Воспоминания старого "Гончего пса". Немного про особенности боевого дежурства в Амдерме.

50K прочитали

Олег Выдренок

Начало: https://dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/vospominaniia-starogo-gonchego-psa-sr71-chernyi-drozd-603901da49b4e72890f4844d

Не так давно вспоминали Амдерму — кто там не был, тому трудно представить, в каких условиях нам приходилось жить, служить, летать, дежурить.

Мне лётчики, летавшие где-то в других местах СССР, могут возразить, что и у них тоже были условия службы — как говорят «не сахар». Ничего не имею против — в каждом климатическом районе были свои «заморочки». Мне довелось где-то в году 1986 в августе на Балхаше посидеть час в готовности №1 на МиГ-31 — ждали высотную скоростную цель.

Это запомнилось мне на всю жизнь — солнце пекло так, что я думал, что «сварюсь» вкрутую, одетый в ВКК и ГШ. Техник, войдя в наше положение, соорудил из какого-то куска брезента типа навеса надо мной и штурманом, но это спасало только от прямого солнца, а от жары — ну никак.

Ну, это была преамбула...

В Талагах на Ту-128 приходилось сидеть в готовности №1 и летом и зимой, но намного больше сидели в Амдерме - граница-то вот она, рядом!
    А в Карский мешок (это пространство без радиолокационного поля, ограниченное с Востока - Ямалом, с Запада - Новой Землёй, а с Юга - Югорским полуостровом) через полюс довольно часто прилетали наши "заклятые друзья" RC-135. Старались заходить по тихому, чтобы их не могли засечь с ПН м. Желания или с Ямала. А если заходили не обнаруженные, то регулярно делали внезапные подходы к Новой Земле или к нам, к Амдерме.

Понимали, что их засекали РТВ ПВО и опять в этот Карский мешок, а там "ищи-свищи" его!
    Было дело - поднимали по "супостату", искали его по этой огромной акватории, но не могли найти (иголка в стогу сена). А он, зараза, зная на сколько Ту-128 хватает топлива, как только перехватчик уходит домой, снова подходит к границе территориальных вод. Его засекает РЛС, поднимают второй самолёт, а он опять в мешок и опять "кошки-мышки". Но никогда они не пересекали "ленточку".
    Поэтому частенько, когда знали, что RC-135 в Карском мешке, просто сажали 1 экипаж в готовность №1 (в самолёте, пристёгнутый, с подключённым АПА, а второй экипаж в готовность №2).
    Ну а теперь про условия, в которых приходилось сидеть в готовности №1.
Представьте себе, что на "улице" от -30 до -40. Самолёт много суток стоит в этом морозе, вымораживается до последнего винтика, а тут прибегает экипаж, садится в кабину и начинает "пятой точкой" отогревать то, на чём сидишь! И так сидишь 1 час.
    Потом через минут 55 приходит другой экипаж, садится в 
СВОЙ самолёт и начинает отогревать уже его своей "пятой точкой", занимает готовность, докладывает, а первый экипаж, замёрзший как "цуцик" быстрее бежит в тёплый Дежурный Домик отогреваться. На всё-про всё ему всего 55 минут, т.к. опять приходится занимать готовность №1. А самолёт-то твой уже опять эти 55 минут мёрзнет при -30-40 градусов! И всё начинается по новой.
    А супостат-то в мешке летает часа 4-5 ( его возле полюса КС-135 дозаправлял и поэтому у него топлива навалом), а нам приходится своим теплом обогревать Арктику!
    Может кто и скажет - мол у вас там 
должен быть т.н. кондиционер, который должен прибывать в ДЗ при объявлении готовности №1 для обогрева сидящего в самолёте на морозе экипажа. Должен-то должен, да его всегда - то не могли запустить, то солдата-водилы на него нет и пока он не прибудет из Амдермы, заняться этим кондеем некому.

А однажды его всё-таки (видно пожалев нас) притащили на буксире (или не смогли запустить двигатель, или что-то с трансмиссией - сам не смог приехать) и где-то час пытались затолкать под самолёт, пока нас не сменил второй экипаж, который сел в свой самолёт. Начали перетаскивать "кондей" под второй самолёт, пока запустили его, пока он прогрел все свои трубопроводы, пришла пора нам занимать готовность, но уже в своём самолёте. Пока перетащили его под наш самолёт, пока подсоединили, запустили, пока прогрелись теперь уже наши трубопроводы, подводящие в кабину тёплый воздух - и нам пришла пора сменяться. Так он нас и не погрел. И вот так продолжалось ещё пару часов.
    Ну вот какое будет здоровье потом, на пенсии в старости, после таких экспериментов над лётным составом!

Ну и ещё добавлю «кусочек» нашей бытности службы в Амдерме.

Хоть на Ту-128, хоть на МиГ-31 (в случае начала полномасштабной войны), уходя далеко на Север к полюсу, для уничтожения носителей крылатых ракет до рубежа их пуска (В-52 - до 20 ядерных бомб или 20 крылатых ракет, В-1А(В) - от 24 до 32 крылатых ракет, В-2 - 16 крылатых ракет), прекрасно понимали, что случись что, то назад дороги нет.
    Поясню: хоть как рассуждай, но "супостат" просто обязан был нанести предупреждающий удар крылатыми ракетами по передовым аэродромам базирования с дальности пуска по ним (аэродромам) чуток больше, чем 1000 км.
    Ну а нам надо было уничтожить эти носители до рубежа пуска. А это значит, что "уходить" на Север надо было гораздо дальше, чем 1000 км.
    Плюс время на перехват и воздушный бой с этими самолётами всеми возможными способами.
    А это расход топлива, которого и так уже не будет для возвращения хотя бы до обитаемых мест.
    Но и это ещё не всё. Если всё же носитель пустит крылатые ракеты, то их просто необходимо будет уничтожить любой ценой - любой пригодной для этого ракетой или пушкой.
    МиГ-31 хорошо подходил для таких целей - уничтожение крылатых ракет - это одна из его задач. Прицел видел, ракеты позволяли.
    Но безопасно уничтожить крылатую ракету можно было только до рубежа её первой коррекции, а после она вставала на режим "недотрога". А это значит, что при любом воздействии на саму ракету - происходит подрыв её ядерной боевой части. С вытекающими для самого истребителя-перехватчика последствиями. Т.к. дальность пуска ракеты с перехватчика по летящей на предельно-малой высоте крылатой ракете (ввиду её малой отражающей поверхности - 0.1 кв.м.) будут минимальными - дальности захвата и пуска будут очень малыми (не буду озвучивать, т.к. это чревато...).
    Ну, а что такое ядерный взрыв перед носом перехватчика, догоняющего цель и летящего со скоростью около 1000 км/час - это легко представить, но тяжело осознать...
    Ну, а если всё-таки всё благополучно сложилось и перехватчик пустил все ракеты и сбил все намеченные цели до рубежа пуска крылатых ракет, ещё и расстрелял из пушки пару-тройку ещё кого-нибудь (можно ведь пофантазировать?), а сам остался жив и на последних литрах топлива "скребёт" спасительные километры (от тех более 1000 км, на которые он улетел на Север) до хотя бы обитаемых мест, но всё равно придётся после полной выработки топлива прыгать или на лёд, или в воды Северного Ледовитого океана.
    Что совершенно одинаково по последствиям - ведь никто не полетит спасать экипаж, покинувший самолёт из-за полной выработки топлива на расстояние 700-800 км от береговой черты, да ещё и во время ведения боевых действий.
    Поэтому все всё осознавали (про одноразовое использование) и были готовы к таким последствиям.

Как бы это не тяжело было осознавать...

Холодно...Костя Пинчук в готовности №1.
Холодно...Костя Пинчук в готовности №1.
Дежурное Звено и СКП
Дежурное Звено и СКП
После пурги. Вот так заметало самолёты во время пурги за ночь.
После пурги. Вот так заметало самолёты во время пурги за ночь.

Продолжение: https://dzen.ru/a/YDvaoYL8IXVNOeWA?referrer_clid=1400&