177 subscribers

Культурная апроприация и еда

251 full read


Вирусные рецепты с этническим контекстом это плохо, часто они приготовлены технически неправильно и вообще не заслуживают внимания (согласна). А еще они отнимают внимание у не белых людей, которым на самом деле принадлежат (???).

Прочитала статью и глубоко задумалась.
https://www.foodandwine.com/news/how-viral-recipes-shut-out-bipoc-creators

Основная идея в целом мне близка и понятна. Но вот зачем сюда примешивать излюбленную американскую тему расизма? Размышляю.

Белые люди, которые готовят этническую еду — это культурная апроприация. И это как бы плохо. Потому что представители этнических групп неспособны создавать вирусный контент и добиваться успеха. Здесь автор меня вообще потерял.

Инстаграм — это уникальное явление, инструмент, который позволяет достигать успеха и признания кому угодно. Ты можешь находиться в любой точке мира, иметь любой цвет кожи, а можешь вообще не показывать свое лицо и назваться кем угодно. Твой успех зависит исключительно от тебя, твоих способностей, знаний, увлеченности и финансовых вложений. Это удивительное время, когда самые обычные люди могут стать более популярными, чем известные актеры или исполнители.

Белые люди готовят карри и тако без отсылки к источникам, готовят неправильно и нетрадиционно. Ну так тут дело совсем не в том, что они белые. Они просто некомпетентны. Меня тоже бомбит, когда я вижу американский рецепт вареников, где они слеплены в форме пельменей, а в комментариях одни восторги.

Кстати, как насчет белых шведов, которые воруют равиоли у белых итальянцев? Это не запрещено, потому что вроде как все белые? В чем разница-то? Я уже говорила о том, что аутентичность — это сложносоставная вещь и это не всегда хорошо для конечного пользователя. Я знаю профессиональных поваров итальянцев, которые готовят достаточно дерьмовую пасту. И испанцев, которые готовят весьма дерьмовую паэлью. При этом повар из Венесуэлы делал одну из самых вкусных паст, которую я ела в жизни. А русский — паэлью. Я знаю китайцев, которые делают очень вкусные роллы и суши.

Дело не в том, кто какого цвета и кто где родился. Дело в знаниях, в опыте, в отсутствии коробки на голове. Видеть дальше, чем "я вот такой этнический, я лучше знаю". И опаснее верить таким знатокам, чем есть этническую кухню из умелых белых рук. Потому данное при рождении преимущество "быть причастным по умолчанию" часто замедляет развитие и туманит взгляд.

Сейчас можно сказать о ну конечно, тебе ли об этом размышлять, ты же белая. В каком-то смысле да. Но в российских реалиях, например, я достаточное количество раз слышала пренебрежительное "не русская", что по тяжести примерно равно "не белая". Вали домой в свой Узбекистан и вот это все.

Использование идей из других культур — это развитие. Но как и все остальное, это нужно делать правильно. Иногда это выходит из-под контроля и мы получаем некачественное поке на каждом углу, потому что оно стало модным. А потребители даже не знают, что это такое и откуда. Но часть ответственности за это лежит и на потребителях тоже. Отсутствие любознательности и тотальное безразличие к тому, что они едят.

Что должен делать человек, если он готовит этническое блюдо и делится рецептом?

— Изменить рецепт, добавить что-то от себя. Тогда можно спокойно не указывать никаких источников. Хотя все равно полезно написать, что "я вдохновился индийской кухней".

— Если это традиционное блюдо, созданное по мотивам национальной кухни, написать об этом. Добавив заметку о том, что единого правильного рецепта нет и состав может отличаться в разных регионах/у разных поваров.

— Если это традиционное блюдо, рецепт которого вы получили из проверенного источника, которому можно доверять — класс! Расскажите об этом.

— Не называть вещи своими именами. Эта техника спасла от гибели не один миллион моих нервных клеток. Назови салат Цезарь Цезарем и тебя похоронят. Салат с сухариками и курицей. Будет очень вкусно и всем понравится. И ваша совесть чиста.

— Если уж есть желание опубликовать "самый правильный рецепт Болоньезе", нужно потрудиться и выяснить, действительно ли он самый правильный. Проверить источники, изучить историю, по необходимости скорректировать техническую часть (она частенько хромает в национальных рецептах).

Что вы можете сделать как пользователи?

— Не доверять и проверять. Не верьте всему, что вам говорят. Доверяйте только тем, кто заслужил ваше доверие и создает впечатление человека, которому не все равно.

— Учитесь сами. Читайте, смотрите, впитывайте. Сейчас такое время, когда посетители ресторанов знают о еде больше, чем повара. И это не всегда плохо, если применять свою силу правильно. Это постоянный процесс взаимообразования и обе стороны должны принимать его без боли и оскорблений.

Культурная апроприация и еда