Насколько сложна работа актера

1 February

Вы можете часто и много слышать от разных актеров до чего сложна их профессия. Будь ты на репетиции театра или на съемочной площадке, везде тебя ожидает переутомление, изматывание психики и прочие сложности. Расскажу как есть.

Для начала нужно понимать, что сама профессия полна разочарований. Люди мечтают об одном. но когда получают желаемое, узнают, что оно приходит с массой побочных эффектов. Однако насколько это соотносимо с тяжестью актерского труда?

Возьмем отправной точкой знание того, что быть мастером непросто в любой сфере, будь то актерское ремесло или столярное дело. Будем сейчас говорить в плане тяжести труда, как о "средней температуре по больнице". Тогда нужно признать, что не мастера - рядовые актеры - свою душу в клочья не рвут. Они работают на актерской механике. То есть во время работы они не входят в состояние настоящего проживания , которое обеспечивает не только работа сознания, но и подсознания. В этом случае, так называемый, "актерской аппарат" включается на полную мощность и требует огромного количества энергии. Когда мы смотрим спектакли с подобной самоотдачей, нас пронимает до глубины души. В общем, катарсис и чудо искусства случаются. Насколько это часто происходит? Довольно редко.

Большинство актеров работают не затрачиваясь. У них есть своего рода "накатанные колеи": штампы, ходы, уловки и прочие манипуляции в отношении зрителя. Тут еще вот какой есть интересный момент. Когда актер, к примеру, играет истерику с заламыванием рук, то он халтурит, поскольку просто распускает себя, бросая несколько уровней внимания. Нам кажется, что человек тратит невероятные усилия, на деле же они ничего не стоят. Чтобы пояснить данную ситуацию точнее, мне нужно рассказать о правильном понимании актерского "действия". Этому я посвящу отдельную статью. А пока что приведу пример из жизни, чтобы вы точно убедились в мнимой тяжести актерского труда.

Начинающие актеры очень часто нуждаются в деньгах. Так было и в моем театре. Мои коллеги по цеху хватались за любую подработку. Сам я тоже не чурался возможности подзаработать. В Питере у меня были знакомые из строительной сферы и однажды они предложили подхалурить на установке окон. Я прихватил с собой двух молодых актеров. В субботу мы прибыли на место к строящемуся 17-этажному панельному дому. Мои друзья-строители взяли на себя самое сложное: непосредственно монтаж стеклопакетов в оконные проемы. Мне и двум актерам предстояло разносить эти стеклопакеты по этажам. Заранее пластиковые окна грузчики поднимали по лестницам и оставляли у выхода с лестничной площадки. На первый взгляд ничего сложного, бери стеклопакеты и неси к оконным проемам. Ну и смотри по сторонам, чтобы не свалиться с 14-го этажа.

Моих коллег-актеров хватило на полчаса. Стеклопакеты оказались тяжелыми, брать их было неудобно. Выяснилось, что театральная братия не приспособлена к рутинному физическому труду. К концу первого часа работы оба актера стали ныть, сокрушаясь, до чего же тяжела оказалась подработка. Ребята из строительной бригады не могли поставить этих нытиков на монтаж. Во-первых, это было ни чуть не легче, а даже наоборот. Во-вторых, требовалось какая-никакая квалификация.

Тогда актерам было поручено самое простое дело - проклеивать зазоры между стеклопакетами и оконными проемами специальной лентой. Хватило тружеников театра на полтора часа. При том работали они с перерывами, то и дело приседая передохнуть. Не дождавшись обеда, оба работника свалили. Я остался один и до позднего вечера помогал парням-монтажникам растаскивать окна по этажу и после долго в одиночку ходил заклеивал швы лентой.

Та история убедила меня, что работа актера далеко не самая сложная. Когда мне приходится слышать, до чего же трудно порой бедным актерам в костюме и гриме часами ждать своего выхода на площадку, я скептически ухмыляюсь. Ну да, как же. Вас бы на месяц на стройплощадку. А лучше в забой.