Подтверждение 1-го класса

3,7k full reads
4,6k story viewsUnique page visitors
3,7k read the story to the endThat's 82% of the total page views
9 minutes — average reading time

Александр Жибров

Подтверждение 1-го класса

Все, кто летал в советское время, знают – если полеты проводятся конце декабря, то это только «минимум» для подтверждения «класса». Можно как угодно это называть, но смысл почти такой же, как – «не оставляй тормоза на конец полосы, а…любовь на старость!»

Только заветные четыре посадки при УМП ночью не всегда зависят по ряду причин от самого летчика. Большинство из нас, наверняка, бывали в такой ситуации, когда не хватает одной посадки.

Скажу честно, чувствуешь себя довольно неуютно, когда в классе летчики с особым кайфом, красивым почерком заполняют летную книжку с годовыми итогами, а ты числишься в страшных «должниках» у замкомэски и портишь весь полковой отчет!

Так получилось, что первый год переучивания (83) засчитывается «автоматом» для подтверждения класса, а вот второй – надо уже подтверждать как положено.

Две «посадочки» красиво легли в летную книжку в январе, в ноябре еще одна, а вот заветная четвертая… как - то не складывалась.

Погода вроде стоит нормальная, «минимум». Но все «что-то» мешает: то полеты прикроют, то борт отказал не вовремя, то в наряде на СКП. А дни в декабре тают, как снег в конце марта. Осталось нас таких , «горемычных», человека три-четыре. Естественно, ходим «озабоченные». Нашу проблему «отцы-командиры», конечно, понимают и как могут «успокаивают», в смысле – «у Бога дней много, успеете».

А куда тут успеешь, если мадьяры уже в «первой готовности» к своему рождеству приготовились, у всех тоже настроение далеко не рабочее, ведь на календаре отрывном осталось листиков семь и быстрей бы под елочку, только не полеты.

Полеты «летать»? Новый год на носу! Но сбылось! Повезло!

На «25-е» декабря запланировали полеты, день с переходом на ночь, все нормально. Метеоролог на постановке задачи «обнадежил» - погода будет, самое плохое, что можно ждать –это СМУ.

Замкомэска тоже «подколол» - дождались, подтвердите хоть и ПМУ будет, все «спланировано», «договорено» - руководство не против.

На душе стало веселей, не скрою, но все равно чувство «тревоги» оставалось. И как оказалось, не зря…

Полеты начались вовремя, сложные метеоусловия «натянули» с таким скрипом, только для того, что по плану одна эскадрилья должна отлетать «ЛТУ днем в СМУ», ну и мы, конечно, со своим «минимумом».

Слетал полет на полигон днем. Жду крайний час. Борис Никитич Старцев (замкомэска 3-й АЭ) подошел, рассказал, уточнил - «что и когда».

Постоянные выглядывания в окно и «просьба к всевышнему», что бы хоть «облачков подбросил» и было не так «стыдно» после посадки крайней докладывать РП «об ухудшении видимости», была им услышана. По прогнозу к окончанию полетов нижний край понизится минимум метров до 800!!!

Но что-то через три часа после начала полетов облачка становятся все ниже и ниже. А вот это уже совсем не к месту! Дальше хуже - мелкая крупа пошла. Собрались в кучку (кому «посадочка» нужна), «переживаем»…

Подтверждение 1-го класса

Подошли сумерки, позвонил на КДП (дядька хороший был штатный РП). В ответ одно слово прозвучало :

- Быстро на самолет!!!

Ищу штурмана срочно, а Юрий Палыч Плетка (штурман АЭ) играет в нарды уже 20-ю партию и ему мой полет на полигон 25-го декабря, как зайцу стоп-сигнал!

- Сейчас доиграю, потом пойдем!

А когда глянул на часы (привычка всех штурманов) вообще заявил, что рано, до конца полетов два с лишним часа!!!

- Юрий Палыч! В окно выгляни, сейчас полеты отобьют!

Видимо последняя фраза возымела действие. Плетка Ю.П. – фигуры колоритной такой (кто служил в Дебрецене – помнит), неторопливо пошел одеваться, а я схватив ЗШ к самолету. Только вышел с высотки, начал понимать, что со своим «минимумом» пролетаю как фанера над Парижем. Поземка, сыро, неуютно… от самолетов ребята идут и на ходу слышу :

- Готовность два…готовность два…

Отдать должное штурману, догоняет у самолета и сразу под самолет, проверяет бомбу, царапает отверткой позывной…

Подтверждение 1-го класса

Спасибо техникам - они все приготовили, самолет больше не летал, ждали нас на крайний вылет. Сразу в самолет, Плетка не отстает, включил радиостанцию и, еще не пристегнувшись, запрашиваю «запуск».

- Запуск!

Проверяем быстро, пристегиваемся. Палыч, как обыкновенно, даже не ворчит. Из под куртки достал кассету с пленкой для РПО, вставил…Докладываю :

- Вырулить!

Так как летали в СМУ, полет был на полигон «Надудвар», с бомбой как положено, да и заправка нормальная (кто же знал, что и 5 тонн хватило бы с лихвой). Но борту, стоявшему перед полосой, дают команду :

- По полосе, готовность 2!

Ну, бл@@@… не успел! Все! Приехали!

А РП тихо так, называя мой позывной :

- 323, выруливайте…

Полегчало, но опять не на долго. Перед полосой еще два борта, я за ними пристроился. Им команда - «по полосе на стоянку, готовность - 2».

Штурман вздохнул и сделал попытку снять фото-приставку к РПО, наколенник снимает…

Докладываю, как положено, «бодрым» голосом :

- 323, на взлетную!

- Выруливайте!, а команды («по полосе») нет.

Юрий Палыч, оставил приставку в покое, прицепил наколенный планшет и даже успел прикинуть время «удара».

- 323, Взлет, форсаж!

- 323, взлетайте, впереди свободно!

Взлетаем…

А теперь то, что видимо было последние полчаса на КДП : синоптик очумевший от выхода «плохой погоды» зашел сначала к РП, потом к командиру, на ходу глотая валидол (была у него такая привычка, «переживал» сильно, как только погода ухудшалась).

На полетах, как положено, присутствовал генерал Кухаренко (зам. командующего ВВС ЮГВ). Они «подумали» и командир принял решение: погода действительно портится быстро, да и потом 25-е декабря, мадьяры уже празднуют рождество, а тут ночь и полеты на город, крайняя смена…

Подтверждение 1-го класса

По ГГС командир дает команду РП :

- Всех подсаживай, полеты закрываем! Больше никому не взлетать. Понял?

- Да!

А тут мы со своей «посадочкой»! Ну и взлетели минут через 10-15 после «ценных указаний» командира!

Подтверждение 1-го класса

Генерал на КДП с командиром разбираться с РП.

- Кто взлетел? Кто разрешил?

Не знаю, что он им отвечал, но уже было поздно. И тут пошел снег…

Причем не просто снег, а такими хлопьями, что через 10 минут все стало белым - бело!

Когда взлетели, нижний край уже был метров 120-130. Штурман сразу в «сапог» (тубус РПО), крутит, настраивает…

Ему главное бомбу «донести», а у меня начало закрадываться сомнение «прав ли я взлетев»? Такое ухудшение погоды прямо на глазах, ничего хорошего не сулит, тем более 25 декабря.

Еще раньше статистика таких полетов, ни к чему хорошему не приводила. А тут вроде, как сам участвую. Нет, «мандража» не было.

Во-первых - некогда, во-вторых - была уверенность, что погода так быстро не портится (до полигона 10 минут, еще через 15 посадка), а в-третьих – сядем, Новый год на носу!

Штурман сразу выдал рекомендации:

- Саша! Крыло 60, скорость 1000, разворот на боевой будем выполнять через минуту после прохода ИПМ, боевой курс коротенький, только крен держи больше, чтоб не проскочили.

Нет проблем. Отбомбились. И почти сразу же на канале полигона РБЗ дает курс ко второму развороту. Заходить будем не по схеме, а как «быстрей».

Полигон рядом с аэродромом, пока гасили скорость, снижались до 600 метров (успели как положено набрать 2000 после сброса).

Группа руководства спешила «быстрей» посадить, да и было от чего.

Уже при разговоре с генералом пошел снег такой силы, что через 10 минут ВПП просто завалило.

Я в воздухе это не прочувствовал, а РП видимо и сам, честно говоря, был не рад, что пошел на эту авантюру…

Подтверждение 1-го класса

А мы летим. Режим постоянно меняется, заходим «из-за угла». Понимаю, что рановато выходим на «посадочный» при такой погоде, нет времени исправить возможную ошибку при заходе, если таковая появится. Вернее время есть всегда, но лучше иметь что-нибудь про запас.

РБЗ конечно «погорячился» и я, выполняя его команды, вышел на «посадочный» на удалении 10 -11 км. Вышли нормально, в пределах нормы, но то ли запаздывание включения «курса и глиссады», то ли еще что, приводило к тому, что «директора» постоянно выключались и сама «глиссада»- то включится, то выключится…

Шасси, «механизацию» еще раньше в развороте выпустил на снижении. только обороты успевай прибирать. К своему удивлению, на посадочный, при таком заходе вышел и вошел в глиссаду почти хорошо. Ошибку исправил, планки курса и глиссады и «директора» в центре. Но еще в развороте пару раз выключилось САУ, успевал включать и нажимать «маршрут».

Палыч сидит спокойно уткнувшись в тубус РПО «ищет» полосу, «привязки» делает.

Я, так вроде «спокойно», «намекаю» - смотри за САУ и включай, когда выбивает, ну, хотя чтоб «кости» работали! Но вижу бросил взгляд на приборы и дальше в «сапог». Приходится самому ковыряться, а самое главное и времени говорить уже нет. Приловчился и быстренько еще пару раз уже на глиссаде повторил тоже самое (ну скажу неудобно честно слово!).

А штурман уже что-то «мурлыкать» начал бросив фразу :

- Нормально идем!

Причем все это с такой интонацией, как будто мы идем по ЦЗТ к высотке.

Устав постоянно включать САУ, «Демпфер», «маршрут», гавкнул (не время однако!):

- Палец на САУ и не отпускай!

Но Палыч наверно сглазил своим – нормально идем.

После «дальнего» провалился под глиссаду… плюс чуть в сторону.

РЗП бодрым голосом и все громче подсказывает:

- Ниже…правее…

Понимаю «одним местом», что облака вот - вот должны закончиться и полосу увижу. Но пока таким образом «мечтал», ясное дело – пошел вниз. Облачность не кончается, РЗП начал намекать, что рано снижаюсь… В районе 100 метров начались разрывы и вот они огни начала полосы. Ну слава богу! Только что-то «высокая» глиссада, а «посадка» не унимается:

Ниже глиссады! Ниже глиссады!

Да что он заладил ниже, ниже…, когда «выше»!!!

И тут до меня дошло! Впереди «ближний» привод!!! Сразу вспомнилась катастрофа, в Николаевке (под Алма-Атой), летчик «сел» в районе БПРМ…

Ручку на себя … обороты за 90%. Для начала «горизонт» и … опять очутился в облаках.

Слышу тихий голос по СПУ штурмана :

- Нормально едем, только снижаться надо…

Да тут и так все ясно. Прибираю обороты, снижаюсь…облака закончились где-то на 70-80 м, редкий снег сыпет, прожектора горят, а полосы не видно. Вернее огни полосы светятся, правда, как-то тускло, все в снегу! А 20 минут назад аэродром совсем по другому выглядел…

Садимся мягко, чуть с перелетиком… Парашют, тормоза… Снега много, еле огни ВПП видны! Что же тут было за эти 30 минут полета?

Освободили полосу, рулим. Палыч так спокойно говорит, как - будто на тренажере слетали :

- Ну вот, Саша, ты в полку и год полетов закрыл! Сейчас в нашу честь красную ракету дадут и «1-й класс» подтвердил честно!

- Сейчас, кажется, мы получим по самые помидоры, Палыч!

То, что все хорошо закончилось и с первого захода - наверно повлияло и на решение генерала по отношению к «самовольству» РП. Уже наследующий день подошел к нему, сказал «спасибо». Он улыбнулся и говорит :

- Спасибо, что сел нормально и сразу, иначе генерал бы меня сожрал…

Подтверждение 1-го класса

Подтверждение 1-го класса