258 подписчиков

"Москвичи". Весь модельный ряд легендарного завода.

27K прочитали
Авто
Больше по теме
История, которая началась еще в 1930-е годы была приконена в начале нулевых "эффективными менеджерами"...
История марки началась в мае 1929 года с подписания соглашения с компанией FORD о совместном строительстве завода по сборке авто. С 1930 по 1934 год «Государственный автозавод имени Коммунистического Интернационала молодежи» изготавливал легковые и грузовые модели FORD. С 1934 года на заводе была налажена сборка автомобилей ГАЗ-А. А в 1939 году начали разрабатывать проект малолитражки. Победной весной 1945 года согласно постановлению Совмина СССР на заводе был развернут выпуск авто новой марки, получившей название «Москвич», а сам завод стал именоваться МЗМА – московский завод малолитражных автомобилей. В 1969 году МЗМА вновь сменил название. Новое имя – «Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола» (АЗЛК) просуществовало до 1992 года, после чего завод был переименован в АО "Москвич" И существовал под таким названием вплоть до полной остановки конвейера в 2001 году.

Первый "народный" автомобиль. КИМ 10-50.

Работы над проектом автомобиля начались в январе 1939 года на заводе КИМ, где было организовано производство легковых малолитражек. В качестве «основы» КИМ 10–50 был взят американский FORD PREFECT с видоизмененным кузовом. Только первые чертежи и штампы деталей были изготовлены в США, а все остальное производство сосредоточилось в Союзе. Более 40 предприятий входили в технологическую цепочку по выпуску автомобиля – на заводе ГАЗ изготавливали кузова, ЗИС делал рессоры и рамы и так далее. Первые серийные образцы КИМ 10–50 сошли с конвейера в апреле 1940 года.

В начале 1941 года была выпущенная первая модификация автомобиля: КИМ 10–51. Двухдверный кузов модели был оснащен матерчатым складывающимся тентом и боковинами из брезента с целлулоидными окнами. Автомобиль предназначался главным образом для эксплуатации в южных республиках СССР. Так же было собрано 2 экспериментальных КИМ 10-52 - модели с кузовом, имевшим четыре двери.

Жизнь после войны. Слоны.

Принято считать, что славная история автомобиля «Москвич» начинается именно с модели, выпущенной в начале декабря 1946 года - "четырехсотого". Производство машин было организовано на немецкой линии Russelhime, доставшейся СССР в качестве трофея. Первое число цифрового индекса этого семейства автомобилей указывало на модель двигателя, а второе обозначало модификацию кузова. В базовой модификации 400-420 «Москвич» представлял собой четырехдверный седан, внешне являющийся почти полной копией Opel Kadett. Естественно, для запуска в серию конструкция машины подверглась некоторым изменениям. Свое название «Москвич» получил в честь 800-й годовщины со дня основания столицы СССР.

Кроме стандартного 400-420 выпускалось огромное количество модификаций "Москвичей":

1) 400-420А - «кабриолет», со скатывающейся назад брезентовой крышей. Кузовные элементы машины были усилены, но тент получился очень недолговечным и быстро перетирался в местах сгиба. Выпускался с 1949 по 1952 год.

2) 400-420М. Базовая машина была , адаптирована для нужд медицинских служб. Эти «Москвичи» были окрашены в синий цвет и имели изображения красного креста на стеклах. Модель использовалась в качестве "скорой помощи". В отделке салона применялся специальный материал, позволяющий проводить влажную уборку и дезинфекцию.

3) 400-421 - пятидверный «универсал», собранный с применением элементов из дерева. Проект так и не был запущен в серию, оставив после себя лишь чертежи и несколько опытных образцов.

4) 400-422 - фургон, собранный с применением элементов из дерева, жёсткость кузова обеспечивал усиленный пол. Использовался для инкассации и почтовых перевозок. Выпускался с 1949 по 1956 год.

"Москвич-401"
"Москвич-401"

В 1954 году на смену серии "Москвич-400" пришли автомобили "Москвич-401". Они отличались от предшественников лишь конструкцией задних дверей. Помимо этого, в 1955 году на 401-й начали устанавливать двигатель " Москвич-402". Производство "слонов" Было свёрнуто в 1956 году.

Новая эра! Маленькая "Волга" для простых людей.

Было понятно, что пора обновлять линейку выпускаемых автомобилей: "Москвичи" 400 и 401 были ужасно устаревшими моделями. На смену им в 1955 году пришла принципиально новая модель - "Москвич-402". Дизайном занимались инженеры завода ГАЗ - неудивительно, что новый автомобиль Московского завода получил все черты от более статусной "Волги" ГАЗ-21.

Первый экземпляр автомобиля сошел с конвейера в конце 1955 года. Он отличался более просторным и комфортабельным салоном с регулируемыми спинками передних сидений. На машину установили цельное лобовое и заднее стекло, а также оснастили ее передней подвеской рычажно-пружинного типа. В «базовую» комплектацию автомобиля были включены следующие опции: обогрев лобового стекла, радиоприемник, салонный обогреватель. Модель была выпущена в количестве более 87500 экземпляров и снята с производства в 1958 году.

На базе 402-й машины было создано несколько интересных модификаций:

  • "Москвич-423" - первый массовый советский пятидверный универсал. Он был выпущен в 1957 году. Багажный отсек машины, при сложенных задних сиденьях, имел габариты 1475 мм в длину и 1220 мм в ширину. Дверь багажника была выполнена по принципу калитки и открывалась в левую сторону.
  • "Москвич-410" - автомобиль повышенной проходимости, его вполне можно назвать первым в истории "кроссовером". Он имел подключаемый полный привод, кузов усиленной конструкции, видоизменённый рулевой механизм и двухступенчатую раздаточную коробку с ручным управлением. Модель получила 15-ти дюймовые шины с высоким протектором, который увеличивал ее дорожный просвет до 250 мм. Выпуск авто осуществлялся в период с 1957 по 1958 год и составил всего несколько тысяч экземпляров.
  • "Москвич-411" - результат установки кузова 423 модели на шасси от 410-й. Было выпущено порядка тысячи автомобилей этой конфигурации.

Шло время, 402 модель "Москвича" требовала обновления. Оно произошло в 1958 году: машина получила новый мотор с верхним расположением клапанов и головкой блока цилиндров из алюминия. При объеме 1360 "кубиков", агрегат выдавал мощность 45 л. с. В начале 1959 года на 407-й стали устанавливать четырехступенчатую КПП, а чуть позже – задний мост гипоидного типа.

«Москвич 407» имел неплохую репутацию за рубежом – более 50% автомобилей шли на экспорт. Причем модель пользовалась спросом не только в странах «соцлагеря», ее активно приобретали и "капиталисты": финны, норвежцы и французы. На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан удостоился золотой медали.

Как и его предшественник, 407-й имел ряд модификаций:

  • "Москвич-430" - цельнометаллический фургон, грузоподъемностью до 250 кг, увидел свет в 1958 году. Кузовные панели с модели 423Н были установлены на базу 407-го, задняя дверь машины могла иметь остекление.
  • "Москвич-423Н" - модернизированная версия автомобиля "Москвич-423", получил новый двигатель и улучшенное оформление экстерьера.
Еще в 1959 году на МЗМА началась разработка новой модели базового седана под условным обозначением «автомобиль 1963 года» — по планируемому времени запуска в производство.

Этим автомобилем стал "Моквич-408", но пока машина не была готова к серийному производству на ЗМА изготавливались "переходные" "Москвич-403". Машина имела кузов и мотор от 407-го, а тормозная система и подвеска принадлежали перспективному «Москвичу 408». Этот «гибрид» был оборудован гидроприводом сцепления, подвесными педалями, рулевым колесом новой формы и стеклоомывателем. С 1962 по 1965 годы было выпущено более 105000 экземпляров данного автомобиля.

Так же выпускались модификации:

  • "Москвич-432" - цельнометаллический фургон, грузоподъемностью до 400 кг.
  • "Москвич-424" - точная копия автомобиля «Москвич 403», но только с кузовом универсал.

Неизвестные страницы. Экспериментальные машины.

"Москвич-444"

"Москвич-444" - по сути, этот автомобиль был предсерийной версией "Запорожца"
"Москвич-444" - по сути, этот автомобиль был предсерийной версией "Запорожца"

Первый автомобиль этой модели сошел с конвейера в 1957 году. Своим внешним видом и конструкцией агрегатов машина обязана итальянскому FIAT-600. Ранние образцы авто оснащались двухцилиндровым мотором МД 65, имевшим объем 650 см3. Впоследствии "Москвич-444" планировалось оборудовать более мощным V-образным двигателем объемом 745 см3, но он пошел в серию уже на другой модели. Несколько опытных образцов с опускающимися стеклами и отражателями на задних фонарях были собраны в начале 1959 года. Тогда же конструкторы МЗМА, совместно с проектировщиками Запорожского автозавода, стали готовить выпуск машины в серию. Позднее чертежи и вся проектная документация по автомобилю были переданы украинским инженерам, а модель увидела свет под всем известным именем "Запорожец" ЗАЗ 965.

"Москвич-415/416"

Мысль о производстве малолитражки повышенной проходимости давно не давала покоя руководству советского автопрома. Наконец, в 1958 году, замыслы воплотились в двухдверном автомобиле с жесткой лонжеронной рамой. Подвеска и мосты новой машине достались от "Москвич-410". Выпускались два варианта машины - с верхом из брезента (415) и металла (416). Эта, в принципе, неплохая идея постепенно "умерла" в силу целого ряда обстоятельств, а малолитражного внедорожника мир дождался лишь к 1977 году, когда появилась ВАЗ-2121 "Нива".

"Москвич-2150"

Экспериментальный "Москвич-2150" - на испытаниях он был конкурентом ВАЗовской "Нивы"
Экспериментальный "Москвич-2150" - на испытаниях он был конкурентом ВАЗовской "Нивы"

Машина существовала в виде двух прототипов, разработанных инженерами завода в 1976 году, для развития проекта по созданию собственного внедорожника. Один вариант авто имел цельнометаллический кузов, а другой был покрыт брезентовым тентом. Все агрегаты и детали опытных образцов были позаимствованы у 412-й модели.

В ногу со временем! Семейство 408-412.

«Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич».
"Москвич-408" и по сей день выглядит очень стильно...
"Москвич-408" и по сей день выглядит очень стильно...

Разработка машины, выглядевшей очень свежо и элегантно для своего времени, началась еще в 1959 году, а ее выпуск был налажен осенью 1964-го. Автомобиль, сохранив основные габаритные размеры практически аналогичными своим предшественникам, получил более длинную колёсную базу и полностью новый, более низкий и элегантный кузов современной формы, с более просторным и комфортабельным салоном, отличной обзорностью с места водителя и более рациональным расположением пассажиров. Стал немного мощнее двигатель, за счёт чего несколько улучшились динамические качества, заметно улучшились ходовые кондиции — устойчивость и управляемость. Тормозная динамика по сравнению с последними моделями предыдущего поколения осталась примерно на том же уровне, однако надёжность работы тормозной системы была повышена, а объём работ по техническому обслуживанию — сокращён за счёт «самоподвода» колёсных тормозных цилиндров.

Среди основных модификаций 408-го москвича можно выделить:

  • "Москвич-426" - универсал впервые сошла с конвейера в 1967 году. Дверь багажника машины была двустворчатой, но в 1972 году ее заменили одинарной, откидывающейся вверх. Грузоподъемность автомобиля составляла 400 килограмм.
  • "Москвич-433" - цельнометаллический фургон, отличался цельными задними крыльями и гофрированными панелями на месте окон. Авто по традиции выпускалось в трех модификациях (для продаж за рубежом, жаркого климата и дорог с правосторонним движением), а с 1976 года его заменил «Москвич 2733» с новым кузовом.

Новая, более мощная и престижная модель, ставшая преемницей «Москвича 408», впервые сошла с конвейера осенью 1967 года. Автомобиль оснащался новым, более мощным, верхнеклапанным двигателем "УЗАМ-412" объемом 1,5 литра, синхронизированной КПП и двухконтурными тормозами с вакуумным усилителем.

"Москвич-412ИЭ" - в 1969 году кузова моделей 408 и 412 претерпели некоторые видоизменения, необходимые для сертификации автомобиля в Европе. Была повышена пассивная безопасность автомобилей.
"Москвич-412ИЭ" - в 1969 году кузова моделей 408 и 412 претерпели некоторые видоизменения, необходимые для сертификации автомобиля в Европе. Была повышена пассивная безопасность автомобилей.
В первые годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. В продвижении на мировом рынке важную роль играла слава, завоёванная «Москвичами» в международных ралли на рубеже шестидесятых и семидесятых годов.

Автомобиль имел несколько серийных модификаций:

  • "Москвич-427" - универсал, выпущенный в 1967 году, стал продуктом «слияния» кузова 426-й модели и двигателя «Москвич 412». Модернизированная версия авто с индексом ИЭ производилась в экспортном, «южном» и «праворульном» исполнении. Машина принимала участие в авторалли Лондон – Мехико, проходившем в 1970 году, а в 1976-м уступила место на конвейере новой модели 2137.
  • "Москвич-434" - Машина была точной копией своего предшественника, отличаясь от него более мощным мотором от 412-й модели. На замену ей в 1976 году пришел фургон 2734, который имел видоизмененный кузов.

Попытки удержаться на волне... "Сороковой"!

К середине семидесятых годов АЗЛК оказался в трудном положении. Базовая модель "Москвич-412" быстро устаревала, стремительно теряя спрос на валютных рынках. Работы над модернизацией были начаты в 1975 году. С самого начала велась модернизация кузова для обоих семейств: «Москвич-1500» и «Москвич-1360», являвшихся логическим продолжением хорошо известных и давно производившихся моделей М−412 и М−408. Агрегаты и узлы базовых машин, за исключением силового агрегата, предусматривались одинаковыми.
"АЗЛК-2140" - он же "Сороковой"
"АЗЛК-2140" - он же "Сороковой"

В 1976 году с конвейера сошли модели-близнецы: "Москвич-2140" (оснащался двигателем М-412) и "Москвич-2138" (оснащался двигателем М-408), они выгодно отличалась от более ранних автомобилей марки своим оснащением – передними дисковыми тормозами с вакуумным усилителем, обновленным салоном с подголовниками на сиденьях и современной системой рулевого управления. Во внутренней отделке салона применялся заменитель кожи, а световую сигнализацию машины дополняла система «аварийных» сигналов. Именно начиная с этой модели в палитре советских автомобилей появились цвета типа "металлик". Было выпущено около 20 модификаций авто общим тиражом более 818 тыс. экземпляров. Машину сняли с производства в 1988 году.

Закономерно, данные автомобили имели широкий ряд серийных модификаций:

  • "Москвич-2137/2136" - универсалы на базе автомобилей "Москвич-2140/2138"
  • "Москвич-2140-117" (он же "Москвич-2140SL") - "люксовая версия", получил новую отделку салона, более крупные задние фонари со стёклами из инновационного поликарбоната, более широкие пластиковые бампера (впервые использованные в СССР) с хромированными накладками и молдинги.
  • "Москвич-2315" - пикап, собиравшаяся мелкими партиями с 1984 по 1988 годы на базе бракованных кузовов седан и универсал.
  • "Москвич-2734/2733" — коммерческие фургоны. Производились в 1976—1981 гг.

Новое время! Новая платформа!

В 1970-ых годах на АЗЛК начались разработки перспективной модели, которая должна была заменить на конвейере 2138- и 2140-ые Москвичи. Проектирование новых авто на базе предыдущих не увенчалось успехом, и на заводе решили создавать принципиально новую машину на принципиально новой платформе. Сборка автомобиля с кузовом хетчбэк и приводом на передние колеса началась в 1986 году.

Принципиально новая машина отличалась более обтекаемой формой кузова, существенно уменьшавшей сопротивление воздуха при движении, заднее стекло машины не забрызгивалось грязью. Автомобиль «Москвич» в данной модификации выпускался вплоть до 1998 года, после чего ему на смену пришла модернизированная версия 2141–02, которая стала называться «Святогор». Впоследствии производство обеих этих машин было заменено сборкой нового седана «Москвич 2142».

На базе переднеприводного семейства выпускалось бесчисленное множество модификаций, но все они были экспериментальными, либо же малосерийными. Если хотите большую статью про эти редчайшие образцы автомобильной техники - пишите об этом в комментариях.

В 1990 году публике был представлен первый образец седана на базе "Москвича-2141". Производство седана планировалось начать в 1992 году, после освоения серийного выпуска новых двигателей 414-ой серии – на этом особенно настаивал Генеральный директор АЗЛК В.П.Коломников, категорически не желавший повторить недавнюю ошибку с выпуском нового автомобиля «Москвич-2141» с устаревшими двигателями. Уже к концу 80-ых годов модель «2142» рассматривалась как новая базовая модель с модернизированным интерьером и шасси. Но в серию сей проект не пошел. А в 1998 году "Москвич-2142" обзавелся множеством модификаций, при этом он был по сути несуществующим проектом.

Подписывайтесь на канал!
Переходите в наш инстаграм!
Оставляйте ваши комментарии!