.

Но континенты потихоньку осваивались. Кто-то смог устроиться и противостоять испытаниям, выпавшим на долю первых американцев.
Ну, а кто-то не смог...

Отношения с местными также были неоднозначными. Золото манило европейцев, а аборигены не торопились отдавать своё. Но уже тогда случались связи европейцев с местными. И тогда плодом любви являлись незаконнорождённые младенцы, которых записывали в приходских книгах как "детей Церкви".

12 ноября 1651 года в небольшой мексиканской деревушке с длинным
и непонятным для нас названием Сан-Мигель-де-Непантла появилось
вот такое дитя любви и Церкви. И дали этому дитя имя не менее длинное, чем название гасиенды, - Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес де Сантильяна.

Дети, рождённые в любви, даже если брак между родителями не заключён здесь - на грешной Земле, часто талантливы и нередко имеют удивительную судьбу, что произошло и с Хуаной.

В три года девчушка умела читать, а к шести писать, шить и вышивать -
вот то бесхитростное "образование", что требовал XVII век по отношению к женщине.

Хуане повезло. Богатые родственники, куда отправили девочку
в 9-летнем возрасте, был людьми просвещёнными и имели хорошую библиотеку, включающую в себя не только произведения классиков того времени, но и книги по естественным наукам. Так как никто из родни
не препятствовал образованию Хуаны, девочка прочитала всю библиотеку и познала азы философии, теологии, математики, медицины и проч..

Желание учиться у Хуаны было настолько сильными, что она попыталась уговорить мать разрешить ей посещать университет под видом мужчины. Естественно, ей не позволили сделать этот опрометчивый шаг, объяснив, что для девушки существовало лишь два пути - замужество или монашество.

Хуана выросла и превратилась в красавицу со светло-карими глазами, тонкими чертами лица и лёгким, дружелюбным характером. Слава о знаниях молодой девушки-полукровки, отец которой был капитаном
и испанским подданным, а мать - креолкой, обратила на себя внимание королевской четы. И в 1664 году Хуану официально пригласили ко двору вице-короля Новой Испании, а супруга вице-короля стала покровительницей новой фрейлины.

При дворе девушка поразила всех своим талантом на литературном попроще - кто-то искренне восхищался им, а кто-то открыто завидовал.
В кулуарах дворца тут же зашептались, что молоденькая фрейлина - возлюбленная вице-короля, а знания Хуаны - всего лишь слух, пущенный ею самой.

Красавица приняла вызов и блестяще выдержала строгий экзамен
перед 40 выпускниками и профессорами Королевского и Папского университетов Мексики, среди которых, естественно, не было ни одной женщины.

Хуана поняла, что светская жизнь - особенно при королевском дворе -
не даст ей возможности заниматься творчеством и продолжать свои познания в науках. И фрейлина-красавица-умница, имея возможность сделать блестящую партию в браке, приняла решение уйти в монастырь. Именно там она смогла бы иметь библиотеку, читать, заниматься сочинительством и научными исследованиями.

Девушка приняла постриг и вместо Хуаны Инес де Асбахе-и-Рамирес
де Сантильяна стала
Хуаной Инес де ла Крус. Именно под этим именем она известна и почитаема не только в испанской литературе, но и признана жемчужиной мировой поэзии.

Мигель Кабрера, "Портрет Хуаны де ла Крус", ок. 1750 г.
Мигель Кабрера, "Портрет Хуаны де ла Крус", ок. 1750 г.

Думаете, в монастыре для Хуаны настали спокойные времена? Отнюдь!

Да, наличие книг и времени, свободного от обязанностей фрейлины
при дворе вице-короля, дали Хуане возможность пойти дальше
в своих познаниях. Ей даже предложили набросать эскиз и возглавить строительство триумфальной арки для въезда нового наместника испанского двора и его супруги после кончины предыдущего. И с этим заданием Хуана прекрасно справилась, получив в лице новых правителей Мексики друзей и покровителей.

Казалось, всё во власти талантливой женщины.

Но в том же - 1680 году - на место главного архиепископа Мексики был назначен дон Франсиско Агиар де Сейхас, который представлял собой откровенного женоненавистника.

Чтобы не прослыть нетерпивцем по отношению к известной поэтессе, архиепископу нужен был малейший повод со стороны Хуаны, который
шёл бы вразрез с патриархальными устоями, царившими в то время.

Это случилось спустя три года. И надо отдать должное - долготерпения дону Франсиско было не занимать!

Литературные творения Хуаны продолжали радовать её почитателей,
но покровительство влиятельных друзей как-то незаметно сошло на нет. Особенно после того, как Хуана написала письмо с резкой критикой в адрес португальского проповедника Антониу Виейры - одного из самых влиятельных фигур в политике XVII века.

Письмо опубликовали. Оно имело огромный резонанс не только
в духовной среде, но и в светской.

На Хуану посыпались гневные обвинения в превышении прав. Ей пытались объяснить, что женщина обязана быть кроткой, послушной, неумной и всюду следовать за мыслью мужчины.

От Хуаны последовало второе письмо, в котором она приводили веские аргументы в пользу того, что женщина имеет полное право на получение знаний наравне с мужчиной.

После смелого поступка Хуаны Церковь пересмотрела свой взгляд
на литературное творчество монахини Ордена Св. Иеронима, обвинив произведения в непристойности, а её саму в гордыне и пренебрежении монашеской заповеди послушания. И это при том, что Хуана написала множество гимнов и псалмов, воспевающих Б-га.

Более того! Духовники Хуаны обязали её принять обет бедности, отказаться от книг и никогда не прикасаться к перу и бумаге.

На тот момент ей было 44 года, но Хуана оставила настолько огромный след в испанской поэзии, что современники ещё при жизни поэтессы называли её "Десятой Музой" или "Кастильской Музой". А стихи и комедии, вышедшие из-под пера Хуаны Инесы де ла Крус, до сих пор вдохновляют поэтов и ценителей её таланта.

* * *

Наверняка вы удивились названию моей статьи - причём тут спички,
если статья повествует о жемчужине испанской поэзии? А вот нет ничего случайного в этом мире!

Попалась мне на глаза работа мексиканского художника XVII века - тоже полукровки, как сама Хуана, Мигеля Кабреры, на которой изображена семья, делающая спички. Вот она:

Мигель Кабрера, "Род человеческий", 1763 г.
Мигель Кабрера, "Род человеческий", 1763 г.

Сначала я попыталась найти материал конкретно по этой работе Кабреры - почему картина называется "Род человечески"? Ничего не нашла.

Потом от души порылась в бесконечном океане интереснейшей информации о самом художнике. И меня покорил портрет чернобровой красавицы, который обязательно присутствовал в каждой статье о Кабрере.

И я сдалась.

Начала читать о Хуане и... пропала в хорошем смысле слова.

Вот это Личность! Вот это смелость!

Так что извините, дорогие читатели, статью о спичке обыкновенной отложила до... это зависит от настроения и желания лезть на антресоль, где хранится заветная коробка с коллекцией спичечных коробков.

Так что не расходитесь - статья с темой о спичках обязательно выйдет.

P.S. После принятия обета нищеты и отречения от книг и писательства, Хуана занималась лишь монашескими обязанностями. Во время чумы она ухаживала за сёстрами по Ордену, заразилась и рано покинула наш мир. Сразу вспомнился потрясающий фильм Пола Верховена "Плоть и кровь". Правда, события в фильме происходят на сто лет раньше, чем в моей статье о Хуане. Приятного просмотра!

Понравилась статья? Всегда рада читателям
и подписке на мой канал - это вдохновляет!

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты