Вот зачем я это пишу. Ну скажите мне, зачем я сейчас вот это пишу...
Теперь читатели будут думать, что мне интересна тема дореволюционной России, родители мои — что я страдаю ерундой, алгоритм Дзена — что я являюсь поклонницей мистических ретро-детективов (как-никак, уже четвертая статья, посвященная представителям этого жанра).
Ни то, ни другое, ни третье.
Однако, всем здравствуйте.
Сегодня у нас на повестке дня — весьма необычное литературное произведение.
Где я эту книжечку откопала?
Отвечаю: на Яндекс. Дзене. Такие занятные рецензии были на эту книгу, что я прямо-таки заинтересовалась. Да и обложка привлекла мое внимание.
Год: 2018.
Страна: Украина.
Жанр: мистика, исторический детектив.
Сюжет: Константин Алексеев, известный промышленник и актёр-любитель, приезжает в губернский город Х. Здесь умерла старая гадалка Заикина, которая ни с того ни с сего завещала Алексееву свою квартиру. В день приезда также происходит загадочное ограбление банка: убит кассир, убийца скрылся. На квартире Алексеева уже ждут, и с этой минуты ни одна мелочь, ни один нюанс не окажется случайностью, пустым совпадением. Ах да, еще один пустяк: на дворе подходит к концу XIX век. Новый роман Г. Л. Олди историчен и фантастичен одновременно, насквозь пронизан реалиями времени и вечными проблемами...
Дальше спойлеры пойдут. Простите меня, Олди, но я никак не могу без них.
И сразу целевую аудиторию пропишу.
ЦА: преимущественно женская, возраст — 21+.
Кому подойдет:
- тем, кому нравятся неспешные атмосферные книги/фильмы/сериалы "про девятнадцатый век";
- тем, кому нравятся детективы Бориса Акунина (схожая подача материала);
- тем, кому нравятся произведения Гоголя, Чехова, Булгакова (очень много отсылок);
- тем, кто любит театр и всё, что связано с ним (без комментариев).
Кому не подойдет:
- тем, кто не любит, когда произведение перегружено мелкими подробностями (здесь это не "размазанность", а "фишка" произведения);
- тем, кому хочется больше детективной интриги (про детектив скажу позже);
- особо впечатлительным, беременным и детям до 16 лет;
- тем, кого может отпугнуть мистическая составляющая (ну меня-то мистикой не очень-то и спугнёшь, я — улан-удэнка).
Надеюсь, не забыла ничего.
Теперь поехали)
Заочное знакомство с книгой
Из рецензий мне удалось ознакомиться с основными сюжетными поворотами.
О том, что город Х — это дореволюционный Харьков (вот-вот, а я-то поначалу грешила то на вымышленный Затонск, то на реальный Верхнеудинск), что в книге будет много референсов к русской классической литературе (упоминались отсылки к роману "Мастер и Маргарита"), и о том, кто таков Константин Сергеевич Алексеев, узнала я тоже оттуда.
Сама бы я вряд ли об этом догадалась.
Что ж, самое время расширить свой кругозор)
О высоком искусстве и обо мне
Сколько раз за свою жизнь я была в театре? Кажется, не больше четырех.
И это были те редкие случаи, когда моим культурным родителям удавалось меня туда затащить🤣
На вопрос: "Тебе понравилось?" они получили примерно такой ответ: "Да, конечно, всё очень красиво, но я человек деловой, учеба/дом/подработка на первом месте, мне как бы не до развлечений, и вообще мне больше как бы покушать нравится..." Что поделать, моё раннее детство пришлось на конец девяностых... со всеми из этого вытекающими.
Может, если бы меня начали приобщать к высокой культуре с "младых ногтей", я бы не была сейчас настолько неотесанной... Ну да ладно.
С другой стороны, "пообтесаться" никогда не поздно. Ту же русскую классическую литературу я в свое время.. не очень-то и любила (про то, как я изменила к ней свое отношение, я уже говорила в одной из прошлых статей). Однако же, я отвлекаюсь. Перейду к обсуждению книги.
На что похоже
Как я уже говорила, многие рецензенты писали уже о явном закосе под "Мастера и Маргариту". Кроме этого, я бы еще отметила сходство с гоголевской "Страшной местью" (элементы ужастика явно позаимствованы оттуда), а из сериалов — с "Анной-детективом" (близкий жанр, близкий временной отрезок, уютная самобытность и большая смысловая нагрузка при относительно простом сюжете).
О диалогах и не только о них
Помнится, в своей прошлой статье я развела многостраничное нытьё недовольство по причине того, что в большинстве современных ретро-детективов герои общаются на современном [нам] языке.
Так вот: здесь этого не будет)
Здесь весь текст книги буквально пропитан духом того времени.
Слог очень схож с произведениями Бориса Акунина.
Как будто специально под меня написано: "на вот, держи, смакуй, погружайся в этот интересный мир, бултыхайся в свое удовольствие..."
Погружение оказалось приятным. Сочно, вкусно и красиво.
Неожиданно цепляет.
О мистике
Из мистики: примем тот факт, что во вселенной этой книги существуют некие "нюансеры", которые посредством перестановки различных предметов влияют на человеческие судьбы.
Момент достаточно спорный ("любая домохозяйка может сделать такую перестановку") и немного наивный.. ну ладно, хорошо. Принимается.
Ближе к концу еще начинается что-то психоделическое, но в целом мистическая часть вышла достаточно слабенькой (а детективная — еще слабее, но не это здесь главное).
О персонажах
Константин Сергеевич Алексеев
Примерный семьянин, талантливый актер, режиссер и предприниматель.
Назвать его главным героем было бы с моей стороны некорректно,
ведь он — "всего лишь один из невольных участников разразившейся драмы" (ц).
Везде и во всем видит театральные мизансцены и мысленно их выстраивает (со стороны это выглядит, как слом четвертой стены, но при этом для него это является привычным делом, как для меня — целевую аудиторию прописывать). Мечтает стать по-настоящему знаменитым и познать все тонкости театрального искусства.
С трудом разрывается между своей работой, семьей и театром (и здесь я его прекрасно понимаю, ведь ваша покорная на текущий момент разрывается между своей учебой, семьей, мелкими подработками и двумя развивающимися блогами, которые не приносят никакой пользы, а только время драгоценное отнимают. Много раз клялась их забросить, да всё ни в какую... Оказывается, не только у меня есть такая проблема)
Периодически раздражали его "деревянность" и рефлексия, но.. это ведь и мои недостатки тоже.
Короче, я нашла здесь персонажа, которому буду сопереживать.
Михаил Хрисанфович Суходольский
(известный под прозвищем Миша Клёст)
Грабитель и душегуб.
Достаточно яркий персонаж. Интересный. Харизматичный.
Поначалу ему сопереживать нисколечко не хотелось, но вскоре я начала сочувствовать даже ему.
Второстепенные герои тоже субъекты весьма колоритные.
С некоторыми из них познакомлю:
В процессе чтения
Что мне понравилось в книге больше всего: вкусное описание еды (простите за каламбур), и то, что здесь нету никакой романтизации криминала (мои аплодисменты 👏).
"Подмигивание современности" (ц), то бишь затрагивание актуальных тем, конечно, иногда мелькает, но особого отторжения у меня не вызвало.
Иллюстрации просто прекрасны.
Честно сказать, в плане иллюстраций мне плохо повезло, ведь в найденной мною электронной версии книги их нет (но зато она мне досталась бесплатно).
Картинки пришлось отдельно в интернете находить.
Читаю внимательно.
Стараюсь не упустить из виду ни одну мелочь.
Параллельно ищу в тексте ляпы (после предыдущих статей у меня уже привычка нехорошая сформировалась — искать, где "еръ" в конце забыт, и тому подобное).
Не нахожу пока.
Периодически сюжет начинал сильно провисать, хотелось бросить уже. Но затем я втянулась. Зацепило.
Затянуло.
Затянуло-затянуло-ЗАСОСАЛО!
Короче, пропал человек.
Читаю запоем. Читаю до часу ночи.
Несколько фрагментов из книги здесь приведу:
Письмо, думал Алексеев. Моё письмо Королёву и Щербакову, старшинам Охотничьего клуба в Москве. Мы собирались играть у них спектакль, я ставил условия. «Генеральная репетиция, а вместе с ней и спектакль отменяются…» Тысяча условий, миллион подробностей. Старшины ворчали, упрекали меня в мелочности, придирчивости, называли дятлом и буквоедом. Я думал: режиссёр. Эти, здешние, говорят: нюансер.
А это вот возьму себе на заметочку (о мискасте):
...Росси, если судить строгими законами логики, был здесь вообще ни при чём. И всё же… Мал ростом, вспоминал Алексеев. С отвислым брюшком. Крашеные усы, широкие крестьянские ладони. Лицо в морщинах. С этими данными, уже старик, Росси играл Ромео. Он и не пытался изображать юношу, но как он рисовал внутренний образ! Нюанс за нюансом, подробность за подробностью… Это была не игра, это была откровенная дерзость. В сцене у монаха Ромео катался по полу от боли и отчаяния. Ромео? Юный Монтекки?! Катался старик с круглым брюхом, и ни одна сволочь в зале не рискнула засмеяться...
И это тоже (о саморазвитии):
«Все эти побрякушки нужны там, где нет актера. Красивый широкий костюм хорошо прикрывает убогое тело, внутри которого не бьется артистическое сердце. Он нужен для бездарностей, но вы в этом не нуждаетесь. Бог дал вам всё для сцены, для шекспировского репертуара. Теперь дело за вами. Нужно искусство…»
Я заледенел, вспомнил Алексеев. Лучше бы он меня ударил.
«Оно придет, конечно, – подсластил пилюлю Росси. – Да, я полагаю, что оно придёт, рано или поздно…»
«Но где учиться искусству? Как, у кого?»
«Если рядом с вами нет великого мастера, которому можно довериться, я могу рекомендовать только одного учителя.»
«Кого же? Кто это?!»
«Вы сами.»
О недостатках
Недостатки тут тоже есть. Перечислю, что мне удалось найти:
- Достаточно слабая детективная линия (ожидала чуть большего);
- Чуток все-таки растянуто (на мой взгляд). И концовка размыта;
- Незначительная "лубочность" (не сильно заметно, но.. на любителя);
- Несколько сюжетных несостыковок (ладно, примем за фэнтези);
- А букву "еръ" в конце один раз всё-таки забыли (но ничего страшного, на сюжет это не повлияло).
После прочтения:
- я открыла новую для себя территорию 😉
Ох и сдается же мне, что с этой книги начнется мое серьезное увлечение театром. Вот уж чего-чего от себя не ожидала...
Жди меня, драмтеатр, до конца карантина)))) - у меня кругозор заметно расширился. Еще парочка таких книг, и я смогу более-менее достойно поддержать разговор со своими культурными образованными родителями. А это дорогого стоит)
- попыталась прочесть "Потонувший колокол". Пока не осилила.
- биографию Константина Алексеева загуглила. И еще узнала о том, что Евлалия Кадмина — тоже реальный персонаж, а не вымышленный;
- мне захотелось поразмышлять о том, как, казалось бы, незначительные действия способны изменить жизнь человека навсегда... почему-то вспоминается рассказ Стива Джобса о соединении точек.
- хочу очень экранизацию. Ну вот читала и прямо представляла в роли кассира Лаврика — Дмитрия Лысенкова, Елизаветы Заикиной — Анну Варпаховскую, Юрия Алексеева — Антона Хабарова...
Хотя, конечно, это уже несбыточная мечта, во-первых, потому что съемки костюмного сериала — вообще процесс затратный, а во-вторых, потому что целевая аудитория проекта будет достаточно узкой. Ну максимум горсточка неглупых образованных людей "старой закалки", смотрящих фоном ТВ-3/ТВЦ (нужное подчеркнуть). - расставила для себя основные жизненные приоритеты. И да, канал этот всё-таки не буду забрасывать...
- приберусь наконец в своей комнате. А то бардак развёлся, хоть из дома убегай🏃♀️
Но сначала завершу статью ответом на свой традиционный вопрос: о чем это вообще, в чем смысл мною прочитанного.
Многие рецензенты считают эту книгу "романом о всепрощении".
Конечно, это тоже имеет место, но (как мне лично кажется) в книге речь идет немножечко о другом.
А именно: о том, что даже самое, казалось бы, незначительное происшествие способно кардинально переменить как взгляды человека на мир, так и его судьбу в целом. В лучшую сторону, или же в худшую — трудно загадывать...
Мое впечатление от книги: приятное.
Мой вердикт: норм.
На любителя, конечно, не без недостатков, но один-два раза прочитать точно стоит.
Моя оценка: 7,4 из 10.
Оценка на ЛитРес: 4,8 баллов из 5 (то есть 9,6 из 10).
Оценка на ФанЛаб: 7,7 баллов из 10.
Попытка зацепить читательскую аудиторию: в моём случае удачная.
Попытка ее удержать: на любителя.
Спасибо, что дочитали до конца.
Всего вам доброго, и до новых встреч в следующих статьях)