Русские наряды имперского бала.

23 October 2020
125 full reads
5,5 min.
345 story viewsUnique page visitors
125 read the story to the endThat's 36% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Балы в культурную жизнь русского общества были введены Петром I. к началу XIX века балы они стали неотъемлемой составляющей жизни светского общества. Любое бальное торжество требовало серьезной подготовки и больших финансовых затрат, как от его организаторов, так и от участников.

Своеобразной формой светских развлечений были маскарады. Маски предполагали большую свободу поведения и позволяли отступить от моды и правил при выборе одежды. Во второй половине XIX века особенно популярными становятся маскарады в «историческом» стиле. Участники облачались в костюмы различных периодов, как в западноевропейские, так и эпохи Возрождения, Людовика XIV.

Карнавальные костюмы для бала в Галерее костюма Эрмитажа.
Карнавальные костюмы для бала в Галерее костюма Эрмитажа.

В 1903 году царская семья устроила бал-маскарад, на который пригласили 390 гостей. Он был не первым, да и не последним балом в России. Он был блистательным и историческим, это уж точно!

Идея бала появилась у императрицы Александры Фёдоровны: она хотела увидеть царский двор и представителей старинных знатых фамилий в нарядах ХVII века, первого века царствия Романовых. Император поддержал идею. Он рассматривал это событие, как еще один шаг к возрождению древней русской культуры.

Через год по заказу императорского двора ограниченным тиражом был  выпущен «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце»,  распространявшийся среди участников бала.
Через год по заказу императорского двора ограниченным тиражом был выпущен «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», распространявшийся среди участников бала.
Русские наряды имперского бала.
Через год по заказу императорского двора ограниченным тиражом был выпущен «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», распространявшийся среди участников бала.

Бал вошёл в историю благодаря прекрасным сохранившимся фотографиям. Лучшие фотографы Санкт-Петербурга : «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритов, А.Ясвоин, Л.Городецкий и Е.Мразовская, Д.Здобнов, Ив. Войно-Оранский, Ренц и Ф.Шрадер и др. фотографировали участников. Сегодня некоторые из этих фоторабот мастерски раскрашены Ольгой Ширниной (Klimbim).

Император Николай II (в одежде царя Алексея Михайловича) и Императица Александра Фёдоровна (в наряде царицы Марии Ильиничны) на костюмированном балу 1903 года. Фотография в цвете - Klimbim
Император Николай II (в одежде царя Алексея Михайловича) и Императица Александра Фёдоровна (в наряде царицы Марии Ильиничны) на костюмированном балу 1903 года. Фотография в цвете - Klimbim
Император Николай II в декорациях Московского Кремля, установленных в Концертном зале Невской анфилады Зимнего дворца. На фоне этих декораций, уже в марте 1903 года фотографировалась царская чета.
Император Николай II (в одежде царя Алексея Михайловича) и Императица Александра Фёдоровна (в наряде царицы Марии Ильиничны) на костюмированном балу 1903 года. Фотография в цвете - Klimbim

Костюмы «допетровской эпохи» были созданны художниками А.Я. Головиным и также И.А. Всеволожским, С.С. Соломко, лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф. Иващенко и Е.Т. Ивановой.

Выделялся модный тогда художник Сергей Соломко, ему помогало большое количество консультантов. 1900-е годы стали пиком популярности и востребованности художника. Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже.

Из коллекции Оружейной палаты достали оригинальные артефакты XVII века. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Сшить русские старинные костюмы стоило дорого — дорогие ткани, старинное сукно, расшитое золотом и серебром, меха, дорогой декор. Шили и в театральных мастерских, и у своих портных, некоторые участники уже имели наряды, оставшиеся с других балов-маскарадов.

Групповой портрет участников костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце
Групповой портрет участников костюмированного бала 1903 года в Зимнем дворце

Известно, что основная масса костюмов изготовлялась в костюмерных мастерских петербургских императорских театров. Их было три, и располагались они в здании Дирекции на Театральной улице: мастерская по изготовлению женских костюмов для русской оперы и драмы, мастерская по изготовлению женских костюмов для балета и французской драмы и мастерская по изготовлению мужских костюмов для русской оперы, балета и драмы.

 Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Заведующий хозяйственной частью императорской охоты генерал-майор Николай Иванович Кутепов в одежде рядового сокольника царя Алексея Михайловича.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Полковник Евгений Иванович Бернов в домашем наряде боярина конца XVI века.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Его Императорское Высочество Государь Наследник и Великий Князь Михаил Александрович (Полевой наряд царевича XVII века).
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Свиты его величества генерал-майор Князь Виктор Сергеевич Кочубей в одежде полковника войска Запорожского.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Светлейший князь, генерал-адъютант, начальник императорской охоты Дмитрий Борисович Голицын (Сокольничий царя Алексея Михайловича)
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
 Генерал-майор Антон Васильевич Новосильцев (Старинная одежда Донской Конвойной команды)
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Мичман Василий Васильевич Солдатенков в костюме воеводы XVII века для приема во внутренних покоях царя.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Гофмейстер граф Алексей Александрович Бобринский в костюме боярина  XVII века.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
В должности шталмейстера высочайшего Двора Николай Николаевич Гартонг в костюме боярина XVII века.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
В должности Егермейстера Алексей Захарович Хитрово в одежде воеводы XVII века.
Генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф (Воевода Большого полка войск князя Пожарского).
Директор императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: «Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений». Они носились по городу за советами, обращались к архивным изысканиям, превращая предстоящий бал в исторически достоверное мероприятие".

Времени на подготовку было немного. Траты были велики и для богатых семейств. Танцевать в тяжелых одеждах удовольствия мало. И все же бал состоялся!

Варвара Александровна Кочубей, урожд. княжна Долгорукая, в народном костюме  XVII века.  Как незамужней на момент бала, Надеждой Петровной был выбран праздничный девичий костюм характерный для Нижегородской губернии. Наряд состоит из епанечки (душегреи без воротника и рукавов на бретелях), сарафана и кокошника, расшитого золотом. Фотография в цвете - Klimbim
Варвара Александровна Кочубей, урожд. княжна Долгорукая, в народном костюме XVII века. Как незамужней на момент бала, Надеждой Петровной был выбран праздничный девичий костюм характерный для Нижегородской губернии. Наряд состоит из епанечки (душегреи без воротника и рукавов на бретелях), сарафана и кокошника, расшитого золотом. Фотография в цвете - Klimbim
Праздничная женская народная одежда. Нижегородская губерния. Первая половина XIX века. Под сарафан надевалась  рубашка - долгорукавка или длиннорукавка. Рукава достигали длинны 3 м, обычно они доходили до конца подола сарафана. Фото здесь - https://lamanova.com/19_bal_1903.html
Варвара Александровна Кочубей, урожд. княжна Долгорукая, в народном костюме XVII века. Как незамужней на момент бала, Надеждой Петровной был выбран праздничный девичий костюм характерный для Нижегородской губернии. Наряд состоит из епанечки (душегреи без воротника и рукавов на бретелях), сарафана и кокошника, расшитого золотом. Фотография в цвете - Klimbim
Годоводец. Девичий головной убор.  Головодцы были распространены в некоторых уездах  Архангельской и  Вологодской губернии. В XVIII — первой половине XIX века головодец был праздничным убором, со второй половины XIX века - головной убор невесты. Сзади к нему прикреплялась широкая лопасть из шёлковой ткани, спускавшаяся по спине.  Его лицевая сторона сплошь зашивалась золотной нитью. Золотная нить накладывалась на толстые шнуры, образовывавшие узор. С изнаночной стороны головной убор обшивался нарядной набойкой или ситцем. Фото здесь - https://lamanova.com/19_bal_1903.html
Варвара Александровна Кочубей, урожд. княжна Долгорукая, в народном костюме XVII века. Как незамужней на момент бала, Надеждой Петровной был выбран праздничный девичий костюм характерный для Нижегородской губернии. Наряд состоит из епанечки (душегреи без воротника и рукавов на бретелях), сарафана и кокошника, расшитого золотом. Фотография в цвете - Klimbim

Балу предшествовала генеральная репетиция 10 (23) февраля 1903 года. Все высшее общество российской Империи было облачилось в костюмы «допетровского времени»: дамы были одеты в костюмы XVII века: боярынь, богатых горожанок и селянок, кавалеры вышли в одеждах бояр, казаков, стрельцов или сокольничих XVII века. На некоторых участниках были костюмы и наряды других времен, наверное, это было допустимо. Обряженные в народные одежды девушки использовали дорогие ткани и расшиты костюмы были золотом, бисером и жемчугом.

Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Екатерина Ильинична Татищева, урожд. Бибикова в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Светлейшая княгиня Екатерина Владимiровна Голицына, урожд. графиня Мусина-Пушкина в костюме боярыи XVII века. Фотография в цвете - Klimbim
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Елена Николаевна Безакъ, урожд. Шипова в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Графиня Софья Александровна Ферзен, урожд. княжна Долгорукая в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Елизавета Васильевна Мусина-Пушкина, урожд. графиня Капнистъ в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Свитная фрейлина Ее  Императорского Величества  Государыни Императрицы Александры Федоровны княжна Елизавета Николаевна Оболенская в костюме  боярыни конца  XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Графиня Наталья Федоровна Карлова, урожд. Вонлярская в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim
Графиня Мария Александровна Келлер, урожд. Шаховская в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни времен царя Алексея Михаиловича. Фотография в цвете - Klimbim

11 (24) февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре. После, в Павильонном зале участники бала танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

Группа участников бала танцевавших "Русскую".
Группа участников бала танцевавших "Русскую".

Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. Молодых офицеров десятками по специальной разнарядке присылали из стоявших в петербургском гарнизоне гвардейских полков. Полковые командиры напутствовали корнетов и поручиков приказами: танцами не манкировать и приглашать тех дам, что "простаивают", а не тех, кого хочется.

Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка в маскарадных нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича.
Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка в маскарадных нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича.
Группа офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в нарядах сокольничих
Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка в маскарадных нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича.
Группа офицеров Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка в нарядах начальных людей "копейщиков", существовавших в конце XVII столетия при Стрелецких полках.
Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка в маскарадных нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича.
Группа офицеров Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка в нарядах стрельцов Стремянного приказа.
Группа офицеров Лейб-Гвардии Преображенского полка в маскарадных нарядах начальных людей из жильцов времен царя Алексея Михайловича.

13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Бал открылся полонезом из оперы «Жизнь за царя» и исполнении придворного оркестра в мундирах XVII века. В 23 часа все участники перешли в Концертный зал, где за позолоченной решёткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в Большом Николаевском зале, обращённом в зимний сад с эстрадой для одетого в русские костюмы славянского хора, который встречал гостей.

Оркестр Императорского Мариинского театра костюмах трубачей  царя Алексея Михайловича.
Оркестр Императорского Мариинского театра костюмах трубачей царя Алексея Михайловича.
У участников событий хватило сил и на третий бал в тех же нарядах. Правда, он уже не подходил под определение "Императорский", так как давал его 27 февраля граф Александр Шереметев. Сценарий повторился один-в-один, гости явно не заскучали.

Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.

Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Фрейлина императрицы Александры Федоровны Анна Александровна Танеева (слева) с сестрой Александрой Александровной Танеевой в костюмах для исполнения на бале русской. Фотография в цвете - Klimbim
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Фрейлина императрицы Дарья Михаиловна Бибикова в костюме для исполнения на бале "Русской". Фотография в цвете - Klimbim
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Фрейлина Графиня Елизавета Александровна Шереметева в платье для исполнения на бале “Русской”. Фотография в цвете - Klimbim
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Александра Александровна Танеева в костюме для исполнения на бале "Русской". Фотография в цвете - Klimbim
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Фрейлина, княжна Елизавета Владимировна Барятинская (в замуж. Апраксина) в платье для исполнения на бале "Русской"
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim
Фрейлина Ольга Петровна Баранова в платье для исполнения на бале "Русской").
Корнет лейб-гвардии Конного полка А.А. Колюбакин в наряде сокольничего времен царя Алексея Михайловича. Фотография в цвете - Klimbim

В «русском» участвовали двадцать четыре молодые пары , танец был создан специально для девушек, исполнявших его. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова.

42-х летняя княгиня Зинаида Николаевна Юсупова предполагала на балу всех поразить. Она заказала русский костюм боярыни XVII века, отделанный ювелиром Картье драгоценными камнями по всему подолу платья, и кокошник. Для памятного альбома Зинаида Николаевна позировала в образе, состоявшем из кокошника, сарафана и боярской русской безрукавки.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон, в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон, в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон, в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон, в костюме боярыни XVII века. Фотография в цвете - Klimbim.

Отличилась Зинаида Николаевна еще и тем, что к костюму было создано 2 кокошника и два вида рукавов. Платье в форме сарафана для обоих образов было одним и тем же. В Государственном Эрмитаже сохранился сарафан княгини Юсуповой. Сарафан или же сарафанец - основной элемент русского женского национального костюма в виде длинного безрукавного платья, чаще всего на бретельках.

Платье маскарадное княгини З.Н. Юсуповой. Коллекция Эрмитажа
Платье маскарадное княгини З.Н. Юсуповой. Коллекция Эрмитажа

Вопреки всем канонам классического кроя, сарафан Зинаиды Николаевны притален. Длинные рукава сарафана покроя «жиго», очень густо собранные у плеча и узкие у кисти – дань моде того периода времени. Рукава не пришиты к сарафану, здесь есть свой секрет: под сарафан одета специальная рубашка, рукава ее из дорогой, богато украшенной ткани.

 Княгиня Зинаида Николаевна Юсуповав, кокошник  - центральной части Российской Империи.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсуповав, кокошник - центральной части Российской Империи.
Кокошник, II половина XVIII века
Княгиня Зинаида Николаевна Юсуповав, кокошник - центральной части Российской Империи.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова,  венец "челка"  - Новгородская губерния Российской Империи. Фотография в цвете - Klimbim.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсуповав, кокошник - центральной части Российской Империи.
Чёлка (венец) Россия. Новгородская губерния.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсуповав, кокошник - центральной части Российской Империи.

Костюм Елизаветы Федоровны состояд из светлого ле́тника, шитого золотом спереди и по подолу. Летник – это верхняя накладная, сильно раскошенная книзу длиннополая одежда с длинными, очень широкими внизу рукавами. Летник украшали бобровым ожерельем – накладной круглой меховой пелериной с потайной застежкой. Мех для таких ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в костюме русской боярыни. Великая Княгиня, признанная на этом балу первой красавицей, являла собой образец гармонии и вкуса.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в костюме русской боярыни. Великая Княгиня, признанная на этом балу первой красавицей, являла собой образец гармонии и вкуса.

Голову Великой Княгини венчает кокошник - головной убор замужних и незамужних женщин. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух. Богатые крестьянки продолжали создавать и носить кокошники и во времена Петра Первого и после.

Кокошник Владимирской губернии. Начало XIX века. Вид спереди.
Кокошник Владимирской губернии. Начало XIX века. Вид спереди.
Кокошник Владимирской губернии. Начало XIX века. Вид сзади.
Кокошник Владимирской губернии. Начало XIX века. Вид спереди.
К величайшему сожалению, костюма Великой княгини Елизаветы Фёдоровны не сохранились. В музее Метрополитен г. Нью-Йорка сохранился кокошник созданный в начале XIX века, точно повторяющий по форме головной убор Великой Княгини. Этот тип кокошника характерен для Владимирской и Нижегородской губерний.

Император Николай II был одет в костюм, точно повторяющий выходное платье его любимого предка, царя Алексея Михайловича: кафтан и о́пашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранятся в Оружейной палате Московского кремля.

Император Николай II в маскарадном костюме на балу 1903 года.  Фотография в цвете - Klimbim.
Император Николай II в маскарадном костюме на балу 1903 года. Фотография в цвете - Klimbim.
Портрет царя Алексея МихайловичаНеизвестный художникхолст, масло, Конец XVIII - начало XIX вв.
Император Николай II в маскарадном костюме на балу 1903 года. Фотография в цвете - Klimbim.

Эскиз исторического костюма для царя разработали директор Эрмитажа И. А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е. П. Пономарёв. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора - фирме Сапожниковых — два вида бархата и золотую парчу. Было отобрано 16606 штук драгоценных камней, в их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну царя Ивана Грозного Федору Ивановичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.

Царская шапка из костюма Николая II . Шапка была создана в шляпной мастерской братьев «Bruno», поставщиков Высочайшего Двора с 1872 года.
Царская шапка из костюма Николая II . Шапка была создана в шляпной мастерской братьев «Bruno», поставщиков Высочайшего Двора с 1872 года.
Кафтан Императора Николая IIИзготовлено: Россия, 1903 год, запонки и пуговицы - Константинополь 2я половина XVII века. До начала XVIII века кафтаны были разнообразного кроя — прямые и отрезные по талии, с длинными или едва достигающими локтя рукавами, с полами до щиколоток или только до колен, запашные или застегивающиеся на крючки, пуговицы и т.д.
Царская шапка из костюма Николая II . Шапка была создана в шляпной мастерской братьев «Bruno», поставщиков Высочайшего Двора с 1872 года.
Опашень Императора Николая IIИзготовлено: Россия, 1903 год, запонки и пуговицы - Константинополь 2я половина XVII века. Опашень это легкая, обычно шёлковая  одежда на подкладке свободного покроя с длинными, сужающимися к запястью рукавами. Название связано с манерой носить опашень внакидку — «на о́пашь». На опашне Николая II также присутствуют пуговицы, являющиеся лишь декоративным украшением.
Царская шапка из костюма Николая II . Шапка была создана в шляпной мастерской братьев «Bruno», поставщиков Высочайшего Двора с 1872 года.
Жезл (посох) царя Алексея МихайловичаСтамбул, середина XVII в. Использовался в костюме Николая II.
Царская шапка из костюма Николая II . Шапка была создана в шляпной мастерской братьев «Bruno», поставщиков Высочайшего Двора с 1872 года.
Запона-подвеска царя Алексея Михайловича. Использовалась в костюме Николая II. Стамбул, вторая половина XVII в.
Царская шапка из костюма Николая II . Шапка была создана в шляпной мастерской братьев «Bruno», поставщиков Высочайшего Двора с 1872 года.

Императрица Александра Фёдоровна была облачена в костюм царицы Марии Ильиничны, супруги царя Алексея Михайловича, Тишайшего. Эскиз для костюма Императрицы Александры Федоровны создан то же Е.П. Пономаревым в соавторстве с И.А. Всеволожским. «Наряд царицы Марии Ильиничны» был выполнен костюмером московских императорских театров с 1898 года – Иващенко Александрой Федоровной.

Императрица Александра Федоровна в парадной одежде царицы Марии Ильиничны.  В Государственном Эрмитаже сохранился головной убор, туфли, и платно Императрицы Александры Федоровны. Все остальные элементы костюма считаются утраченными. Фотография в цвете - Klimbim.
Императрица Александра Федоровна в парадной одежде царицы Марии Ильиничны. В Государственном Эрмитаже сохранился головной убор, туфли, и платно Императрицы Александры Федоровны. Все остальные элементы костюма считаются утраченными. Фотография в цвете - Klimbim.
Царица Мария ИльиничнаФрагмент иконы «Кийский крест с предстоящими»Художник Богдан Салтанов, 1671 год.
Императрица Александра Федоровна в парадной одежде царицы Марии Ильиничны. В Государственном Эрмитаже сохранился головной убор, туфли, и платно Императрицы Александры Федоровны. Все остальные элементы костюма считаются утраченными. Фотография в цвете - Klimbim.

Наряд императрицы состоял из царского пла́тна – распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – ба́рмы и головной убор - коруна.

Костюм Александры Фёдоровны - платно.
Костюм Александры Фёдоровны - платно.
Туфли Императрицы Аександры Фёдоровны от маскарадного костюма.
Костюм Александры Фёдоровны - платно.
Коруна от маскарадного костюма Александры Фёдоровны. Очень близок к образу Марии Ильиничны, изображенному на иконе. По словам самой императрицы, был таким тяжелым, что за ужином она обнаружила, что не может даже наклониться к еде.
Костюм Александры Фёдоровны - платно.

Члены некоторых знатных фамилий присутствовали целыми семьями. Фотографы сделали семейные фото. Смотрим ниже:

Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Адъютант великого князя Владимира Александровича штабс-ротмистр А.А.Беляев (Жилец XVII века) с женой М.Ф. Беляевой (Боярыня XVII века).
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Генерал-адъютант, генерал от кавалерии П.П.Баранов (в одежде стольника XVII века) с дочерью Ольгой.
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Его императорское высочество Великий князь Александр Михайлович с женой Ксенией.
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Княгиня Н. Д. Белосельская-Белозерская (слева) в костюме боярыни XVII века и фрейлина  их императорских величеств государынь императриц, княжна Мария Константиновна Белосельская-Белозерская (Боярышня XVII века)
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
 Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Великий князь княгиня Сергей Александрович.
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Княгиня Мария Николаевна Васильчикова и ее дочь княжна София Сергеевна Васильчикова (Боярышня XVII века)
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Гвардии капитан Николай Николаевич Мансуров (в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича) с супругой М. А.Мансуровой (в боярском летнике XVII века).
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Александр Дмитриевич Шереметьев с женой Марией Федоровной и дочерью Елизаветой Александровной
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Князь Павел Борисович Щербатов с женой Анной Владимировной, урожденной княжной Барятинской в костюмах бояр XVII века.
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)
Князь Феликс Феликсович Юсупов с женой княгиной Зинаидой Николаевной.
Великая княгиня Мария Павловна с фрейлинами (фото не из альбома)

Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).

 В 2003 году в Эрмитаже в память о 100-летии самого знаменитого бала  империи ХХ века прошла выставка, на которой были представлены  34 оригинальные фотографии и 12 исторических костюмов, принадлежавших  гостям бала.
В 2003 году в Эрмитаже в память о 100-летии самого знаменитого бала империи ХХ века прошла выставка, на которой были представлены 34 оригинальные фотографии и 12 исторических костюмов, принадлежавших гостям бала.
 В 2003 году в Эрмитаже в память о 100-летии самого знаменитого бала  империи ХХ века прошла выставка, на которой были представлены  34 оригинальные фотографии и 12 исторических костюмов, принадлежавших  гостям бала.
В 2003 году в Эрмитаже в память о 100-летии самого знаменитого бала империи ХХ века прошла выставка, на которой были представлены 34 оригинальные фотографии и 12 исторических костюмов, принадлежавших гостям бала.
 В 2003 году в Эрмитаже в память о 100-летии самого знаменитого бала  империи ХХ века прошла выставка, на которой были представлены  34 оригинальные фотографии и 12 исторических костюмов, принадлежавших  гостям бала.
В 2003 году в Эрмитаже в память о 100-летии самого знаменитого бала империи ХХ века прошла выставка, на которой были представлены 34 оригинальные фотографии и 12 исторических костюмов, принадлежавших гостям бала.

И для самых терпеливых: сохранившиеся костюмы и их фото 1903 года:

Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.
Русские наряды имперского бала.

Очень хорошие сайты по теме:

https://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/40

https://www.flickr.com/photos/22155693@N04/albums/72157646882243026/page2

https://klimbim2014.wordpress.com/tag/costume-ball-1903/

https://history-foto.livejournal.com/574170.html

https://commons.wikimedia.org/wiki/Romanov_Anniversary_Ball_(1903

http://st-gorod.ucoz.ru/publ/ehtiket_byt_nravy/balnyj_ehtiket_xix_veka/5-1-0-40

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.