Как бизнесу экономить на пробках от 1 млн руб в месяц

Реклама в Дзене
20 July 2020
652 full reads
3 min.
2,2k story viewUnique page visitors
652 read the story to the endThat's 29% of the total page views
3 minutes — average reading time
Как бизнесу экономить на пробках от 1 млн руб в месяц

Для служб доставки магазинов, ритейлеров и транспортных компаний пробки — это не просто потерянное время, это лишние затраты: водители опаздывают и не успевают развозить заказы, растут транспортные расходы на дополнительные машины.

Очень часто время в пути зависит не от количества километров между точками А и Б, а от текущей дорожной ситуации. Расстояние, которое автомобиль без пробок проезжает за несколько минут, на загруженной дороге может превратиться в несколько десятков минут или даже несколько часов.

Типичный пример, знакомый всем москвичам — Садовое кольцо. Без пробок — очень быстро, с пробками — очень медленно.

Эта дорога без пробок займёт 8 минут, с пробками более 40 минут
Эта дорога без пробок займёт 8 минут, с пробками более 40 минут

Как и сколько денег теряет бизнес на пробках?

Разберёмся на примере.

Возьмём интернет-магазин, доставляющий около 2 000 заказов в день по Московскому региону. Логистический департамент оперирует 72 собственными машинами и может нанять машины «с рынка» при необходимости. Предположим, что средняя цена одного дня и наёмной, и собственной машины — 5 000 руб.

Опоздания курьеров

При ручном планировании логист руководствуется простой и понятной логикой прогноза пробок: больше времени на проезд в утренние и вечерние часы пик, зимой и в непогоду, меньше времени на маршрут в выходные и праздничные дни.

Приблизительный ежедневный график пробок с утренними и вечерними часами пик
Приблизительный ежедневный график пробок с утренними и вечерними часами пик

Однако далеко не все факторы, влияющие на возникновение пробок, могут быть учтены даже опытным логистом, и результат такого планирования всегда будет лишь предположительным.

Так, доставка товаров силами собственных 72 машин привела к 282 фактическим опозданиям, что составляет почти 15% от общего количества заказов. Некоторые опоздания были небольшими — в рамках 10-минутного интервала, но 50 опозданий можно было назвать критичными — задержка составила более часа.

Конечно, такие опоздания моментально не повлияли на выручку интернет-магазина, но в условиях растущей конкуренции они могут привести к снижению количества повторных покупок. Согласно исследованию PwC, доставка является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор интернет-магазина конечным покупателем, и ценность своевременно оказанной услуги будет только расти.

Если для интернет-магазина опоздания можно выразить косвенным влиянием на бизнес, то, например, в ритейле задержки с поставкой — это реальные деньги, за доставку не вовремя торговая сеть может выписать штраф производителю или дистрибьютору в размере от 15 до 50% от суммы поставки. 

Планирование «про запас»

Вернемся к нашему примеру. Такой большой процент опозданий — недопустимо низкий уровень сервиса для интернет-магазина, который заботится о своей репутации. Для того, чтобы доставить все заказы вовремя, логисту приходится увеличивать количество машин, планируя маршруты «с запасом». Да, эти машины приходится нанимать и нести дополнительные затраты, но это помогает повысить качество клиентского сервиса.

Теперь на 2 000 доставок выезжает 80 автомобилей, то есть на 8 больше, чем до этого. Оперируя таким парком машин, удаётся сократить опоздания в 2,5 раза — до 102, но полностью избавиться от задержек получается, только добавив еще 5 машин. Как итог — 85 машин. Дополнительные 13 единиц транспорта, которые приходится нанимать «с рынка». Такова цена пробок: 65 000 рублей ежедневно, 1 950 000 рублей ежемесячно.

Как бизнесу экономить на пробках от 1 млн руб в месяц

Износ автомобилей

Ещё одним неприятным эффектом пробок является увеличенный износ самой машины. Если говорить про наёмный транспорт, волноваться не приходится, затраты берёт на себя подрядчик, но если используется собственный автопарк, то можно заметить основные проблемы, которые возникают из-за пробок: износ механической коробки передач, перегрев двигателя, снижение срока службы тормозной системы и аккумулятора.

Всё это приводит к более частым ремонтам и дополнительным затратам со стороны бизнеса.  

Можно ли предсказать пробки?

Можно ли сократить негативный эффект от пробок? Да, если учитывать их правильный прогноз. Если собирать и анализировать огромное количество статистических данных, то можно с довольно высокой точностью говорить о развитии дорожной ситуации не только в течение дня, но и на несколько дней и недель вперед. Именно так работает алгоритм Яндекс.Маршрутизации.

Большинство водителей хотя бы раз пользовались Яндекс.Навигатором. Механизм его работы — пример использования алгоритма учёта пробок при построении маршрута.

Водитель строит маршрут, система в режиме реального времени сравнивает разные варианты пути с учётом пробок и подсказывает, какой выбрать. У такого алгоритма максимально возможная точность, так как он учитывает дорожную ситуацию здесь и сейчас.

Однако Яндекс.Навигатор не умеет прогнозировать пробки в будущем. А в логистике важен именно прогноз: когда маршруты для доставки планируют минимум за день, надо знать, где вероятнее всего будут перегружены дороги.

Алгоритм Яндекс.Маршрутизации, в отличие от Яндекс.Навигатора, не оценивает дорожную ситуацию в реальном времени, зато делает прогноз о ее состоянии на будущее. Для этого система использует информацию, которая поступает от 20+ млн автомобилистов и 500 000 такси.

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением Яндекс.Карты или Яндекс.Навигатор, они передают анонимную информацию о своих перемещениях. За месяц система обрабатывает до 480 млн треков — записанных маршрутов. Сбор и анализ данных от миллионов автомобилей позволяет точно прогнозировать дорожные заторы.

Для прогнозирования анализируют информацию о дорожной ситуации за прошлые две недели в нужный день и нужное время, используя современные алгоритмы машинного обучения. Алгоритм также учитывает ремонты дорог и перекрытия, но, к сожалению, не может учесть никак не прогнозируемые ситуации, например, аварии. Однако, несмотря на это, точность предсказания пробок в разы выше любого другого прогноза без их учёта.

Чтобы оценивать точность предсказания, результаты планирования постоянно проверяют: сверяют расчётное и фактическое время проезда маршрута. Так гарантируется стабильное качество работы и постоянное улучшение алгоритма.

Для калибровки алгоритма Яндекс.Маршрутизации его используют на реальных бизнес-задачах, моделируя и сравнивая результаты с учётом и без учёта пробок. Моделирование повторяют много раз, накапливая статистику сравнения.

Только в Яндекс.Маршрутизации есть возможность использовать данные по пробкам. В основе остальных решений лежат либо полностью беспробочные алгоритмы, либо алгоритмы с грубым предсказанием пробок, не основанные на реальной статистике проезда автомобилей.

Машинное обучение и постоянная оценка качества получившегося прогноза помогают добиться высокой точности результатов. Сравним качество планирования алгоритмов Яндекс.Навигатора, Яндекс.Маршрутизации и решения без учета пробок: возьмём ожидаемое время пути водителя, вычисленное алгоритмом, и поделим на фактическое время, проведенное водителем в дороге. В идеале, они должны быть равны, получилась бы единица. Однако 100%-точных алгоритмов не бывает, поэтому прогнозное и фактическое время в пути не всегда совпадают, значения могут отличаться от единицы.

По горизонтальной оси — точность алгоритма, желательны значения, близкие к 1. По вертикальной оси гистограммы отложено количество поездок, соответствующее определенному значению точности алгоритма, оно зависит от разбиения гистограммы и само по себе не несет смысловой нагрузки, поэтому вертикальная ось не отображена.
Алгоритмы Яндекс.Маршрутизации и Яндекс.Навигатора выдают прогноз, близкий к реальной дорожной ситуации, в отличие от беспробочного алгоритма.
По горизонтальной оси — точность алгоритма, желательны значения, близкие к 1. По вертикальной оси гистограммы отложено количество поездок, соответствующее определенному значению точности алгоритма, оно зависит от разбиения гистограммы и само по себе не несет смысловой нагрузки, поэтому вертикальная ось не отображена.
Алгоритмы Яндекс.Маршрутизации и Яндекс.Навигатора выдают прогноз, близкий к реальной дорожной ситуации, в отличие от беспробочного алгоритма.

На графике видно, что алгоритм Яндекс.Маршрутизации, основывающийся на статистических данных, даёт информацию, очень близкую к реальным значениям. Решение без учета пробок показывает, что на дорогу уходит меньше времени, чем в реальности (беспробочное время в среднем составляет 80% от реального). Кроме этого, оно выдает больший разброс значений времени, что говорит о невысокой точности.

Алгоритм без учёта пробок в реальном бизнесе использовать сложно, он редко подходит под требования рынка. Им можно обойтись, если компания развозит грузы в пределах одного района, а окна доставки широкие, например, с 9:00 до 20:00. Если задача чуть усложняется, например, маршруты стали длиннее, появились заказы в других районах, а интервалы доставки стали уже, беспробочный алгоритм начнёт ошибаться и строить невыполнимые маршруты.

«Выполнимость» маршрута — когда модельное время, рассчитанное программой, совпадает с фактическим, то есть временем, за которое водитель в реальности проехал маршрут. Такой маршрут можно построить только при использовании алгоритма с учётом пробок.

В ситуации слева можно обойтись решением без учёта пробок: из склада нужно в удобное время выехать в район, где находятся заказы, и в каком-то порядке их развезти. В ситуации справа такой подход не будет работать, нужно точно планировать маршрут, чтобы попадать в интервалы.
В ситуации слева можно обойтись решением без учёта пробок: из склада нужно в удобное время выехать в район, где находятся заказы, и в каком-то порядке их развезти. В ситуации справа такой подход не будет работать, нужно точно планировать маршрут, чтобы попадать в интервалы.

Сколько можно сэкономить, зная прогноз пробок

Чтобы построить оптимальный маршрут, алгоритм Яндекс.Маршрутизации рассматривает большое количество альтернатив. Он учитывает прогноз пробок, граф дорог — информацию с карты, где отмечено, как может двигаться автомобиль, — и более 50 параметров доставки.

Яндекс.Маршрутизация выстраивает маршруты так, чтобы не было опозданий, при этом минимизируя количество машин, которые необходимы, чтобы развозить все заказы вовремя.

Вернёмся к нашему интернет-магазину: 2000 точек доставки и 72 собственных автомобиля.

Для наглядного сравнения «попросим» алгоритм спланировать маршрут для того же количества машин. На выходе получаем 108 опозданий, 100 из которых менее чем на 5 минут. Почти в 3 раза меньше, чем при ручном планировании.

Если дать алгоритму подобрать минимально необходимое количество машин, то для доставки всех заказов без опозданий потребуется 76 машин вместо 85 машин, которые получились при ручном планировании. Это позволяет не нанимать «лишние» 9 машин и экономить 45 000 рублей ежедневно. Это чуть больше 10% от всех транспортных расходов. При этом опоздания сведены к нулю. 

Как бизнесу экономить на пробках от 1 млн руб в месяц

Пробки и доставка: как сэкономить деньги

В крупных городах машины транспортных компаний и служб доставки стоят в пробках до двух рабочих часов в день.
В крупных городах машины транспортных компаний и служб доставки стоят в пробках до двух рабочих часов в день.
Человек не может точно предсказать пробки: в маршрутах, построенных вручную, всегда будут сильные погрешности и опоздания.
Человек не может точно предсказать пробки: в маршрутах, построенных вручную, всегда будут сильные погрешности и опоздания.
Прогноз пробок в Яндекс.Маршрутизации строится на анализе информации от миллионов автомобилистов. Алгоритм обрабатывает до 250 млн треков, собранных за две недели.
Прогноз пробок в Яндекс.Маршрутизации строится на анализе информации от миллионов автомобилистов. Алгоритм обрабатывает до 250 млн треков, собранных за две недели.
Точность алгоритма Яндекс.Маршрутизации, который составляет маршруты с учётом пробок и рассчитывает время в пути, постоянно проверяется, его погрешность в разы меньше погрешности решения без учета пробок.
Точность алгоритма Яндекс.Маршрутизации, который составляет маршруты с учётом пробок и рассчитывает время в пути, постоянно проверяется, его погрешность в разы меньше погрешности решения без учета пробок.
Интернет-магазины, курьерские службы, ритейлеры и транспортные компании могут экономить десятки тысяч рублей в день, если автоматизируют логистику. Экономия достигается за счёт уменьшения количества машин, нужных для доставки заказов, и отсутствия опозданий курьеров.
Интернет-магазины, курьерские службы, ритейлеры и транспортные компании могут экономить десятки тысяч рублей в день, если автоматизируют логистику. Экономия достигается за счёт уменьшения количества машин, нужных для доставки заказов, и отсутствия опозданий курьеров.

Узнайте подробности о работе сервиса Яндекс.Маршрутизации по ссылке>>. Или запросите онлайн-демонстрацию решения.