Как проверить будущих бизнес партнеров

14 July

чтобы уберечь себя и свой бизнес от финансовых и репутационных потерь и избежать доначисления налогов?

В настоящее время, на фоне пандемии COVID-19, экономическая ситуация в России, и в мире в целом, сильно нестабильна, что грозит бизнесу огромными потерями, в том числе при взаимодействии со своими контрагентами.

До 12 октября 2006 года проверки контрагентов проводились только чтобы уберечь себя от мошенников. При этом, эти проверки проводились выборочно и лишь в том случае, если контрагент ранее не работал с компанией. Обычно компании пытались узнать информацию о будущем партнере через знакомых или просто рассчитывали на национальный «авось», не проверяя контрагентов вообще.

После вынесения Пленумом ВАС Постановления № 53 Федеральная налоговая служба начала требовать от предпринимателей проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов. Теперь, заключив договор с недобросовестным контрагентом, вы можете получить не только финансовые потери от неисполненной или некачественно исполненной сделки, но и соответствующие финансовые и иные блокирующие бизнес санкции от налоговой.

В этой статье мы расскажем, как проверить будущих бизнес партнеров, чтобы уберечь себя и свой бизнес от финансовых и репутационных потерь.

Из статьи вы узнаете:

1. Понятие неблагонадежного контрагента и какие риски несет партнерство с ним

2. Как отличить благонадежного контрагента от мошенников

3. Как можно проверить контрагента

4. Резюме статьи

Понятие неблагонадежного контрагента и какие риски несет партнерство с ним

Неблагонадежный контрагент — это компания (ООО, АО и т.д.), индивидуальный предприниматель или самозанятый, которые не исполняют в полном объеме свои обязательства перед партнерами и государством. Они могут вести фиктивную деятельность, исполнять свои обязательства с нарушениями сроков и/или качества, не выполнять обязательства вовсе или уклоняются от уплаты налогов.

При проведении проверок в рамках налогового контроля, ФНС ссылается на свое письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ в котором говорится, что сотрудники налоговой инспекции должны уделять внимание достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке бизнес партнера и в случае, если контрагент окажется неблагонадежным, с точки зрения ФНС, и будет уклоняться от налогов, то за это накажут и вас.

Итак, какие же риски может понести бизнес при работе с неблагонадежными партнерами?

Финансовый ущерб.

Неблагонадежный контрагент может исчезнуть сразу после получения предоплаты или поставленной продукции/оказанных услуг, а ваша компания останется без денег и товара, либо с некачественно оказанными услугами/некачественными товарами.

Менеджер ООО «Рога и копыта» нашел в интернете ООО «Поставщик». Представитель поставщика предложил закупить строительные материалы по низким ценам с возможностью их поставки через 24 часа после оплаты и попросил внести 100% предоплату в размере 3 000 000 рублей. Чтобы доказать свою благонадежность, ООО «Поставщик» предъявил сайт компании, страницу в социальной сети и положительные отзывы клиентов.
Не проводя проверок контрагента, директор ООО «Рога и копыта», надеясь на экономию в закупке материалов, распорядился перечислить денежные средства. На следующий день в адрес ООО «Рога и копыта» строительные материалы поставлены не были. Через неделю безрезультатных попыток дозвониться до ООО «Поставщик», было принято решение все же проверить контрагента, в результате чего выяснилось, что в ЕГРЮЛ такой компании нет, а представитель поставщика не показывал ни паспорт, ни доверенность.

Доначисление налогов.

За сотрудничество с неблагонадежным контрагентом ФНС может доначислить вам НДС, который придется заплатить или отказать в принятии расходов по сделке, в случае применения УСН (доходы минус расходы).

ООО «Посредник» на УСН (доходы минус расходы) предоставляет консалтинговые услуги для конечного потребителя и выступает в роли посредника. В ходе своей деятельности оно оплатило консалтинговые услугу своему основному контрагенту ООО «Исполнитель», фактически выполняющему эти услуги, на сумму 2 000 000 рублей. Доход компании за год составил 5 000 000 рублей, налоговая база по УСН — 3 000 000 рублей, налог к уплате — 450 000 рублей.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля ФНС установила, что фактический исполнитель услуг ООО «Исполнитель» является неблагонадежным, и запретила учитывать в расходах эти затраты. Налоговая база составит все 5 000 000 рублей, а сумма налога — 750 000 рублей. То есть компании было доначислено 300 000 рублей налога несмотря на то, что неблагонадежный контрагент полностью исполнил свои обязательства перед ООО «Рога и копыта».

Испорченная репутация.

ФНС фиксирует все ваши взаимоотношения с контрагентами и ведет их историю. Чем чаще вы взаимодействуете с сомнительными партнерами – тем быстрее ФНС вас навестит с проверкой. Ваши бизнес партнеры могут засомневаться в вашем профессионализме, если вас часто будут обманывать мошенники, ведь это может грозить встречными налоговыми проверками или риском того, что вам просто нечем будет с ними расплатиться.

Проверяйте бизнес партнера перед любой сделкой, даже если с ним у вас длительные отношения или сумма сделка незначительная. Особое внимание стоит уделить проверке новых контрагентами. Сигналами к углубленной проверке могут быть:

· просьба о рассрочке или отсрочке платежа;

· требование о предоплате;

· отсутствие упоминаний о компании в сети интернет;

· демпинговые цены на услуги/работы/материалы;

· наличие признаков, свидетельствующих о неблагонадежности.

Как отличить благонадежного контрагента от мошенников?

Если у вашего нового или старого контрагента есть или появились эти признаки, то стоит приостановить взаимодействие и как можно скорее заняться тщательной проверкой его благонадежности.

Адрес массовой регистрации.

Это адрес, по которому зарегистрировано большое количество юридических лиц. Сведения о массовости юридического адреса есть в открытых источниках. Такие адреса продаются в интернете и нужны только для прохождения регистрации компании в ФНС. Регистрация юридического лица по такому адресу может свидетельствовать о том, что фактически компания не ведет финансово хозяйственную деятельность и существует только на бумаге. Посещать контрагента по такому адресу не имеет никакого смысла, вероятнее всего его там никогда и не было. В случае возникновения конфликта вы не сможете связаться с контрагентом, придя к нему в офис.

Одна только регистрация на массовом адресе не говорит о неблагонадежности контрагента. На таких адресах регистрируются и порядочные фирмы, которые экономят на аренде офиса или которые не внесли изменения в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса.

Массовый генеральный директор или учредитель.

Это физическое лицо, которое руководит или учредило большое количеством юридических лиц — от пяти. Зачастую учрежденные или руководимые такими лицами компании имеют несхожие направления деятельности (от торговли непродовольственными товарами до производства высокотехнологичных изделий или предоставления узкоспециализированных услуг).

Не редко в компаниях с массовым директором или учредителем деятельность обычно фиктивна, и созданы они для ухода от налогообложения и избегания ответственности для фактического собственника - бенефициара.

Компания зарегистрирована за несколько дней до сделки или заявляет о постоянных убытках.

Это типичная характеристика компаний однодневок, но это также может быть и компания новичок, которая только открылась. В данном случае отсутствует возможность проверки деловой репутации контрагента, если только компания не создана действующим предпринимателем с безупречной бизнес историей.

Отрицательные или неудовлетворительные финансовые результаты компании т.е. незначительная прибыль или убыток являются признаками неблагонадежности партнера. Компания, которая работает себе в убыток или отражает незначительные доходы высокорискованна, в любой момент может не исполнить обязательств по договору, а если у нее есть кредиторская задолженность, то вы рискуете нарваться на предбанкротного контрагента. Получить свои деньги в рамках процедуры банкротства - затея крайне сомнительная.

Также стоить обратить свое внимание на имущество компании. Наличие недвижимого имущества и основных средств — это хороший признак, а их отсутствие — еще одна причина отказать контрагенту в сотрудничестве.

Отсутствие связи с руководителем контрагента или его номинальность.

Неблагонадежные компании будут работать с вами через представителей (менеджеры, специалисты), а информацию о реальном собственнике или руководителе пытаться не разгласить. Зачастую и сам представитель будет всячески избегать подтверждения своих полномочий — забыл доверенность в офисе, потерял, постирал вместе с брюками и прочие истории.

Представители ООО «Покупатель» приехали в офис к ООО «Продавец». Представитель продавца отправил некоего сотрудника по имени Петя встретить представителей покупателя на проходную. Сотрудник встретил партнеров, проводил в переговорную комнату и молча удалился. На встрече, помимо представителей приехавшей стороны, присутствовал представитель продавца, представившийся менеджером по продажам и руководитель отдела продаж. Когда же представители покупателя попросили встретиться с генеральным директором, то услышали много историй о том, какой он занятой и что его нет сейчас в офисе. Проявив принципиальность в этом вопросе, представители покупателя все же добились встречи с генеральным директором и какого же было их удивление, когда в переговорную зашел все тот же встречавший их некий сотрудник Петя. Не будем скрывать, что ни на один вопрос представителей покупателя Петр так и не ответил. Договор между компаниями, разумеется, подписан не был, ведь генеральный директор был номинальным, что означает, что реальный собственник компании не берет на себя ответственность за ведение бизнеса, а соответственно в любой момент может отдать распоряжение не исполнять условия договора, без каких-либо для себя рисков.

Отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

На сайте ФНС есть информация обо всех Российских компаниях, независимо от размера и региона регистрации. Отсутствие таковой информации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП признак не то, чтобы недобросовестности, а мошеннической схемы, направленной на завладение вашими денежными средствами.

Важно знать, что делать выводы о благонадежности компании стоит только по совокупности вышеуказанных и иных признаков, и чем их больше, и чем они серьезнее, тем выше вероятность оказаться в проигрыше. Нужно также учитывать и специфику деятельности контрагента, для компании, оказывающей бухгалтерские услуги на аутсорсинге не обязательно иметь в собственности офис или транспортные средства, а также иметь большое количество сотрудников в штате.

Как можно проверить контрагента?

Начните проверку контрагента с запроса у него интересующих документов. Если контрагент отказывается их предоставить или тянет время, ссылаясь все на те же истории, то это так же скорее всего признак того, что намерений у партнера на сотрудничество с компанией, проявляющей должную осмотрительность, нет. Тем не менее, возможно самостоятельно получить часть документов в открытых официальных источниках. Существуют как платные, так и бесплатные сервисы для проверки контрагентов. Большей части бесплатных сайтов хватит, чтобы составить общее представление о будущем партнере, при условии, что у проверяющего есть навыки анализа информации и опыт расшифровки финансовой отчетности.

1. Сайт Федеральной налоговой службы.

ФНС предоставляет много возможностей для проверки контрагента по ИНН и другим реквизитам. Рассмотрим следующие сервисы для проверки контрагентов по ИНН бесплатно:

Сервис для получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Самый полный перечень сведений из открыто доступных. Здесь возможно проверить контрагента по ИНН и получить выписку из реестра юридических лиц и ИП. В ней отражается вся основная информация о контрагенте: дата регистрации, место постановки на учет, учредители, генеральный директор и т.п.

Сервис «Проверка контрагента». По ссылке вы можете проверить только факт регистрации ИП или юридического лица в ЕГРН, для этого нужно только ввести ИНН.

Сервис по проверке адресов массовой регистрации. Через это сервис вы можете проверить отношение юридического адреса контрагента к массовому адресу.

Сервис для поиска сведений в реестре дисквалифицированных лиц. С помощью данного сервиса можно проверить учредителя и генерального директора вашего контрагента на дисквалификацию, то есть на наличие ограничений, по решению суда, на право быть учредителем или руководителем организации. Указанные санкции применимы также и для ИП.

Сервис для получения информации о лицах, которые не могут руководить организацией. Данный сервис предоставляет сведения о лицах, которые не могут руководить или быть законными представителями конкретной организации. Также подойдет для проверки учредителя и генерального директора.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет установить факт регистрации контрагента в качестве субъекта малого или среднего бизнеса.

2. Картотека Арбитражных дел.

Содержит всю открытую для публикации информацию о судебных разбирательствах, с участием юридических лиц и ИП. Контрагента можно проверить по ИНН или его наименованию. Особое внимание необходимо уделить тем делам, где ваш контрагент выступает в роли ответчика, т.е. когда на него подали в суд. Сервис предоставляет возможность ознакомиться с судебными актами и решениями. Регулярные или массовые судебные разбирательства контрагента в роли ответчика – явный признак его неблагонадежности.

3. Банк данных исполнительных производств ФССП.

Проверить наличие у юридических лиц и ИП предъявленных к взысканию долгов можно через базу судебных приставов. Наличие такого исполнительного производства может свидетельствовать о том, что контрагент проиграл спор в суде и должен денежные средства истцу или продолжает не платить по долгам. В любом случае, взаимодействовать с тем, кто не платит по долгам вы вероятнее всего не захотите.

4. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Заключить договор с банкротом — это, пожалуй, наихудший вариант развития событий. Оспаривание сделок в судах, споры и тяжбы с другими кредиторами — это всего лишь малая часть того, что вас ждет, в случае заключения договора с банкротом.

5. Бухгалтерская отчетность компании.

Данный сервис позволяет получить бухгалтерскую отчетность контрагента в период с 2012 по 2018 годы. Для получения бухгалтерской отчетности контрагента за 2019 год необходимо воспользоваться Сервисом бухгалтерской отчетности ФНС

6. Сервис для проверки действительности паспорта.

Сервис, предоставляемый МВД, предоставляет возможность самостоятельной проверки действительность паспорта представителя контрагента, директора или учредителя.

7. Сервис проверки доверенности представителя.

Работая с представителем, представившим нотариальную доверенность на право действия от лица контрагента, не поленитесь проверить ее с помощью сервиса Федеральной нотариальной палаты, для этого просто введите номер и дату доверенности.

8. Бесплатный комплексный сервис проверки контрагентов «Rusprofile»

С нашей точки зрения, наиболее удобный бесплатный аналог платных сервисов по проверке контрагентов. «Rusprofile» комплексно проверит контрагента по ИНН или иным известным вам реквизитам. База формируется за счет интеграции на одной платформе сведений из открытых источников.

Это основные, из доступных бесплатно, сервисов для проверки контрагентов. Проверив контрагента с помощью них, вы с большой долей вероятности избежите претензий со стороны ФНС о несоблюдении должной осмотрительности.

Платные сервисы проверки контрагентов

Платные сервисы — это, по сути, агрегаторы информации из открытых и бесплатных источников с возможностью в ручном или автоматическом режиме отслеживать своих контрагентов, создавать их базу и прочее. Все сервисы примерно одинаковы, отличаются лишь форматом предоставления итоговых отчетов и инфографики. Нужно учесть, что все бесплатные сервисы способствуют проверки лишь отечественных юридических лиц и ИП. Темп не менее, за дополнительную и не малую плату, существует возможность проверки и иностранных контрагентов. Ниже мы перечислим основные платные сервисы по проверке контрагентов:

1. «Контур.Фокус».

2. «СПАРК».

3. «Прима-Информ».

Резюме: как проверить контрагента, чтобы вас не обманули, а у ФНС не было шансов доначислить вам налоги?

Проявляйте должную осмотрительность в отношении будущих бизнес партнеров, сохраняйте результаты проверок и следуйте этим простым правилам:

1. Проверяйте всех контрагентов, как новых, так и старых, перед заключением договоров, особенно тщательно, если они выставляют условия о предоплате, рассрочке или информация о компании отсутствует в интернете;

2. Внимательно следите за наличием признаков, характерных для мошенников: адрес массовой регистрации; отсутствие информации в интернете и сервисах проверки; массовый директор или учредитель; отсутствие прямой связи с директором компании; затягивание сроков предоставления документов о компании;

3. Запрашивайте документы у контрагента (бухгалтерская отчетность, ИНН, ОГРН, Устав, Документы об учреждении компании, Приказы на генерального директора и главного бухгалтера, опыт работы);

4. Подключайте к проверке контрагентов юристов и экономистов, это позволит правильно трактовать и Устав с договором и финансовую отчетность;

5. Проверьте топ менеджмент по социальным сетям. Вероятнее всего вы же хотите работать с адекватными людьми, а именно они буду принимать решение платить ли вам или отгрузить ли товар и прочее;

6. Помните, что проверка по открытым источникам информации, включая платные сервисы агрегаторы, не дает высокой степени гарантии того, что ваш контрагент фактически окажется благонадежным и способно лишь усыпить бдительность вашу и налогового инспектора. Для того, чтобы быть уверенным в своем бизнес партнере необходимо использовать и иные возможности для проверки деловой репутации и фактического финансового состояния контрагента, его собственника и топ менеджмента. В нашей практике часто встречаются кейсы, в результате анализа которых мы и приходим к такому мнению, и поверьте, настоящие мошенники понимают, что их будут проверять, и они точно знают как «нарисовать» красивую бухгалтерскую отчетность и упаковать свой псевдо бизнес. Поэтому, если вы не хотите рисковать, не хотите быть обманутым, не хотите долгие годы пытаться взыскать в суде свои деньги, которых у неблагонадежного контрагента уже нет, то пользуйтесь услугами Консалтинговой группы «Оберег». www.obereg.pro