Вечный двигатель начала 18го века

Johann Ernst Elias Bessler (1680 – 1745), взявший себе псевдоним Orffyreus, испробовал много профессий, прежде чем нашел свое призвание. Он был врачом, алхимиком, гравером, часовых дел мастером, инженером-механиком и т. д. Но в историю он вошел как создатель якобы работающего вечного двигателя, известного под названием Bessler Rad. Хотя академическая наука утверждает, что вечных двигателей не бывает, однако в музее города Гера до сих демонстрируется работающая модель колеса. Когда сотрудник музея убирает цепочку, препятствующую работе, колесо начинает вращаться.

Какая сила заставляет вращаться колесо? Или сотрудники музея провели к колесу тайный привод от постороннего источника движения? Хотя самого Бесслера под конец его карьеры обвиняли именно в таком жульничестве, однако трудно поверить, что сегодня сотрудники музея решились на такой же обман. Информация о том, будто на колесо был сделан тайный привод через стену из соседнего помещения, где в момент демонстрации находилась служанка, пошла со слов самой служанки. Однако известно, что служанка стала рассказывать об этом только после того, как она проворовалась и Бесслер ее выгнал. Поэтому вполне может быть, что служанка просто решила отомстить своему хозяину и оболгала его.

Первая демонстрация работающего колеса была организована Бесслером 12 ноября 1717 года в замке своего покровителя ландграфа Карла Гессен-Кассельского. Колесо внимательно осмотрели, убедились в отсутствии скрытых веревок и проводов, и опечатали комнату с колесом на две недели. По окончании отведенного времени комнату вскрыли и обнаружили, что колесо работает. Второй этап проверки занял уже два месяца. Но и через два месяца колесо работало. После этого слава о талантливом изобретателе вечного двигателя стала распространяться по Европе со скоростью лесного пожара.

Иоганн Эрнст Эллиас Бесслер или Орфиреус
Иоганн Эрнст Эллиас Бесслер или Орфиреус

Изобретение состояло из самого колеса, двух маятников по бокам и четырех деревянных брусков между колесом и маятником, которые постоянно поднимались вращающимся валом и снова падали на специальную подставку под действием собственной силы тяжести. Бесслер не рассказывал о природе источника движения своего колеса. Скорее всего, он и сам этого не знал. Внутреннее устройство колеса он также держал в тайне. Но все же иногда в разговоре кое-какие детали раскрывал. Анализ его откровений позволяет сделать далеко идущие выводы.

Когда его однажды спросили о необходимости маятников, Бесслер ответил, что они нужны для стабилизации вращения. Однако маятники никогда с этой целью не используются, вращение стабилизируется маховиками, то есть колесами большой массы. У Бесслера было именно такое колесо. Поэтому напрашивается вывод, что все разговоры о каком-то сложном внутреннем устройстве колеса были дезинформацией, специально распространяемой изобретателем для увода внимания в ложном направлении, а источник движущей силы крылся в маятниках. И тогда закономерно напрашивается вопрос: а можно ли организовать такое движение маятника, чтобы он раскачивался с постоянно увеличивающейся амплитудой только за счет внутренних сил?

Если кто-то ответит, что это невозможно, он будет неправ. Вспомните самые обычные детские качели, о которых я писал в предыдущей статье. Это точно такой же маятник, который стоял в устройстве Бесслера. Качели достаточно легко раскачать только внутренними усилиями, и многие дети умеют это делать. Для этого нужно приседать в самой верхней точке амплитуды и распрямляться в самой нижней ее точке. Когда мы приседаем в самой верхней точке амплитуды, мы тем самым смещаем центр тяжести маятника немного вниз и увеличиваем радиус вращения. А при подъеме из согнутого положения мы смещаем центр тяжести системы вверх и уменьшаем радиус вращения.

Та самая темная энергия, которая работает в Бесслеровом колесе, и деформация вакуума
Та самая темная энергия, которая работает в Бесслеровом колесе, и деформация вакуума

В колесе Бесслера длина маятника менялась с помощью таких же деревянных брусков, которые действуют в современной модели, хранящейся в музее города Гера. Постоянное изменение длины маятника вело к тому, что физический вакуум начинал выполнять полезную работу и отдавать свою энергию. Поэтому необходимо признать, что Бесслер действительно сумел создать первый действующий как бы вечный двигатель, хотя объяснить принцип его работы он не мог. Но как часто это бывает в истории, признания от публики он не дождался.

Несколько месяцев назад мы делали презентацию наших проектов перед преподавателями одного ВУЗа. В частности, показывали им наши действующие модели и рассказывали про колебания маятника переменной длины. В науке такой маятник называют параметрическим, а его колебания называют параметрическими колебаниями. Что интересно, еще в 30х годах прошлого столетия советскими учеными Мандельштамом и Папалекси было обнаружено, что в параметрическом маятнике наблюдается постоянное приращение энергии. И об этом мы тоже рассказали. Но нас встретили очень отрицательно, даже враждебно (ведь мы покусились на закон сохранения энергии).

Однако, среди слушателей нашелся таки один умный профессор, который решил математически проверить все наши рассказы про приращение энергии в параметрическом маятнике. Так как он мастерски владел математикой, для него не составило большого труда вывести все необходимые формулы и выполнить расчеты. Оказалось, что кинетическая энергия параметрического маятника действительно постоянно увеличивается. Формулы не показывают, откуда берется энергия, они показывают только сам факт увеличения энергии. А об источнике энергии нужно догадываться самому. Мы считаем, что в параметрическом маятнике (и в колесе Бесслера, как его разновидности) энергия идет из физического вакуума, что в астрономии известно под названием "темная энергия".

Колесо Бесслера нельзя назвать настоящим вечным двигателем, хотя оно очень напоминает таковой. Настоящий вечный двигатель должен работать до тех пор, пока будет существововать наша Вселенная (конечно, при условии, что отсутствует износ деталей, поломки и прочие технические трудности). Но установка немецкого изобретателя будет работать только до тех пор, пока будет существовать Земля. Как только наша планета разрушится, исчезнет сила гравитации, действующая на маятник. Следовательно маятник остановится и физический вакуум перестанет совершать полезную работу. Поэтому настоящий агрегат можно назвать гравитационным псевдо-вечным двигателем. Он может работать миллиарды лет, пока будет существововать наша планета с ее гравитационным полем, но через миллиарды лет все равно остановится. Однако, это не умаляет заслуг немецкого гения.