Всё познаётся в сравнении или Для чего нужен анализ конкурентов

17 July 2020
Как часто вы проводите анализ конкурентов?
Как часто вы проводите анализ конкурентов?

Один из двигателей прогресса - взгляд по сторонам, сравнение и попытка стать лучше окружающих. Так и в бизнесе - без конкуренции нет прогресса.

Замечали, как работают компании, которые являются монополистами? Они чувствуют себя более вольготно, нежели те, кто сражаются за рынки как гладиаторы в Колизее. Вспомните Почту России лет эдак 10 назад (лицо-рука), когда рынок курьерских услуг в России только развивался - и поймёте, о чём я.

Некоторые владельцы бизнесов думают, что оглядываться на других - это слабость, “мы не такие”, “мы не воруем идеи” и пр. Но анализировать работу коллег по рынку - жизненно важная составляющая стратегического развития, способ отслеживать тренды и опережать их (вы всегда можете взять какую-то задумку и реализовать её по-новому, гораздо лучше).

Давайте разберём, для чего же нужен анализ конкурентов:

  • Понимание своих слабых сторон и зон роста. Если у конкурентов на порядок удобнее, современнее сайт и выше качество продукта, это повод крепко задуматься и главное - начать улучшения у себя.
  • Осознание своих достоинств. В то же время, становится понятнее, где вы выигрываете. Если сервис у вас круче, то нельзя сбавлять обороты - продолжайте делать ставку на него. Это ваше конкурентное преимущество.
  • Выигрышное позиционирование. Обязательное условие успеха компании - уникальность. Важно понять, чем вы отличаетесь от конкурентов и делать на этом акцент.
  • Идеи для развития. Речь не о промышленном шпионаже и о бессовестной краже фишек конкурентов. Но посмотреть, адаптировать под свой бизнес новые приёмы - это практика распространённая и очень продуктивная.

Каким образом провести анализ конкурентов?

Конечно, крупные компании проводят большие маркетинговые исследования, нанимают дорогостоящие агентства или содержат свои штаты аналитиков. Для малого или среднего бизнеса это может быть не по карману, вместе с тем грамотный анализ своими силами (будь он сделан маркетологом, РОПом или кем угодно ещё) не менее ценен. Нужно обратить внимание на несколько пунктов:

  • Список компаний для анализа. Он может формироваться из обратной связи клиентов (от кого они приходят и у кого ещё покупают), опубликованных ТОПовых списков, сайтах с отзывами и рекомендациями (zoon.ru, yell.ru и подобные) и поисковых систем. Нужно брать минимум 15 компаний, оптимально 20-30 компаний, работающих в той же нише, что и вы.
  • Критерии анализа. Обязательно оценить компанию по значимым для клиентов критериям, о которых я писала отдельно. Также очень важно понять, насколько большая у конкурентов продуктовая матрица (как много продуктов они могут предложить) и как они с ней работают.
  • Анализ с точки зрения клиента. Мало просто посмотреть сайт, изучить цены и ассортимент. Нужно позвонить, разузнать о товаре, возможно даже сделать заказ как реальный покупатель. Это даст полноту пользовательского опыта и понимание удобства работы с компанией для клиента.
  • Фиксация результатов. Самое банальное - сделать табличку в Excel, расписать в столбцах критерии анализа, а строчками сделать конкурентов. Даже такая простая таблица даст системное понимание ситуации.
  • Эмоциональная отстраненность. Вполне возможно, вы захотите расстроиться, что конкурентов слишком много, и подписчиков в Инстаграм у них больше, и котики на подарочных пакетах симпатичнее ваших. Помните: анализ конкурентов и сравнение нужен не для того, чтобы разочаровываться и гнобить себя и своих сотрудников, а для РОСТА и РАЗВИТИЯ!

Анализируйте, делайте выводы и становитесь лучше для себя и своих клиентов!