Найти в Дзене
За гранью привычного

Неужели мы решили воскресить "Клипер"?

Оглавление

Понемногу проясняется ситуация с новым космическим кораблём для орбитальных полётов.

В марте, в преддверии запуска Crew Dragon, глава Роскосмоса сказал, что «Мы считаем нужным приступить к разработке нового российского пилотируемого корабля для работы на низких орбитах». Помню, как у меня тогда возникло недоумение.

Во-первых, для этого у нас есть "Союз-МС" и он нормально летает. Трёх мест на нём вполне хватает. Зачем новый?

Во-вторых, проектируемый многоразовый "Орёл" годится и для орбиты. Хотя, были подозрения. что он для этого дороговат. Другого-то многоразового корабля нет...

И вот, в интервью Рогозина от 7 августа 2020 года, ситуация немного прояснилсь.

Приведу этот отрывок из интервью полностью

"Нам, если и делать замену «Союзу МС» для обслуживания орбитальных станций, потому что эксплуатация «Орла» будет дороговата для этих целей, нужно делать многоразовый корабль совершенно иной конфигурации — что-то по типу «Бурана» с возможностью посадки на взлетно-посадочные полосы. Я такую задачу поставил нашим инженерам. Корпорация «Энергия» и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты космической техники. «Союз МС», конечно, еще послужит. Он постоянно модернизируется. Но бесконечная модернизация губительна для развития космической техники. "

Если заметили слово "Буран", обратили внимание на корпорацию "Энергия"? Поэтому, будет и про Клипер, но обо всём по-порядку.

Что из этого следует

Сказано коротко, но очень много - только успевай разматывать.

Прежде всего - разработка "Орла" не сворачивается. Хотя, об этом говорило и недавняя статья его нового Главного конструктора, о которой я уже писал.

Теперь понятно, что стартует именно новый проект многоразового орбитального космического корабля, который заменит "Союз-МС".

Кстати, "Союз-МС" никто не закрывает. Наоборот - сейчас прорабатывают его лунную версию для коммерческих полётов к Луне.

В интервью ещё раз сказано, что "Орёл" на орбиту летать сможет. Но, только в виде исключения.

Корабль "Орёл" с двигательным отсеком и  солнечными батареями
Корабль "Орёл" с двигательным отсеком и солнечными батареями

Это важно. Во-первых, у нас будет не один корабль для орбиты, а два - разной вместимости. А во-вторых - разъяснено, что разрабатывая дорогой "Орёл", не забыли , что новый многоразовый орбитальный корабль должен быть дешевле. Не зря же произнесено слово "дороговато"?

Вот это последнее меня очень интересует:
многоразовый корабль "
что-то по типу «Бурана»", который дешевле "Орла".

Зачем нужна замена "Союзу-МС"?

В чём Рогозин прав, так это в том, что даже если старая техника надёжно летает, нужно всё равно разрабатывать новое. Просто чтобы не разучиться это делать. Да, это затратно, но иначе просто нельзя - мозги ржавеют, навыки теряются...

И второе. Потенциальную выгоду от многоразовости никто не отменял. Сейчас из всего корабля "Союз-МС" возвращается только посадочный отсек. А бытовой отсек вместе с двигателями сгорает!

Посмотрите ещё раз на "Союз", слева направо:
бытовой шарообразный отсек - сгорает;
фактически посадочный модуль, обтянутый серым - приземляется;
приборно-агрегатный отсек с двигательным отсеком и с солнечными батареями - всё сгорает.

Хороший орбитальный корабль погибает почти весь, кроме капсулы с космонавтами...
Хороший орбитальный корабль погибает почти весь, кроме капсулы с космонавтами...

Что это будет за проект?

Единственное, что мне приходит на память - это наш забытый проект космического корабля "Клипер". Он был многоразовый и с крыльями! Именно то, о чём и говорил Рогозин - он должен был садиться на самолётную посадочную полосу как маленький "Буран".

Помните кого Рогозин упомянул, когда сказал о новом корабле?

...многоразовый корабль [...] что-то по типу «Бурана» с возможностью посадки на взлетно-посадочные полосы. [...] Корпорация «Энергия» и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты.


Да ведь именно "Энергия" во-главе с Севостьяновым и продвигала "Клипер" ещё 15 лет назад!

Проект Клипер, 2005 год - проекции внешнего вида Клипера на салоне в Ле Бурже (фото wikipedia.org. Этот файл распространяется под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported .)
Проект Клипер, 2005 год - проекции внешнего вида Клипера на салоне в Ле Бурже (фото wikipedia.org. Этот файл распространяется под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported .)

Ссылка на лицензию Creative Commons Attribution 3.0 Unported .

Я как-то недавно вспоминал, что это был за проект - посмотрите статью о Клипере. В частности, я там сокрушался об одной из слабых сторон Клипера.

Напомню: после внедрения крыльев в конструкцию по просьбе европейцев, Клипер не уже мог входить в атмосферу на второй космической скорости при возвращении с Луны. Там получалась слишком высокая температура нагрева, а нужных огнеупорных материалов 15 лет назад ещё не было. Зато, они есть сейчас!

Да, я не опечатался - Клипер задумывался одновременно и как орбитальный и как лунный корабль.

Напрашивается вопрос - зачем тогда нужен Орёл, если был Клипер и если нужные материалы уже есть? Ну, наверное "Орёл" уже в значительной мере проработан, причём на современной материальной базе. Возвращаться к проекту 15-летней давности - это не очень правильно.

А вот использовать наработки того проекта и принципиальную компоновку - очень даже правильный ход был бы.
В этом случае не нужно заморачиваться с радиационной защитой - на орбите радиация меньше.
И скорее всего, нам не нужно 6-7 местного корабля - на орбиту так много людей возить за один раз не нужно. Российский сегмент мал, и будет ли он сильно больше - бабушка на двое сказала. Ну, а если что - пошлём более вместительный "Орёл", если уж припрёт.

Ну, ведь похож же :)
Ну, ведь похож же :)

Если я угадал и всё так и задумывается, то вполне верю - нам удастся сделать нечто дешевле "Орла" - 3-х местный облегчённый "Клипер" на современных технологиях.
А почему нет? По сравнению с Орлом - мест в 2 раза меньше, без усиленной защиты от радиации и с меньшим ресурсом - есть на чём сэкономить!

Если получится, а главное - если дадут наконец денег для этого - представьте как это будет круто и красиво! Вспомните как впечатлили старт и приземление крылатого Бурана. Здесь будет что-то похожее - красивое, современное, но без гигантомании и за вменяемые деньги.

У меня прямо настроение улучшилось, когда это всё сейчас выдал :)

Только бы не зарубили проект во-второй раз. И не затянули...
Надо написать Маску, чтобы ещё чего-нить отчебучил и ускорение нам придал :-)))

Понравилась статья? Есть что добавить в комментариях?

Дорогие друзья, нам очень нужна ваша поддержка - подпишитесь на канал. Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.

Подпишитесь на мой канал :)

Ещё статьи по теме:

Почему Россия улыбается, глядя на успехи Crew Dragon?

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты