Цивилизация Гипербореи: карлики-рудокопы и «чудь белоглазая»

22 April
3,5k full reads
9 min.
7,7k story viewUnique page visitors
3,5k read the story to the endThat's 46% of the total page views
9 minutes — average reading time

Главный источник сведений о легендарной Гиперборее — карта фламандского картографа и географа XVI в. Герарда Меркатора, изданная в 1535 г. его сыном Рудольфом. Долгое время считалось… на гравюрах, наряду с реальными континентами и островами, нанесена мифическая древнегреческая Гиперборея. Уже тогда многие «морские волки» Англии и Голландии скептически кривили обветренные рожи: если и есть такое, то обозначение весьма условно. Не проверишь… льды кругом, на дальних подступах.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Сам Меркатор не называет полярный континент Гипербореей, ни тем более — Арктидой. В центре «полярного континента» обозначена «черная скала». В описании карты повествуется следующее:

«Океан между четырьмя островами врывается четырьмя проливами, по которым устремляется к Северному полюсу и там поглощается землей...».

Изложение не вполне соответствует тому, что изображено на карте. Полярный континент состоит из четырех частей. Или островов. От которых в сторону Евразии и Америки разбегаются дельты рек. О реке с устьем в Новой Земле говорится:

«Здесь река имеет пять рукавов, и вследствие узости и быстроты течения никогда не замерзает».

Река, устье которой повернуто к Гренландии, описана так:

«Здесь река разделяется на три русла и каждый год остается подо льдом три месяца».

Небывало лаконична информация о самих островах. Остров, обращенный к Гренландии, «самый лучший и самый здоровый на всем севере». Про тамошнее население — молчок. Ближайший к европцам остров никак не описан, но там живут:

«пигмеи, их рост около 4 футов и они называют жителей Гренландии скрелингерами».

На третьем острове, в северной его части «живут барги». О последнем, четвертом клочке суши — нет информации. Как об картографическом источнике, откуда Меркатор это всё выкопал. Удивительно (хотя нет, это склонность извечная к мистике), но карта подпитывает нездоровую фантазию сторонников существования Гипербореи. В мире от болезни почти избавились, но «диванная Россия» настойчиво продолжает примерять на себя венец прародины человечества, показывая озорную козу лопухнувшимся с Арктидой древним украм.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Маленькие человечки.

Именно этим займемся сегодня. Поскольку ваш покорный слуга вырос на дюжине сказок об «уральской белоглазой чуди», подземном, нелюдимом и странном народе. Куда более интересно было слушать, чем произведения Бажова. Рассказывали такие сказки все: тунгусы и марийцы, станичные деды и редкие в наших краях ненцы. Так и вырос… на фольклоре. Который, как говорят, — историческая память народа, ага.

Вполне может быть, даже Карамзин сухо заметил: «не только в Скандинавии, но и в России финны и чудь славились волшебством». Этот вывод был сделан историком на тьме сообщений древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях. Рассадником магии были финно-угорские народы, по большей части. Жавшиеся по Северам.

Да, такое было. Скажу больше, финские народы уточняли источники «волшебства». Их чародеи, по легендам, учились у подземных духов-карликов. А сами «карлики» давным-давно жили в в пещерах или под землёй. Древнейшие обитатели Севера, лапландцы (саамы, лопь, лопари) называли по-фински их — «огненноглазые haltia», по-лопарски — «сайвок». Из-за этой загадочной нечисти лапландцы стали кочевым народом, а когда-то жили оседло.

По легендам: когда в жилищах из оленьих шкур слышно, как под землёй забеспокоились подземные духи, собирай манатки, беги на все четыре стороны. Поскольку жилище закрыло вход в подземные обиталища этих маленьких существ. Если не уберешься вовремя, поймаешь много неприятностей.

Многие сказания Беломорья, Приладожья, Приуралья об ушедшей в землю «чуди белоглазой» — чуть не самые популярные. Местами действия часто бывают древние городища, крепостицы-фактории, могилы, урочища и пещеры. Новгородцы крестили «чудью» вообще все северные народы, аборигенов-инородцев, десятки народностей и этносов. Концов не найти, откуда именно пошли эти предания сказочные.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Русские предания

по теме имеют несколько «слоёв», самый толстый — о чуди, «ушедшей в землю». Она называлась «действительная чудь» или «загадочная». Пришла откуда-то с Севера. Когда пошла настойчивая и постоянная русская колонизация, то «чудь в землю ушла, под землёй пропала». Везде оставив после себя сопки и курганы. Всё точь-в-точь, как в сагах об обиталищах «сидов». Волшебных холмов ирландцев, населенных подземным народом карликов-лепреконов.

С курганами чуди связаны многие новгородские и ладожские легенды. Они светятся синим пламенем, из них доносятся звуки — вопли, завывания, постукивания, гул. В некоторых околоцерковных сказаниях говорится, что чудь пользовалась подземными ходами:

«Когда слух о святых Пахомии Конском и Антонии Сийском достиг чуди, то они убоялись и убежали в непроходимые леса. В лесах они понаделали себе, особенно в песчаном грунте, подземных ходов».

Описания чуди подозрительно непротиворечивы. Небольшого роста и «белоглазая», бельмастая… Большие белки глаз? Есть уточнения, это «был народ краснокожий». Спасаясь от мечей новгородцев и ушкуйников, малорослый народ перебрался на Новую Землю, «за Дышащее море». Умеет становиться полу-невидимым, «уходить в камень», оборачиваться лесным зверем. О том, что рыбаки видели «белоглазую чудь» на Новой Земле ещё «лет пятьдесят назад», говорит газета, напечатанная аж… в 1969 году.

Легенды о карликах есть у народа коми. Маленьких человечков здесь называют «чудь-дез», чуды. Они могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее. Зыряне знают Железного Свёкра (Корт-Айка), который пришел с новгородчины, но русским не был. Учил аборигенов ковать железо, но не преуспел.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ученики от него в ужасе разбегались, когда у наковальни тот увлекался слишком. Тогда меркли солнце и луна, день превращался в ночь. Подробностей о росте Корт-Айка мало, противоречивы. То величайший из великанов, то могучий чародей. А чародеи у зырян — всё те же карлики подземных миров. Мог и обратиться… раз волшебник. Хоть в великана, ага.

Русские предания Урала и Сибири, которые лично застал, говорят: до прихода русских тут жила «чудь белоглазая». Занималась добычей золота и серебра в Урал-Камне. Верю, поскольку старые («до-строгановские») рудники золотые, серебряные и медные, называли «чудскими копями». По совету своих «вещих шаманов», их владельцы (перед приходом русских) зарылись в землю вместе со своими сокровищами, ушли в «чудские могилы-курганы».

По другим рассказам, князья западной уральской чуди прокопали подземные ходы. Там исчезли с домочадцами и золотишком. Но иногда выходят на божий свет, деревенские алкаши подтверждают и сегодня такое… Информация древняя, популярная.

«У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землёй людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший их страну раньше их и который после их прихода ушёл в землю и живёт ещё там». (академик Лепехин)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ненцы

верят, что в их землях раньше жили «сииртя». Маленького роста люди, исчезнувшие по причине… многолюдства самих ненцев. «Насквозь в землю ушли». Здесь что-то проверить можно, поскольку ненецкие сказки очень подробны, многое там понятно. Их предки (народы самодийской языковой группы) начали освоение Западной Сибири восемь тысячелетий назад.

По дороге на Север встречали в самое разное время: с энцами («манту»), тунгусами («тунгос»), хантами и манси («хаби»), селькупами («тасым-хапи»), нганасанами («тавы») и … загадочным малорослым народом «сииртя». Если с первыми народностями нет вопросов, они реальны. То вот «сииртя» — непонятный этнос.

«Сииртя — это такой белый, как известь, человек, Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет».

С «сииртя» ненцы встретились на северном побережье Ямала. Странно как-то встретились. Более ранний фольклор пестрит противостояниями и даже войнами с другими племенами. А тут… ничего, только постоянный страх и удивление. Карлики-сииртя неуловимы, чем-то опасны небывало. Но на рожон не лезут, предпочитают становиться невидимками и исчезать. Чтобы через какое-то время «уйти в сопки», под землю. Там они провели какое-то время еще, ночами выгоняя на пастбища «земляных оленей», мамонтов.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Предания настолько живучи, что впечатались в названиях многих рек, сопок, урочищ. «Сииртя» из легенд очень богаты: только им известны самые обильные залежи серебра, меди, железа, свинца и олова. Они их добывают подземными методами, в своих огромных гротах греются перед синим неугасимым огнём.

Этнографы и фольклористы мертвой хваткой вцепились в ненцев в свое время. Разобрали по буквицам все легенды и сказки. Установили: там просматриваются два пласта «воспоминаний». Первый рассказывает о древнем населении тундры (юкагирах, скорее всего). Второй — о еще более древнем народе, очень похожем на «белоглазую чудь». Реальность многих сказаний настолько яркая, привязана к конкретным геолокациям… что в существование «сииртя» действительно поверили. Пытаются отыскать по сей день археологические следы.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Другие подземные карлики.

О, мировой фольклор ими под завязку набит. Предания о загадочных существах подземного мира особенно популярны у северных народов Еуропы. Сценарий их пропажи тоже одинаков: как приходят люди, те «уходят под землю». Само собой, диванные гиперборейцы это связывают… правильно, с наличием некой цивилизации, освоившей все побережья северных морей и Ледовитого Океана. В принципе, возразить нечего...

Самые древние кельты-ирландцы хранили образы «Туату де Даннан» (племена Богини Дану». Пришли те откуда-то с Севера, их родина для смертных недостижима. Владели пришельцы магией и чарами, появились после неизвестного катаклизма, «из дымных облаков». Поголовно были низкорослыми мудрецами, вечно молодыми, правили с помощью волшебства и наук. «Туату де Даннан» были изгнаны другим морским неведомым народом, последние из них ушли в подземный мир, «под счастливые холмы, чтобы жить вечно».

Британских острова тоже битком набиты подземными карликами, фольклористы не поймут никак, где германские корни легенд, где — кельтские. А что осталось от пиктов, про которых вообще толком не известно. Помимо этих якобы пиктских сказаний, легенды о карликах распространены по всей Британии. В Уэльсе популярны предания о гномах и эльфах — иногда их называют «чёрными» и «белыми» карликами. Если в Ирландию карлики явились как переселенцы, то скандинавы с ними, судя по всему жили бок о бок тысячелетиями, ага.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Карлики (древнеисландское «dvergar») были созданы богами «из Бримира крови и кости Блаина». Кто такие Бримир и Блаин — голову ученые сломали. Но появились «из камня земли, пришли через топь на поле песчаное». Само собой, жили под землёй, слыли несравненными мастерами в искусстве обращения с огнём и металлом, изготовлении волшебных вещей. Ковали оружие для богов.

Карлики скандинавских саг наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды. Одни — мирные и людей не трогают, другие — жуть как злобны (черные гномы). Лесные карлики — полные нейтралы. Неуклюжие, лохматые, в звериных шкурах, заняты сбором лекарственных растений, большие знатоки крепких медов и настоек, иногда исцеляют людей.

Эпос германцев не трогаю, он крайне полиморфен, образы древних легенд там сложно нащупать. Из достойного внимания только саги о нибелунгах. Это северные карлики (альбы), хранители горных сокровищ. Постепенно древний смысл имени этих существ, обитавших в подземном царстве, был утрачен. Авторами «Песни о Нибелунгах» был полностью искажен. Там они предстают могучими воинами.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы

не буду делать, итак всё понятно. Из каких именно древних инстинктов и страхов родились «обитатели подземных миров». Древние жители Северной Европы, арктического Севера сталкивались с загадочным маленьким народом? Ага. Обладая вышеперечисленными магическими и технологическими преимуществами… те не оставили не единого следа. Кроме корявых мегалитов и каких-то потусторонних мест силы. Не смешите.

Теперь к географам стародавних времен. Да, они были убеждены в существовании крупных островов или даже материка в Северном Ледовитом океане. Меркатор это, как мог, отобразил на своей карте. Все может быть. Вон, трезвый (наверное) русский землепроходец Михаил Стадухин (1646 г.) подал якутскому воеводе Василию Пушкину «сказку»: к северу от устьев Оби, Енисея, Яны и Колымы в океане лежит «большая земля»:

«Камень, в море пояс, со снежными горами, падями, кручами и реками знатными».

Что именно за земля… никто не знает. А карлики… Это генетический материал, заложенный в нас. Пигмеи вам в анализ. Как под воздействием неблагоприятной среды рост в популяции может меняться. От маленького — до гигантского. В Еуропе сперва считали «карликами» — лопарей и ненцев. Ганзейские купцы привозили из Новгорода байки русских: по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи, «ростом не выше 3-летнего мальчика».

Финны называли лопарей «пигмеями севера». В XVI веке ненцев-самоедов изображали карликами. Когда убедились в обратном — поселили «пигмеев» еще дальше на Север, почти Крайний. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого (1567 г.) к северу от Норвегии нарисована Scriclinia. Страна карликов-скриклингов с надписью: «Hie Habitant Pygmei vulgo Scriclinger dicti»:

«Здесь обитают пигмеи, проще говоря, скриклинги».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Могли быть? По рассказам — косяками ходили карлики по миру. Но косточек не оставили. Хотя есть версия… Каких-то странных людей, «заклёпанных в скале» и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные собирать пушную дань «за Камень». Решение найдено! Вслед за фольклором нужно скалы колупать… товарищи гиперборейцы.

Читайте по теме: