Питирим Сорокин о семье

2 July

Питирим Сорокин о семье

(из книги «Питирим Сорокин: суждения и афоризмы» - автор – кандидат философских наук, эксперт Общественной палаты РК и ГБУ Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина)

·         Семья – организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер се мейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения.

·         Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. [Об- щедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.48]

·         Без здоровой семьи невозможно здоровое общество. [Отправляясь в дорогу. Речь на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета 21 февраля 1922 г. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.412]

·         Какова семья – таков и народ. [Общедоступный учебник социоло- гии. Статьи разных лет, с.50]

·         Семья является той средой, куда каждый человек попадает с мо- мента рождения. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. [Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.49] -168 –

·         Семья – первый скульптор, который формирует мягкую, как воск, неоформленную душу – ум, волю, характер ребёнка. Влияния се- мьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем. Плоха будет семья – плохими из её рук выйдут на житейский базар и её детища. Хороша будет семья – хорошими будут и её продук- ты – люди. Подтверждение этому мы находим в изучении истори- ческих судеб отдельных народов. [Общедоступный учебник соци- ологии. Статьи разных лет, c.49]

·         Вопрос об устройстве семьи для меня гораздо важнее, чем вопрос о формах правления. При плохой организации первой и плохой наследственности невозможны ни совершенное устройство обще- ства, ни здоровая общественная жизнь, ни совершенная полити ческая система. Если же при хорошей наследственности и семья будет организована надлежащим образом – будьте спокойны, такие люди сумеют создать и хорошо устроенное общество. [То, что ча сто забывается. Социология революции, c.433]

·         Я не могу не удивляться множеству русских людей, которые «весь корень зла» или «якорь спасения» видят только в политической си- стеме. Многие из них горячо «борются за свободу», «занимаются высокой политикой» и в то же время имеют из рук вон плохую се- мью, где их же дети портятся, где сами же они приготовляют пре- скверных граждан и тем самым наносят гораздо больше вреда, чем приносят пользы своей «борьбой за свободу» и «высокой поли- тикой». Оздоровление «семейного тыла» общества имеет гораздо большее значение, чем ему придают обычно. [То, что часто забыва- ется. Социология революции, c.433]

·         Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор, лепящий Socius’a из биологиче- ской особи, создавала и выпускала из своих рук индивидов со знани- ями, с волей, с энергией, полагающихся на самих себя, – эта задача доступна каждому из Вас и составляет Вашу основную обязанность. [Отправляясь в дорогу. Речь на торжественном собрании в день 103- й годовщины Петербургского университета 21 февраля 1922 г. Об- щедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.412]

·         С давних времён родители в семье были самыми эффективными учителями своих детей, а семья – самой важной школой для пре вращения новорождённых человеческих детёнышей в разумные социально-ответственные личности. Эта решающая образовательная роль выражена в изречении: «Какова семья, таково и общество». [Американская сексуальная революция, с.20]

·         Бездетные браки и семьи – это ущербные союзы, реализованные лишь наполовину. Они не только не выполняют обязанность про- должения рода человеческого, сохранения родительских семей и передачи культурного наследия от поколения к поколению, но они также не дают полноты счастливой семейной жизни, особенно ког- да супруги стареют. [Американская сексуальная революция, c.139]

·         Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменений. Её развитие не остановилось и на современных её формах. Вдумчивое изучение ряда явлений пока- зывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определённого вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные её формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. [Кризис современной семьи, c.69]

·         По мере приближения к нашему времени становятся более слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей, т.е. две основы семьи, которыми исчерпывается её содержание. [Кризис современ- ной семьи, c.71]

·         При прочих равных условиях в обществе, где семья стабильна, брак священен и продолжителен, браки между представителями разных социальных слоёв крайне редки; обучение и воспитание детей идёт в основном в семье; число других тестирующих средств невелико. Когда общество начинает воспитывать детей только в от носительно зрелом возрасте, то в таком обществе семья как тести- рующее, селекционирующее и распределяющее средство играет чрезвычайно важную роль. В таком обществе наследование сыном статуса отца – обычное и естественное дело. И, наоборот: в обществе, где семья нестабильна, браки легко разрушаются, браки между членами различных слоёв привычны; образование детей с самого раннего возраста идёт в других институтах, вне семьи, а их число относительно многочисленно, то в таком обществе семья как тестирующее и селекционирующее средство играет менее важную роль, чем в обществе первого типа. [Человек. Цивилизация. Общество, c.408]

·         Милосердие или любовь зарождаются именно дома, у колыбели беспомощного младенца. И если нет ни младенца, ни колыбели, то не может быть ни любящих и заботливых родителей, ни семейной школы обучения детей основным азам бескорыстного поведения по отношению к ближним и к миру в целом. [Американская сексу альная революция, с.25]