Как формируется низкая самооценка и что делать?

19 July

Эмоциональная незрелость часто сопровождается чрезмерно заниженной самооценкой. Человек оценивает себя, свои способности, права и возможности, потенциал и перспективы своей личности настолько низко, что цепляется за унижающие его отношения, за людей, которые относятся к нему функционально и жестоко, потому что не считает себя достойным и способным достичь чего-то лучшего вне их общества. Не просить для себя ничего, быть очень понимающим и всепрощающим. К сожалению, такое поведение обычно не вызывает уважения окружающих, потому что воспринимается, как вседозволенность и слабость. Если задаться вопросом, для кого в общении ценны такие качества, можно увидеть, что они важны для тех, кто не хочет считаться с другими людьми, кто эгоистичен, кто не умеет давать, а склонен только просить, получать и даже требовать что-то важное и ценное для себя, не давая чего-то столь же ценного взаимен.

Низкая самооценка напрямую связана с трудностями с формированием самоуважения. В норме самоуважение растет, когда человек совершает высоконравственные поступки, делает добрые дела. Одно из нравственных правил – любить других так же, как и себя. Но некоторые люди любят других больше, чем себя. Например, общение с теми, кто не считается с вами, использует вас в своих интересах, можно назвать самоунижением и даже пренебрежительным отношением к себе, не называть это усталостью на работе и другими причинами. Важно исправлять нарушенный баланс, объясняя ошибки и позволяя другому исправиться. Важно понимать, что если человек допускает в свой адрес плохое отношение, он демонстрирует другим, что он считает себя достойным именно такой формы отношений. Тем самым он показывает окружающим людям, что к нему якобы можно относиться вот так, потому что он сам о себе не очень высокого мнения. Этим он демонстрирует другим, что он согласен терпеть унижающие отношение, потому что не надеется получить другое. Как бы человек не объяснял и не оправдывал недостойное по отношению к нему поведение, факт остается фактом — он допускает, чтобы к нему плохо относились: в ссоре причиняли бы ему боль, но не приносили за это извинения, никогда не признавали бы своих ошибок и того факта, что ранили его чувства. Объяснения всех этих фактов может быть рационализацией, то есть с виду правдоподобной причиной, которая выставляет в выгодном свете в глазах человека поведение других людей (или собственное поведение).

Рационализация помогает принять то, что причиняет боль и разочаровывает. Цель этого вида невротической защиты состоит в том, чтобы мгновенно поднять израненное самоуважение на тот неправильный гвоздь одобрения, на котором оно, раскачиваясь, висело на почти оторванной петельке и с которого все-таки упало на грязный пол, когда проявилось отвержение группы. Можно сказать, что невротические защиты помогают навести порядок на скорую руку, просто убрать все с немытого пола и куда-то быстро в спешке повесить, не разбираясь что и куда, будто бы перед нежданным приходом непритязательных гостей.

Задача ускоренного развития личности состоит в том, чтобы разместить каждый элемент личности на своей полке, крепко надежно закрепить полку самоуважения над ящиком нравственности. Солидную полку с самооценкой важно закрепить в шкафу личности над ящиками психологической автономности и здорового эмоционального контакта. Иными словами, подойти по-хозяйски к вопросу, на добротно и на совесть, наведя порядок в личности.

В процессе формирования самооценки важно, чтобы разумная забота и внимательность к чувствам ребенка образовывали возможность для гармоничного созревания личности. К сожалению, без чувства меры забота может превращаться в удушающую гиперопеку, причиняющую больше вреда, чем пользы. Поскольку гиперопека подавляет волю ребенка и взращивает в нем роль беспомощной, чрезмерно зависимой от других людей, Жертвы, не способной эффективно заботиться о себе. Такие люди во взрослой жизни тянутся к тем, кто будет над ними властвовать — с помощью психологических команд или с помощью спасения от жизненных проблем. Представьте себе ребенка, которого родители не спускают с рук, не дают ему свободно передвигаться и познавать этот мир, желая оградить его от этого мира и не подготавливая его к самостоятельной жизни. Такой ребенок может чувствовать себя беспомощным, поскольку родители постоянно демонстрируют ему, что он сам, без помощи и опеки, якобы не сможет справиться ни с чем.

Самооценка такого ребенка будет крайне низкой, потому что его личные победы — первая поездка на велосипеде без падения, первый школьный экзамен, первый выбор друзей, не были самостоятельными. Он не имел возможности изучить этот мир самостоятельно, делая свои исправимые ошибки, сталкиваясь со своими детскими и подростковыми неудачами и получая первые личные успехи, потому что в его силы не верили и от всего ограждали. Не только от потенциальной и реальной опасности, но и от жизни и любого даже разумного самостоятельного опыта в целом, формирующим первый параметр зрелой личности психологическую автономию. Что такое автономия зрелой личности и какие еще качества аутентичности сформированы у людей, не имевших трудностей в развитии или прошедших психотерапию и восстановивших свою целостность?

Видео-курс из 12 уроков «Восстановление аутентичности» когнитивно-поведенческого психотерапевта Натальи Рассказовой освещает признаки человека, который навел порядок в своей личности. Воспользуйтесь возможностью расширить кругозор и прикоснуться к внутреннему миру людей, восстановивших целостность личности. Почерпните полезное из видео-лекции в комфортном режиме, глубоко осознайте, обдумайте каждую фразу учебного материала. Воспользуйтесь уникальной возможностью получить краткую выжимку концепции ускоренного личностного развития! Узнавайте то же самое, что изучают и применяют на практике автономные, успешные, нравственные, уважающие себя и других люди и достигайте желаемого вместе с theSolution!