«Двоеверец» Владимир Мономах и его загадочный «оберег-змеевик»

27 March
3,8k full reads
8 min.
7,6k story viewsUnique page visitors
3,8k read the story to the endThat's 50% of the total page views
8 minutes — average reading time
«Двоеверец» Владимир Мономах и его загадочный «оберег-змеевик»

Давненько собираю личный информационный «ТОП-100» всяких археологических диковин и артефактов, которые загоняют науку в тупики. Не спеша, чайными ложками, статьи на эту тему будут появляться на канале. Сегодня начнем с простого и загадочного предмета. Якобы личного амулета, оберега-змеевика Самого Владимира Всеволодовича Мономаха, Великого князя Киевского (1053-1125гг).

Справка.

Мономах родился в 1053 году, мамой будущего главного бузотера Руси была (предположительно) дочь византийского императора Константина IV Мономаха, Мария. Свое прозвище он получил от нее в наследство. До 1093 года Владимир Всеволодович мыкался в унизительных отношениях «подай, принеси, пошел на… охоту» у папы и его братьёв. Княжил в Ростове, Смоленске, Волыни, Чернигове и Переяславле. Заслужил авторитет грамотного вояки.

В 1076 году сходил походом на Силезию, в 1077-м ураганил в войнах с Всеславом Полоцким. За двадцать лет совершил дюжину удачных походов против половцев, в 1080 году — против торков. С 1093 года становится союзником Великого князя Киевского Святополка Изяславича, очень крепко помог тому в военных делах. Участвовал в двух княжеских съездах — Любечском (1097) и Уветическом (1100), призванных окоротить братоубийственные усобицы Рюриковичей.

В 1113 году умирает князь Святополк Изяславич, в Киеве вспыхивает народное восстание, 4 мая Владимир Мономах приезжает туда на княжение, встречен был с небывалой помпой. Чтобы избежать дальнейших народных беспорядков, принимает «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах»), щемит хвост ростовщикам и любителям закабалять вольных людей. Период правления Владимира Мономаха считается последним периодом усиления Киевской Руси.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Охотник и литератор.

Помимо ратных дел, собирания под свою руку (и сыновей) трех четвертей всей Руси, сей неоднозначный государственный муж очень любил историческую литературу. В 1116 году по его поручению игумен Выдубицкого монастыря подготовил вторую редакцию «Повести временных лет», в 1118 году была подготовлена третья версия. Годом позже пресвитер Василий, ближник Мономаха, отредактировал … четвертую версию. Которую сейчас с упоением читаем, гадая: а верно ль там всё написано…

Владимир Всеволодович стал автором интересного произведения «Поучения», которое адресовал детям (а также всем, «кто прочтет»). Хотя по сути, это политическая программа державного мужа, нацеленная на сохранение федеративного характера Древнерусского государства. При условии широкой автономии княжеских столов и сохранении… общерусского единства. Идеалист, одним словом, ага. Другой же постоянной страстью Великого князя Киевского была охота… Именно с нее началась история странного артефакта, «змеевика» Владимира Мономаха.

Находка.

В 1821 году в лесах на реке Белоус (Черниговщина) местными жителями была найдена любопытная вещица. Покрытый странными узорами и изображениями увесистый медальон. Вес — две гривны золота (около 186 гр.), диаметром в семь сантиметров. На одной стороне было узнаваемое изображение архангела Михаила. По кругу шла греческая молитва: «Свят, свят, свят господь Саваоф, исполнены небо и земля славы твоей!».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вторая сторона артефакта была куда любопытнее. По краю оборотной стороны содержится обычное для древнеславянских «змеевиков» заклинание демона болезней. Заклинание писано на древнегреческом языке, перевод его крайне труден. Академики головы поломали друг другу сотенно-страничными монографиями, ага. Беру взвешенную версию этого бедлама: использовался особый диалект или искажение оного не очень грамотным мастером-изготовителем. Предпочитаю перевод по Дестунису:

«Матица ты черная, как змея ты вьешься, как дракон свищешь, как лев рычишь, как ягненок спи!».

Другая версия, тоже популярная:

«Черная родильница очернила себя злом (яростию), пресмыкалась в прахе, как змея, и шипела, как дракон, и рычала, как лев, и была в ужасе, как ягненок, [когда победил ее архангел Михаил]».

Ближе к центру оборотной стороны — надпись, упоминающая крестильное имя владельца «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Аминь». Внутри этой надписи — женская фигура, прорисованная ниже пояса клубком змей. Пара тварей исходит из головы. Это изображение демона недугов и смерти. Змеи, исходящие из тела символизируют различные вредные для здоровья проявления потустороннего мира. Изображение Архангела Михаила на лицевой стороне змеевика и заклинание на оборотной, должны были подавлять вредоносное проявление демона, защищать владельца талисмана.

Без долгих раздумий назначили владельцем странной вещи — Владимира Мономаха. Лично. В пользу такой версии говорил ряд «фактов». По надписи понятно, медальон принадлежал Василию — а это крестильное имя Великого князя. Архангел Михаил — покровитель Киева. Найден амулет был в лесах близ Чернигова, излюбленном месте знаменитых охот Мономаха с 1076-го по 1094 гг., во времена его княжения там. Находка была названа «черниговской гривной». С какого-то испуга была тем же периодом датирована. Куча недоумения … но так принято считать.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Дуалистичность артефакта,

совмещение христианского и языческого начал. Эти миры уживаются в одном предмете (баснословно дорогом). Задачку исследователям сложной не делают. Предметы уже встречались такие сотнями, были неплохо изучены. Находка представляла из себя «змеевик», христианско-языческий амулет со змеями. На современный лад — древнерусский «инь-янь».

Две противоположные по сути и наполнению религии занимали разные стороны медальона, отдельными элементами проникая друг в друга. На «языческой стороне» шло упоминание Господа. На христианской — красовался круг из языческих «крин», символов растительной силы.

Сразу вопрос: почему все исследователи упираются в сомнительный факт потери Князем этого дорогущего амулета — именно на охоте? Понятно, его владелец одинаково относился к языческим богам и Христу, во что верил больше — неизвестно. Вполне логично предположить, что в лес не только за зверушками мог хаживать. А на вполне себе на пристойный… языческий «плэнэр».

Что там за дичь могла твориться во время ритуалов и подвижных игр взрослых мужчин и девушек? Тоже неизвестно. На них обронить не только медальку можно было, вообще что угодно. Жаль, в этом направлении мысль ученых отказывается работать. Ну раз на охоте… пусть будет на охоте. Мономахом? Пусть им, ага…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Толкование

«черниговской гривны» впервые было проведено немецким профессором, знаменитым филологом и нумизматом Карлом Моргенштерном. Сей небесталанный специалист наваял (в 1826 году) по теме монументальные «Комментарии…», труд под названием «Commentatio de numismate Basilii Tshernigoviae nuper efosso». Безапелляционно «доказал»: змеевик — это такая медаль «За победу!». Выбитая князем Владимиром Ярославичем Святым (Креститель Руси который) по поводу нагиба христианством — идолопоклонства славян. Ну и… понеслось, короче.

Если следовать только археологии, «змеевики двоеверия» появились в древнерусском городском быту в XI-XII веках, были популярным предметом вплоть до XV-XVI веков. Их еще Иван Грозный видел, вне всякого сомнения. Традиционно считается: они родом из Византии, формы следуют неким античным традициям. Где отрубленная голова со змеями обозначает символику декапутации «медузы Горгоны».

Может быть. Символика с замыслом не лишены изящества. Легендарный Персей, отрубив голову Горгоне, использовал ее против врагов. Чтобы самому случайно не окаменеть от взгляда этой погани, отворачивал лицо отрубленной головы в сторону враждебного объекта.

Так змеевик, который носился человеком, мог быть олицетворением древнегреческого мифа. Взгляд Медузы Горгоны с амулета должен был уничтожить все опасности и врагов. Правдоподобно. В древней Греции голова Горгоны изображалась на панцирях и щитах воинов. Бают, даже на парусах боевых кораблей.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Минуточку

сказали оппоненты этой теории. Причем тут греки? В славянской традиции и верованиях полным-полно существ змееподобного облика. Первые русалки оснащались не рыбьим, а змеиным хвостом, к примеру. Даже с полностью змеиным телом, только голова напоминала человеческую. Древнерусский дракон, многоглавый Змей-Горыныч — это как? В самых древних мифах он изображается как 12-главый. И змеевики самых лохматых веков имеют именно дюжину змей в амулетах-змеевиках.

Откуда к славянам это приехало — вопрос для диспутов, но драконы о нескольких змеиных головах были главным действующим лицом многих фольклорных сказаний. Это же относится к самым разным клубкам и скоплениям змей, змееголовым существам. Это вполне можно считать славянской традицией. Самостоятельной, без заимствований у греков. К тому же, не раз доказано, мифологии наших народов не пересекались, взаимные заимствования — минимальны.

Если взглянуть совсем широко, то… змеи в язычестве распространены повсеместно. Являются символами Земли. Изображение гадов на амулетах не экзотическое новшество для славян, германцев, кельтов, тюрок… Зародиться верование могло где угодно. Даже в Триполье змей рисовали, выделяя в какой-то очевидный культ, пока не расшифрованный полностью. Византия? Сносим в топку.

Задача для исследователей-славистов была сформулирована, византийский след «змеевиков» (филактерий) остался в академической науке, но подвергся серьезной ревизии. Оказалось, в землях царьградских IX-XI веков амулетов именно со змеями — практические нет. Обратил на это внимание человек очень широкого кругозора, но слишком смелого исторического анализа Рыбаков. Очень едко науку поддел:

«Создается впечатление, что подобные композиции (голова со змеями и дева-змея) на территории Руси встречаются чаще, чем в греческих землях».

Пробуем взять за основу древнеславянское происхождение «змеевиков». Для сложности задачи кинем в анализ такие «наперстки»: до «двоеверия» символы змеи были популярным языческим символом (это факт). Во времена христианизации они не вызывали проклятий Церкви, были одобряемы и терпимы священниками очень долгое время. Почему?

«Змеевик» со св. Борисом и Глебом (Иллюстрация из открытых источников)
«Змеевик» со св. Борисом и Глебом (Иллюстрация из открытых источников)

Что главнее в амулетах?

Христианская символика или языческая? А по разному бывало. На амулетах «двоеверия» преобладают греческие надписи, это пусть не смущает патриотов. Он был в раннем средневековье «английским» языком общения грамотных людей наших широт, не латынь. На нем писали амулетные заклинания от чёрной немочи («истеры») чаще всего. Молитвы-обращения к Богу-Иисусу, его Богу-Отцу, само собой.

На лицевой стороне обычно изображался христианский сюжет: Архангел Михаил, Богородица, змееборец Фёдор Тирон, Фёдор Стратилат, целители Козьма и Дамиан, Борис и Глеб, распятие и куча всего подобного. Вокруг шла надпись, очень крупная. Молитва, обращение, восхваление. По всем правилам символизма… делая библейский сюжет вторичным. По отношению к круговой надписи. Обращенной к повелителю всего сущего. Святой в центре определял лишь специфику той помощи, которой ожидал получить носитель амулета. С языческой стороной «медали» всё понятно, тот же самый понятийный смысл: изображение змееподобного существа, заключенное в круг надписи ритуальной формулы «бережения».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Практики и смыслы.

Исследователи спорят — какую сторону змеевика считать «лицевой», главной? Как его именно носили. Археологи рядом с этими артефактами останков шнура или цепочки никогда не находили. В могилу змеевик не клали. Но тщательность изготовления столь дорогих предметов подразумевает их… демонстративную публичность, что ли.

Не верю в версию, что таким образом язычники маскировались. Среди христиан носили одним образом амулет, попав в кампашку идолопоклонников — легким движением руки его переворачивали. Детский сад, ага. Как будто никто не знал, что такое «змеевик». Судя по одинаковой потертости и изношенности сторон амулетов, могло быть так: в христианские праздники носился соответствующей стороной, по прочим дням языческим — обратной. Гипотеза приобретает устойчивость, если помнить — христианизация Руси привела к существованию двух повседневных календарей…

Что за змее-женщина изображена на амулете Владимира Мономаха — с удовольствием почитаю в комментариях. Свой выбор не готов сделать, раскорячен промеж… пяти версий. Одной поделюсь. Женская фигура — это изображение демона болезней и смерти Дъны . Славяне представляли ее в образе змеи. Все гады ползучие, выползающие из ее тела, — проявления или перечень самых страшных физических недугов. Вредоносность богини нейтрализует изображение Михаила Архангела лицевой стороны змеевика. Намертво запечатывает — главенствующие заклинания обоих сторон медали. Но есть тут прорехи… Поэтому к змеям древних славян, их соседей — обязательно вернемся.

Продолжение следует…

«Двоеверец» Владимир Мономах и его загадочный «оберег-змеевик»