INTILED
59 subscribers

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»

Микеланджело Буанарроти — известный живописец из Италии, мыслитель эпохи Возрождения, гений архитектурных и скульптурных работ, Высокого Возрождения и раннего периода барокко. Невероятный долгожитель своего времени, он прожил 89 лет и за свою жизнь застал 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на святом престоле.

Ранние годы

Микеланджело родился в 1475 году в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони, в тосканском городке Капрезе, близ провинции Ареццо, где его отец занимал должность подеста — главы итальянской средневековой администрации.

Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена, измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 году, едва Микеланджело исполнилось 6 лет. В 1485 году отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно, которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью в городе Сеттиньяно. Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик впервые познакомился с глиной и взял в руки резец.

Чтобы юный художник получил образование, его определили в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во Флоренции. Но ученик из него оказался не самый прилежный. Строптивый нрав, рассеянное внимание. Мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.

Первое признание

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»

Микеланджело удается убедить своего отца в том, что его настоящее призвание — быть художником, он отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо, где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра под названием «Мучения святого Антония».

Мартин Шонгауэр «Мучения святого Антония»
Мартин Шонгауэр «Мучения святого Антония»

В 1489 году юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни, организованную под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного, правителя Флоренции. Лоренцо, будучи покровителем деятелей искусства, имел зоркий глаз на неограненные алмазы, заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое крыло, помогая развивать способности и получать дорогие заказы. Имя Микеладжело звучит все чаще и громче.

Лоренцо Великолепный
Лоренцо Великолепный

На протяжении всей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап. Период его творчества нашел свой рассвет и в Болонье, но мы перейдем сразу к Римскому периоду, делая акцент на его работе со святым престолом

Микеланджело и Римский престол

Собор Святого Петра, Ватикан
Собор Святого Петра, Ватикан

25 июня 1496 года Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса и знаменитую Пьету (момент оплакивания Христа).

Мраморная Пьета «Оплакивание Христа» высотой 1 м 74 см является первой из 4-х пьет, созданных мастером. Оригинал находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. Работа предназначалась для гробницы кардинала Жана Билэра де Лагрола, который дал Микеланджело год, чтобы уложиться в срок. Но на создание шедевра ушло два года, скульптура была закончена в 1499 году. По проработанности деталей и полноте образов это самая лучшая работа мастера.

Скульптура «Пьета»
Скульптура «Пьета»

Скульптура пьяного бога вина из мрамора «Бахус» высотой 2 м 3 см создана в 1947 году. Бог изображен с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове. Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере, который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 году статую выкупило семейство Медичи — флорентинские ценители искусства, наставники Микеланджело . Сегодня на нее можно посмотреть во Флоренции.

Скульптура «Бахус»
Скульптура «Бахус»

Сикстинская капелла

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»

Чтобы в полной мере проникнуться гением Микеланджело нужно своими глазами увидеть Сикстинскую капеллу в музее Ватикана.

История этого заказа особенная. Сначала Папа Юлий II заказал создание собственной гробницы. Слава Микеланджело, величайшего итальянского скульптора, не ускользнула от внимания Юлия II. Должность главного архитектора Ватикана в 1505 году занимал флорентиец Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело. Сангалло активно привлекал своих коллег-земляков на службу к папе, дабы они создавали прекрасные шедевры для понтифика. Микеланджело также получил приглашение от имени папы римского прибыть в Рим.

Папа желал с помощью Микеланджело обеспечить себе бессмертие. Он предоставлял скульптору неограниченные средства и материалы, не стесняя его творческую фантазию. Микеланджело добыл мрамор в невероятных количествах. И уже собирался приступить к работе, как вдруг услышал, что папа не хочет оплатить стоимость мрамора. Когда он явился к Юлию II, его не впустили, объявив, что таков приказ самого папы.

Понтифик за время отсутствия скульптора охладел к проекту своей гробницы и прекратил финансирования работ. Он решил заново построить собор Святого Петра, так, чтобы этот храм, твердыня католической церкви, стал самым грандиозным и великолепным во всем христианском мире. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда.

Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. «Сикстинской капеллы» папа Юлий II отдал мастеру после их примирения.

Папа Юлий II
Папа Юлий II

«Сотворение Адама» является самой известной и красивой фреской капеллы. Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.

Сотворение Адама
Сотворение Адама

Фреска «Страшный суд» — представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело. Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 году. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»
Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»
Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол

«Всемирный потоп» — первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 году. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.

«Всемирный потоп»
«Всемирный потоп»

«Ливийская сивилла» — грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши.

«Ливийская сивилла»
«Ливийская сивилла»

Что касается фрески «Отделение Света от Тьмы», то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы. А как же, ведь в центре сюжета — Саваоф, созидающий небесные светила и затем отделяющий их друг от друга, таким образом являя миру день и ночь.

«Отделение Света от Тьмы»
«Отделение Света от Тьмы»

В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте. Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника. Однако козни не смогли избавить творца от участи судьбы. Через 40 лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте. В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело монументальность, которую мы созерцаем до сих пор. Примечательно, что за свою работу мастер не взял никаких денег.

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»

Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он пробовал себя в качестве поэта. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.

Еще один интересный факт из творчества Микеланджело:

Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» называют «Синдром Давида»

Поистине гениальный человек, который вписал свое имя в вековую историю!

Микеланджело Буанарроти: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его»