Легенды СВЯТОГО озера Москвы

134 full reads
244 story viewsUnique page visitors
134 read the story to the endThat's 55% of the total page views
6 minutes — average reading time

Благодаря депутату Московской Городской Думы, Евгению Ступину, о Святом озере, что на юге-востоке Москвы (в Косино-Ухтомском районе), сейчас заговорили.

Евгений Ступин поднимает вопрос о гибели Косинских озер и борется за их сохранение. Листайте галерею

Лично я, услышав об этом уникальном озере, ― захотела узнать как можно подробнее. Тем более, что жила в Некрасовке продолжительное время, еще до появления метро (писала об этом здесь: Станция метро НЕКРАСОВКА).
Мне показалась интересной история возникновения Святого озера; а легенды, которыми вековое озеро «обросло», достойны писательского пера и «киношного» сценария…

Фото: Дмитрий Новожилов
Фото: Дмитрий Новожилов
Фото: Дмитрий Новожилов

Записная книжка Антона Павловича Чехова

И, кстати, первым о Святом озере написал великий Антон Павлович Чехов в своих мемуарах.
Из воспоминаний Владимира Алексеевича Гиляровского (из книги «Воспоминания современников об А. П. Чехове» (А.П. Чехов))

В 1885 и 1886 годах я жил с семьей в селе Краскове по Казанской дороге, близ Малаховки. Теперь это густонаселенная дачная местность, а тогда несколько крестьянских домов занимали только служащие железной дороги. В те времена Красково пользовалось еще разбойничьей славой, деля ее с соседней деревней Кирилловкой, принадлежавшей когда-то знаменитой Салтычихе. И из Кирилловки, и из Краскова много было выслано крестьян за разбои в Сибирь. Под самым Красковом, на реке Пехорке, над глубоким омутом стояла громадная разрушенная мельница, служившая притоном “удалым добрым молодцам”. В этом омуте водилась крупная рыба, и, между прочим, огромные налимы, ловить которых ухитрялся только Никита Пантюхин, здешний хромой крестьянин, великий мастер этого дела. На ноге у него много лет была какая-то хроническая гниющая рана, которую он лечил, или прикладывая ил из омута и пруда, или засыпая нюхательным табаком. Никита сам делал рыболовные снаряды и, за неимением средств на покупку свинца, употреблял для грузил гайки, которые самым спокойным образом отвинчивал на железнодорожном полотне у рельсов на местах стыка. Что это могло повлечь за собой крушение поезда, ему и на ум не приходило. Чехов очень интересовался моими рассказами о Краскове и дважды приезжал туда ко мне. Мы подолгу гуляли, осматривали окрестности, заглохшие пруды в старом парке. Об одном пруде, между прочим, ходило предание, что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачующимися. Антон Павлович записал это предание. И вот на берегу этого самого пруда в зарослях парка мы встретили Никиту. Он ловил карасей и мазал илом свою ужасную ногу. Антон Павлович осмотрел ногу и прописал какую-то мазь; я ее привез, но Никита отказался употреблять лекарство и заявил:
— Зря деньги не плати, а что мазь эта стоит — лучше мне отдавай деньгами либо табаку нюхательного купи: табак червяка в ноге ест. Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывал некоторые выражения. Между прочим, Никита рассказывал, как его за эти гайки водили к уряднику, но все обошлось благополучно. Антон Павлович старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было совершенно непонятно. Он только пожимал в ответ плечами и спокойно возражал:
— Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом — другую... Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя? Никита произвел на Чехова сильное впечатление. Из этой встречи впоследствии и родился рассказ “Злоумышленник”. В него вошли и подлинные выражения Никиты, занесенные Чеховым в свою знаменитую записную книжку (Гиляровский В. А. Указ. соч. С. 293–294).

Гиляровский В. А. Из свободных источников. Листайте галерею

Получается, в записной книжке А.П. Чехова можно найти упоминание о нашем озере?... Да, можно! Если найдём саму записную книжку А.П.Ч... )))

Популярность Святого озера распространяется далеко за пределами России

Да-да, именно! Наше уникальное московское озеро, входящее в состав Косинского Трёхозерья, объявлено сокровищем мира с 1994 года. Вернее, международный #клубЮНЕСКО "Падуя" добился объявления всей Косинской территории в системе сокровищ мира!

Брошюра о Косинских озёрах, листайте далее

Легенды Святого озера

С древних времён на Руси было заведено "смывать всё водицей": "смыть" болезнь, умыться "от нечистого духа", окропить жилище "от дурных людей" или "от сглаза". В таких делах хорошо способствовала колодезная или озёрная вода. Иногда за такой водой нуждающиеся вынуждены были идти за сотни тысяч километров. Насколько была сильна вера у людей в силу исцеления святой водой! Святое озеро в Косино славилось своей целительной силой ещё лет 150 и более назад.

Легенды СВЯТОГО озера Москвы

Легенды исцелений

***
Во времена Куликовской битвы, раненые воины с поля битвы припадали к озеру и исцелялись.

Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — крупнейшее сражение русских объединенных войск во главе с Великим князем Владимирским и московским князем Дмитрием Ивановичем с войском правителя части Золотой Орды, Мамая. Решающее сражение состоялось 8 сентября 1380 года в районе впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области), на Куликовом поле и завершилось победой русских войск.

Кстати, расстояние от Тулы до Москвы составляет 173 км, если по прямой... Для раненого человека это нелёгкий путь....

***
Житель Владимирской губернии, унтер-офицер Иван Ильич Орлов, уволенный в запас, почувствовал сначала боль в ногах, а затем на ногах образовались раны, ноги стали опухать. Эти боли затрудняли хождение. Кроме всего прочего, еще его мучали головные боли и головокружения. Многочисленные обращения к врачам в течении 5 лет, пользы не приносило.
Родственники Ивана в конце мая 1866 года, отправились на поклонение Моденской иконе. Иван Орлов вынужден был остаться дома из-за отсутствия подходящей обуви. Родные принесли ему книгу с описанием Косино. Из этой книги Иван узнал об исцелениях в Святом озере, что решил идти в село Косино босиком.
— Путь был для меня очень труден, — вспоминал Орлов, — но с помощью Царицы Небесной я добрел до Косина. 24 июня, отслужив молебен перед чудотворной иконой, я отправился на Святое озеро и, с молитвой о благодатной помощи, окунулся раз в водах Святого озера и почувствовал себя намного лучше. И голова стала свежее... Домой я уже дошел с меньшей трудностью. По возвращении домой раны стали постепенно уменьшаться и полностью зарубцевались. Головокружения, с тех пор, не повторялись. Я стал совершенно здоров и бодр».

***
Существует случай исцеления девочки Марии из Черниговской губернии (город Стародуб), у которой появилась сыпь на глазах. По определению местного врача-окулиста Крюкова — экзема. Девочка росла в семье Ивана Кузьмича и Глафиры Алексеевны Ахтырко. Как следует из записи от 1903 года в местном храме, девчушка совсем ослепла и была в таком состоянии четыре месяца. Девочку несколько раз приводили на Святое озеро, и, каждый раз, она охотно давала себя умыть. Бабка, после каждого умывания девочки, оставалась на молебен в часовне (молебны там совершались ежедневно) и заодно внушала ребенку тоже молиться Богу усерднее, чтобы Он открыл ей глазки. И вот когда, в очередной раз, её умыли водой из Святого озера, случилось чудо — она открыла глазки, её зрение восстановилось. Назад малышка уже бежала сама, а её бабка едва поспевала за ней, со слезами радости на глазах. Больше болезнь к ней не возвращалась.

***
Женщина по имени Клавдия, приезжала в Косино 30 июля 1889 года. У Клавдии была страшная болезнь, от которой у нее опухали руки, чернели, да и вся она опухала и с трудом передвигалась. Когда она искупалась в воде Святого озера, она поначалу чувствовала себя в полуобморочном состоянии. Несмотря на это, совершенно в ослабленном состоянии уехала домой. Но уже на другой день она почувствовала себя гораздо лучше и быстро пошла на поправку, сообщив об этом приходскому священнику. В часовне, в знак благодарности за исцеление от болезни, Клавдия оставила в часовне подвеску в дополнение к ранее оставленным серьгам.

***
В 1902 году, летом, мещанин из г. Волоколамска Московской губернии Роман Александрович Правкин пришёл в Петровский пост в Косино со своим больным ребёнком - полуторогодовалым сыном Василием. Искупал его в Святом озере и, впоследствии, этот мальчик совершенно выздоровел и начал ходить.

***
Описано несколько случаев исцеления от бесплодия. Вот один более свежий, от 3 июля 2006 года.

Москвичка Бителева Мария Андреевна приехала в гости к знакомым в Кожухово. В окно она увидела крестный ход на Святое озеро.
— Что это?— спросила она.
— Это крестный ход на Святое озеро по случаю праздника Косинской Чудотворной иконы Божией Матери, — ответили ей.
В вечерних новостях, по телевизору, она увидела передачу об этом празднике и узнала, что молящиеся перед этой иконой исцеляются от безсплодия. У Марии, как раз была именно эта проблема, она пошла в Косино помолиться. Через полтора месяца врачи сообщили ей новость, что она беремена.

Древние легенды и предания о Святом озере привлекают верующих и страждущих по настоящее время.

P.S. Почитав описанные случаи исцеления, тоже захотела к нашему озеру Святому с целью оздоровления поехать. Ведь, грех не воспользоваться такой возможностью. Тем более, что оно рядом. Потом обязательно поделюсь своими ощущениями и впечатлениями в отдельной статье!

Легенда о появлении озера

Существует две версии образования озера Святое:

Легенда о появлении озера № 1

В один из дней, церковь "ушла" под землю вместе многочисленными прихожанами во время молитвы.

Легенда о появлении озера № 2

При существовавшем храме жил отшельник. Однажды к нему попросился разбойник, который искренне желал покаяться в собственных грехах. Звали его Вукол (Вукол, или Викул, или Викула — мужское имя греческого происхождения).
Какое-то время они молились и служили вместе. Однажды, ко время одной из божественных литургий старцу явилось видение: на месте семи холмов, на берегу Москвы-реки, появится красивый град со множеством церковных куполов. Тут же, храм начал уходить под землю: старец остался в нём, а Вуколу велел уйти. На этом месте тут же появилась вода, образуя кристально чистое озеро, которое и назвали впоследствии Святым. По преданию, до сих пор не умолкает молитва святого старца во славу русского народа и града Московского.

Легенда об исчезнувшей церкви не давала покоя многим историкам и исследователям. Ушедший под воду храм безуспешно пытались отыскать: ведь раньше озеро было очень глубоким. До сих пор нет точных сведений, была ли церковь на месте озера.
Однако, в конце XIX века в водах Святого озера была найдена икона Николая Чудотворца. Длительное время эта икона являлась главной святыней Косино вместе с чудотворной Косинской (Моденской) иконой Богоматери, привезенной из Италии и подаренной местным жителям царем Петром Первым.

Насколько правдиво предание об исчезнувшей церкви - непонятно, однако с достоверностью можно утверждать, что Святое озеро имеет почти идеальную круглую форму, что подтверждает его происхождение от провала. На дне озера были найдены останки больших деревьев, что тоже это подтверждает. Озеро имеет подводные пласты. При строительстве часовен, сваи уходили вглубь на 15м и более: легко входила в илистое дно, затем упиралась в твердый грунт, и после нескольких ударов снова беспрепятственно опускалась.

Интересно, что это предание вполне может иметь под собой какую-то реальную основу. Ведь достоверно известно, что Косинское озеро образовалось от провала. Это доказывается тем, что оно имеет совершенно круглую форму, а на дне его встречаются остатки больших деревьев. Кроме того, удивительное озеро имеет подводные пласты. При постройке часовен сваи уходили вниз более чем на пятнадцать метров, причем сперва свая легко шла в илистое дно, потом встречала твердый грунт, а после нескольких ударов снова долго опускалась, не встречая препятствия...

Когда в 1940 году местные храмы разорили, обе святыни исчезли. Косинскую чудотворную икону Богоматери, впоследствии, нашли в одном из музеев. А вот образ Николая Угодника исчез безвозвратно и до сих пор не найден. К сожалению, его степень древности так и не была исследована учеными: не успели до закрытия храма, а затем икона была утрачена.

По историческим сводкам и археологическим данным, село Косино появилось до Х века, то есть, задолго до основания Москвы в 1147 году. И нашему Святому озеру не менее лет...

Святое озеро имеет ледниковое происхождение. Оно круглое, средняя глубина в настоящее время — 3-5 м, хотя раньше озеро достигало 7м глубины. Болотистые берега шириной 200-250м, во многих местах "труднопролазные" берега. Озеро никогда не "цвело", несмотря на большой слой ила. Озёрный ил имеет в своем составе бром, йод, серебро, которое издревле оказывает целебные свойства. Вода в озере прозрачная, чистая и холодная.

На сегодняшний момент, это единственное Святое озеро в Москве.
И, к сожалению, оно на грани исчезновения.

Вот думаю, если бы жив был Антон Павлович Чехов и Владимир Алексеевич Гиляровский... Разве ж позволили бы они истребить эти уникальные озера?

Однако и в наше время есть истинные защитники Трёхозерья, которые много лет занимаются спасением уникальных озёр. О них я обязательно расскажу в своей следующей статье.

К тому же, если озеро обладает такими целебными силами, вдвойне, втройне будет жаль его потерять!

И еще один момент: важно понимать, что именно комплексное Косинское Трёхозерье на грани исчезновения. Эти три озера подпитывают друг друга подземными водами и от этого также зависит приозёрная флора и фауна. Некоторые представители флоры редкие, краснокнижные.

Основная причина гибели — все три озера сильно обмельчали за последние годы из-за высокотехнологичной застройки Косино-Ухтомского района.

Спасибо, что дочитали! Значит, вам не всё равно, что будет с озёрами!

Сайт, где освещаются проблемы по спасению озёр: экополис-косино.рф


Подписывайтесь на мой канал и, пожалуйста, не забудьте поставить лайк!

Легенды СВЯТОГО озера Москвы

Друзья! Если вы так же прониклись к проблеме озёр, - сделайте малость: распространяйте это видео, комментируйте, предлагайте свои идеи по продвижению данного материала.

Ещё посты об озёрах:

Чёрное + Белое + Святое. Вековые озёра на грани исчезновения. И почему нельзя кормить уток на озёрах

Черное + Белое... озёра!