Из огня да в полымя: как казаки на Дону свадьбы играли

30 November 2020
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

Совсем скоро выйдет в свет уникальная книга «Донская свадьба», где будет все – описание старинных казачьих свадебных обрядов, казачьи свадебные песни и даже ноты. Одна из составителей этого интереснейшего издания, состоящего из двух сборников, – доктор исторических наук Марина Рыблова. Профессор рассказала «ВП.ру», как создавалась книга.

Собирали по крупицам

– Марина Александровна, что послужило основой для книги?

– В первый сборник вошли материалы о донских свадьбах, которые публиковались в донских и столичных газетах XIX века. Вместе с моим соавтором – Александрой Когитиной мы собирали его по крупицам в течение многих лет в залах газетной периодики Москвы и Санкт-Петербурга.

© Фото: ИД «Волгоградская правда»
© Фото: ИД «Волгоградская правда»

Во второй вошли так называемые полевые материалы – записи рассказов и песен, сделанные в фольклорных и этнографических экспедициях на территории Волгоградской области.

Это Иловлинский, Михайловский, Даниловский, Алексеевский, Новоаннинский, Кумылженский, Урюпинский и Нехаевский районы –  места традиционного проживания донских казаков, самые ранние записи были сделаны в 1983 году.

Интересное по теме: Хуторянин своими руками построил настоящий Сахарный замок

– То есть рассказами о свадебных традициях на Дону с вами поделились наши современники?

– Да, но их память сохранила свадебные традиции и дореволюционного времени. Идея заключалась в том, чтобы собрать в один творческий коллектив тех, кто в разное время ездил по казачьим станицам и хуторам, находил знатоков обрядов и песен, делал аудиозаписи. Таких энтузиастов в Волгоградской области, кстати говоря, немало. Но собранные ими сведения долгое время хранились в их личных архивах.

Теперь увидят свет материалы из архивов Валерия Шилкина и Валентины Кубраковой, а также из моего личного архива.

Это записи рассказов людей 1897‑1952 годов рождения.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

– Почему у вас, как у специалиста по казачьей культуре, вдруг возник интерес именно к свадьбам?

– Мне дорого все, что относится к традициям донского казачества. Просто сейчас дошла очередь до свадебной казачьей обрядности. Которая, надо отметить, пока плохо изучена, а потому особенно интересна.

Казачья песня

– Я знаю, что одна из казачьих песен, вошедшая в сборник, вам нравится особо. Почему?

– Да, это песня «Щекотала ласточка на дворе». Интересна она прежде всего потому, что являет собой наглядный пример того, как вложенные ранее в песни смыслы постепенно утрачивались. Сегодня фольклорные коллективы исполняют эту песню как плясовую – весело, задорно, пляшут под нее, но изначально она не была таковой. Речь в ней идет о девушке-невесте, сидящей на камушке. Она просит снять ее с камушка маменьку, потом батюшку. В более позднем варианте – еще и милого дружка, который ее и снимает.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

А в первоначальном варианте батюшка сталкивает ее с камня – и она кричит-причитает: «У батеньки жалости не стало / Не снял меня с камушка белаго. / Одна я дочка у него была / И ту он в море утопил».

И песня эта исполнялась «жалобным мотивом», присутствующие при этом гости плакали.

Рекомендуем также: В этой игре прекрасен даже мат: увлекательная история шахмат

– Надо полагать, и «камушек» посреди моря, и горящий вокруг него камыш в песне тоже появились не случайно?

– Да. Здесь воспроизводится очень древний сюжет, уходящий корнями к переходно-посвятительным обрядам, к которым относится и свадебный, когда герой или героиня переживали символическую смерть, проходя испытания огнем и водой. Они умирали, чтобы возродиться в новом качестве. В нашем случае девушка возрождалась в новом статусе – жены. Со временем все это стало забываться.

Если не знать этого, то непонятны и обряды, которые совершались на донских свадьбах вплоть до середины ХХ века.

Повозка с молодыми проезжала через разожженный в воротах костер, в последний день свадьбы гости «заливали» горящий овин, а невесту посылали за водой.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

Обычные свадьбы наскучили

– Возможно, после выхода книги тональность многих казачьих песен, которые исполняют творческие коллективы, изменится?

– Не исключено. В первом сборнике «Донской свадьбы» не было ни нот, ни диска с аутентичными песнями. Теперь же они будут доступны читателю. И не только читателю.

Современные исполнители тоже очень нуждаются в таких записях, чтобы приобщиться к подлинным песенным народным традициям, которые сейчас во многом утрачены.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

– А молодежи будет интересна ваша книга, как думаете?

– Конечно.  Сейчас интерес к старинным свадебным обрядам велик не только со стороны фольклорных ансамблей, коллективов, но и со стороны потенциальных молодоженов, которые готовятся к вступлению в брак.

В Сети можно найти немало фирм, которые предлагают организовать свадьбу в народных традициях, в том числе «свадьбу по‑казачьи». Желающие находятся – видно, обычные свадьбы в виде банкетов уже всем наскучили...

По теме на канале: Как волгоградская Антиповка стала спортивным селом

Диана Зеленская.